Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы управления логистического процесса в закупке, производстве и распределении.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Р ОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
Факультет среднего профессионального образования
Курсовая работа
по дисциплине:
«Основы управления логистического процесса в закупке, производстве и распределении»
специальность: Операционная деятельность в логистике
Работу выполнила
студентка группы 33.2
Чупрова Надежда
Химки
2022
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Транспортные тарифы: понятие и сущность тарифов………....5
1.1. Транспортные тарифы: понятие и правила их расчета…….……..…5
1.2. Особенности транспортных тарифов……………………………......9
Глава 2. Система транспортных тарифов на различных видах транспорта ………………………………………………………………………21
2.1. Система тарифов на железнодорожном транспорте……………….21
2.2. Система тарифов на речном транспорте……………………………24
2.3. Система тарифов на морском транспорте………………………….26
2.4. Система тарифов на воздушном транспорте…………………….…29
2.5. Система тарифов на автомобильном транспорте………………..…29
Заключение ………………………………………………………………..34
Список использованной литературы ……………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития рыночной экономики и высокой степенью изменчивости окружающей среды, в которой главной целью стало получение максимальной прибыли при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу транспортных услуг и ее тарифную политику.
Специфика современного периода развития общественного производства оказывает сильное влияние на все отрасли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы.
Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.
Один из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние нарост соответствующих железнодорожных тарифов.
Транспорт как систему можно представить в различных видах и формах построения.
В результате формирования современного рынка транспортных услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем.
Целью курсовой работы является изучение особенностей и принципов построения тарифов на транспорте.
В процессе изучения ставятся следующие задачи: понять сущность тарифной системы и способы ее формирования; рассмотреть систему транспортных тарифов на различных видах транспорта.
Глава 1. Транспортные тарифы: понятие и сущность тарифов.
1.1. Транспортные тарифы: понятие и правила их расчета.
Составной частью системы цен за логистические услуги являются грузовые тарифы. Как экономическая категория, транспортные тарифы являются формой цены на продукции транспорта. Они должны обеспечить возможность расширенного воспроизводства на транспорте.
Тарифы включают в себя:
- непосредственно плату, взимаемую за перевозку грузов;
- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
Правила исчисления плат и сборов.
Тарифы должны разрабатываться, а в дальнейшем корректироваться с учетом немногих, но очень важных для развития принципов. В конечном итоге они должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить, с одной стороны нормально работающему перевозчику возмещение себестоимости перевозок и возможность получения прибыли, а с другой, потребителю транспортных услуг выгодность связей транспортом общего пользования.
В предыдущих разделах уже отмечалось, что одним из определяющих факторов, влияющих на выбор перевозчик и транспортных средств, является стоимость перевозки.
Тарифы должны содействовать решению важнейших макрологистических задач:
-
Рациональному размещению производительных сил регионе, стране. -
Сближению потребителей и поставщиков материальных ресурсов. -
Развитию регионов, экономики, производства и сфер делового обслуживания. -
Рациональному распределению грузопотоков в макрологистической системе. -
Оптимизации грузооборота между различными видам транспорта. -
Полному использованию подвижного состава. -
Снижению уровня нерациональных перевозок до минимума. -
Ликвидации порожних пробегов и т.д.
В связи с этим тарифы различных видов транспорта соответствующими организациями в зависимости от целеполагания на конкретном этапе периодически пересматриваются . Этому способствуют и такие серьезные причины, как:
- динамика развития производственных сил;
- изменения в себестоимости перевозок по причинам как глобального, так и локального характера;
- конкурентная борьба за потребителей транспортной продукции.
При планировании тарифной политики важно обеспечить экономически обоснованные соотношения по трем направлениям:
- перевозки различных грузов;
- перевозки различными видами транспорта
- перевозки однородных грузов, но различными видами транспорта.
Следует отметить еще один аспект. Тарифное соотношение, сложившееся на определенный момент, не остается надолго стабильным. Помимо вышеуказанных причин это вызвано неустойчивостью затрат на производство транспортной продукции в процессе функционирования различных видов транспорта. Искомые затраты зависят от ряда факторов, в том числе от:
- дальности перевозок;
- степени использования живого и овеществленного труда;
- технической оснащенности;
- уровня производительности труда;
- деловой активности и т.д.
В то время существует ряд общих очевидных факторов, которые оказывают влияние на уровень тарифов, в связи, с чем их необходимо учитывать в процессе планирования логистической деятельности. Наиболее важные из них следующие:
- грузоподъемность;
- загрузка транспортного средства;
- род груза;
- вид груза;
- размер отправки;
- скорость перевозки;
- расстояние перевозки и др.
Принципиально расчет средней тарифной ставки можно осуществить по формуле:
Т = С + П,
где Т - размер тарифной ставки;
С - себестоимость перевозки;
П - прибыль, приходящаяся на единицу транспортной продукции.
Квалифицированным регулированием уровня тарифных ставок можно стимулировать спрос не
только на основную продукцию транспорта, но и на дополнительные транспортно-экспедиционные услуги.
Некоторые из факторов, воздействующих на ценообразование услуг в сфере транспорта, были уже в той или иной мере рассмотрены. Здесь целесообразным будет обратить внимание на зависимость величины тарифов от расстояния перевозки. Эта зависимость может быть выражена следующим образом:
C=(A+Bl)/l
где С - денежные затраты (руб.) на перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км ;
А - денежные затраты в начальном и конечном пунктах, не зависящие от дальности перевозки (руб./т-км);
В - затраты, непосредственно связанные с перемещением (руб./т-км);
l - расстояние перевозки.
Из представленной формулы видно, что при увеличении расстояния себестоимость перевозки 1 т-км снижается. Данная закономерность используется при планировании тарифов и учитывается на всех видах транспорта. Более того, на практике очень часто в целях рационализации грузопотоков и стимулирования спроса на продукцию транспорта тарифные ставки намеренно отклоняются от расчетных.
Для водного транспорта вышеприведенная общая формула принимает вид:
C=(A+B(L-lm))/100
Где L - общее расстояние перевозки (км);
1 т - минимум расстояния перевозки (км).
Таким образом, дифференциация тарифных ставок осуществляется за перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км . Исходя из этого, провозную плату в общем виде можно рассчитать, умножив тарифную ставку за 1 т-км на расстояние перевозки.
На железнодорожном транспорте применяются также тарифы за перевозку груза в вагоне - 1 вагон, в контейнерах - 1 контейнер.
Расчет тарифных таблиц за каждый километр является процессом трудоемким, а сами таблицы нередко бывают очень громоздкими. Поэтому на транспорте, чтобы упростить расчетные, организационные и коммерческие процессы во многих тарифных системах принят принцип группировки расстояний по поясам.
Тарифный пояс представляет собой интервал дальности перевозок, внутри которого действует тарифная ставка для всех расстояний данного пояса.
На различных видах транспорта расстояние, образующее тарифный пояс, колеблется в довольно широких пределах, например на железнодорожном транспорте он составляет от 10 до 200 км , а наречном - от 10 до 100 км .
1.2. Особенности транспортных тарифов.
Всеми видами транспорта как поощрительная мера для транзитных перевозок широко используется так называемая транзитная льгота. Она выражается в том, что перевозчик за дополнительную плату предоставляет заказчикам (грузоотправителю, грузополучателю) право прерывать перевозку в промежуточном пункте на пути следования, но при этом оплачивать перевозку по сквозному тарифу.
Как правило, транзитные льготы предоставляются по различным массовым грузам (зерно, древесина, металлопродукция и т. д.) для их переработки в пути следования или для промежуточного хранения в заранее обусловленных случаях. Одновременно с указанными льготами заказчикам предоставляется право самостоятельно забирать из промежуточного пункта часть или весь переработанный, готовый к дальнейшей транспортировке груз.
Транзитная льгота может также предоставляться транспортными организациями грузоотправителям в тех случаях, когда в пути следования предусматривается возможность распродажи крупнопартионных грузов более мелкими партиями.
При выполнении международных перевозок взимаются таможенные пошлины и таможенные сборы. Таможенные пошлины представляют собой налоги, накладываемые таможней при пропуске товаров через таможенную границу. Перечень облагаемых таможенными пошлинами товаров и ставки таможенных пошлин сводятся в таможенный тариф.
Различают ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Определение таможенных пошлин во многом зависит от механизма, на основе которого предполагается их взимание. На практике используется три подхода, базирующихся на:
- твердых ставках за единицу измерения товара {специфические пошлины);
- процентах от цены товара {адвалорные пошлины);
- комбинированном способом, обусловливающем совмещение специфических и адвалорных пошлин.
Таможенные сборы представляют собой всевозможные сборы, которые взимаются помимо таможенных пошлин. К данной категории, в частности, можно отнести различного рода марочные сборы, лицензионные сборы, бандерольные сборы и др.
Попутно отметим, что таможня является особым государственным органом, который осуществляет контроль над провозом грузов (багажа) через границу. Таможни располагаются в морских и речных портах, на железнодорожных станциях, в аэропортах, а также в автомобильных пунктах пересечения границы, через которые осуществляется провоз экспортно-импортных и транзитных грузов.
Для характеристики изменения уровня тарифов на перевозки определенной совокупности грузов в процессе логистического анализа и при планировании продвижения материальных потоков рассчитывается тарифный индекс. Он определяется как отношение величины доходов транспортного предприятия от перевозок текущего периода к величине, которую могло бы получить это предприятие за те же перевозки при условии сохранения тарифов на уровне базисного периода.