Файл: Введение Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здоровый образ жизни человека - это его инициатива в формировании атрибутивных образов человеческого тела для осуществления определенного вида высокоэффективной творческой деятельности по преобразованию окружающей среды. Для теории и практики формирования здорового образа жизни человека необходимо объединить приведенные выше определения этого понятия в более общее и универсальное определение с точки зрения уровня абстракций.
Интеграция осуществляется на основе приведения структуры и функций человеческого тела к знаменателю, которым в данном случае является системная организация человеческой жизни, где структура и функция находятся в единстве. Следует отметить, что основная функция человеческого тела - это развитие и воссоздание естественных основных сил для нужд его саморазвития, которые составляют квинтэссенцию всего процесса развития и функционирования человеческого тела. Сами сущностные силы являются источником другой природы или потенциального социального мира, который составляет социальную сущность человека.
Концептуальное определение здорового образа жизни человека может быть получено на основе интеграции его морфогенетических и структурно-функциональных характеристик.
Здоровый образ жизни человека - это такая жизнедеятельность, которая при положительном эмоционально-волевом отношении человека обеспечивает поддержание его экологического баланса с физической природой и снижение энтропии общественных отношений в социальном организме страны, в котором он включен как источник интеллектуальной энергии, а, следовательно, и ее основная движущая сила.
При этом, на каком бы этапе развития ни находился человек, его образ жизни всегда индивидуализирован и адаптирован к условиям его существования. Такое проявление жизни называется образом жизни человека.
Образ жизни - это интеграция в органическое единство физических, психических и социальных компонентов, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве основной функции человеческого тела в целом. Под этим понятием мы понимаем актуализацию потенциального социального содержания, которое находится во внутренних структурах человеческого тела. Каждая отдельная страна, включая Украину, имеет столько вариантов своего развития, сколько существует вариаций от общего числа потенциальных социальных миров людей, которые в них живут. Возбуждение смыслового содержания в структуре личности происходит как за счет потоков внешней информации, от которых она защищена системой внутренних личностных фильтров (физических, социальных, гносеологических, идеологических, психологических), так и за счет реализации собственных умственная деятельность.
Здоровый образ жизни - это саморазвивающийся процесс, у которого есть точка начала, затем этап формирования, после которого он переходит в период зрелого функционирования, и только после этого наступает время упадка или перехода в новое качество. Понятно, что их качественные и количественные характеристики будут разными, поэтому для каждого возраста должны быть свои нормы и стандарты.
В то же время здоровый образ жизни как процесс требует построения эвристической модели жизни человека, которая при разработке и внедрении набора моральных и правовых норм в повседневную жизнь может служить примером здорового образа жизни, и также может использоваться для дизайна как образа жизни, зависящего от реальных условий, в которых она оказалась.
Специфическим инструментом, который помог раскрыть содержание системы здоровый образ жизни человека при оценке практической стороны процесса, является определение понятия здоровье, а также определение видового понятия физическое здоровье. здоровье, психическое здоровье и социальное здоровье.
Здоровье - неотъемлемый показатель трансформации окружающей среды. Чтобы определить здоровье как понятие, необходимо установить его место в системе научных понятий. Суть наиболее распространенного мнения в том, что здоровье и жизнь отождествляются друг с другом. В биомедицинских исследованиях (П.К. Анохин, И.В. Давыдовский, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев) мы находим указание на то, что наиболее близким родовым понятием здоровья является жизнь.
Сегодня в валеологии (науке о здоровье человека) четко просматриваются два подхода к набору определений понятия здоровье, которые условно можно обозначить как статический и динамический.
Статическая тенденция в подходе характеризуется стремлением определить здоровье в статике, то есть основывается на подходе внешней формы. Понятие внешняя форма означает устойчивость, состояние вещи как совокупность ее одновременно существующих свойств. Наиболее типичным примером такого подхода является определение здоровья как состояния полного физического, психического и духовного благополучия, а не только как отсутствие болезни или инвалидности. Это определение подчеркивает триединую природу здоровья - телесное, психическое и психологическое.
Физическое совершенство и душевное равновесие тела являются необходимыми и достаточными условиями для социального благополучия человека. Определенное состояние здоровья характеризует определенный потенциал человека, показывает, как человек справляется с множеством ролей (функций). Особый упор на это делается в динамическом подходе.
Суть этого подхода - выявить изменяющееся свойство вещи или функции. Понятие функция показывает изменение вещи, характеризует процесс ее трансформации или динамику. Сторонники функционального (динамического) подхода (А.Д. Степанов и др.) Определяют здоровье как состояние организма, при котором он способен полностью выполнять свои функции. Определение здоровья, которое устанавливает взаимосвязь между системой потребностей и интегративной функцией по удовлетворению этой системы, также имеет близкое значение. Так, в исследованиях В.П. Петленко и Г.И. Царегородцевой под здоровьем понимается нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять систему материальных и духовных потребностей.
Такой взгляд дает нам функционально-системный подход к определению концепции здоровья человека, а через него - к раскрытию содержания концепции здорового образа жизни.
В целом, однако, следует признать, что анализ состояния общественного теоретического сознания показывает, что все еще предпринимаются попытки определить подходы к созданию целостной теории здорового образа жизни человека. Сегодня перед исследователями стоит довольно непростая задача разработать основу для определения общего состояния здоровья человека и его отдельных составляющих. Особенно важно понимать необходимость со стороны государства в целом и его компетентных органов работать над созданием государственных стандартов здорового образа жизни для различных категорий населения страны и их принятием в качестве исходных стандартов при планировании и прогнозировании. социальные процессы. При этом следует исходить из того, что норма - это не заданный количественный показатель, а определенный диапазон изменений параметров функционирования и развития внутренних органов и подсистем человека.
Важнейшим интегративным средством понимания феномена здорового образа жизни человека является моделирование. Создав модель здорового образа жизни человека, мы сможем проанализировать это явление как саморазвивающуюся систему, то есть привести параметры физического, умственного и социального развития человека к общему знаменателю., а также для определения источника внутреннего саморазвития человеческой личности и условий, непосредственно формирующих процесс саморазвития положительных тенденций в деятельности человека. Построение и применение такой модели также приобретает практический интерес, поскольку может рассматриваться как система профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни.
4.Физическая культура как вид культуры общества
Для понимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой, продукт этой деятельности, ее результат. Культура представляет собой не абстрактную деятельность, а ее качественную сторону, которая отражается в результатах материальной и духовной сторон деятельности человека и общества.
Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:
1. познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом (освоение искусства, техники, литературы, науки и т.п.);
2.действует как носитель определенных культурных ценностей;
3.создает новые культурные ценности, которые становятся базой для развития культуры последующих поколений.
Таким образом, культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в картинах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле - это сфера духовной жизни людей.
Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она не может быть отнесена только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества или отдельного ее человека не главная ее характеристика как социального явления. По этой же причине она не может быть отнесена и только к духовной культуре, хотя в ее сфере и отражается общественное сознание.
В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Она должна способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть средством всестороннего гармоничного развития личности, формирования активной жизненной позиции.
5.Физическая культура как часть культуры личности
Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности,
физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека. Физическая культура наряду с культурой в целом призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса.
Основными материальными ценностями физической культуры личности являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы и выступают в качестве обязательного средства осуществления любого вида человеческой деятельности.
К духовным ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории перспективы развития и т.д. Иными словами, духовные ценности физической культуры личности выступают как способ реализации социальной программы физического развития и как способ практического выполнения двигательных приемов и действий в трудовой, спортивной, военной и других видах деятельности. Физическую культуру личности определяют физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство.
Культурный уровень человека - это степень его приобщения к процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях культуры: духовной, политической, физической и др. Степень удовлетворения потребностей в движениях, физических упражнениях непосредственно зависит от состояния здоровья человека.
Одним из критериев культурного уровня человека является его способность правильно, с большой пользой для себя и общества, расходовать свободное время. Использование физических упражнений сохраняет силы и здоровье человека, позволяет ему творчески трудиться.
Заключение
Культура здоровья – новое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и прочее), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических заболеваний и т.д.