Файл: Высшего образования московский технологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 621

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Характерные повреждения электрических машин и способы их устранения

Неисправность

Возможная причина

Способ устранения

Искрение под всеми щетками или частью их, сопровождающе-еся повышением нагрева как щеток, так и коллектора

Щетки установлены неправильно

Проверить положение щеток по меткам завода-изготовителя на траверсе

Разное расстояние отдельных бракетов между щетками по окружности коллектора

Проверить положение щеток на коллекторе при помощи бумаги и установить бракеты так, чтобы щетки соседних бракетов находились на одинаковом расстоянии по окружности коллектора. Устанавливать щетки отсчитывая определенное число пластин нельзя.

Неправильно установлены щеткодержатели

Уменьшить расстояние между обоймой щеткодержателя и коллектором, проверить соответствие установки реактивного щеткодержателя направлению вращения коллектора.

Неправильно установлены щетки в щеткодержателе или сами щетки находятся в неудовлетворительном состоянии

Проверить состояние щеток и размеры обойм щеткодержателей, при необходимости заменить.

Вибрирует щеточный бракет

Слабо или очень сильно прилегают щетки

Используются щетки разных сортов

Подтянуть болты, крепящие бракет к траверсе.

Установить требуемое нажатие.

Установить щетки в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.

Плохо возбуждается генератор, двигатель медленно разворачивается или работает с ненормальной частотой вращения, искрят щетки

Замыкания отдельных соседних пластин коллектора заусенцами

Замыкания между петушками коллектора

Межвитковое замыкание в одной или нескольких якорных катушках

Шабером удалить заусенцы, отшлифовать коллектор стеклянной шкуркой

Устранить замыкание

Поврежденные якорные катушки заменить новыми или отремонтировать

Неисправность

Возможная причина

Способ устранения

Генератор отдает или двигатель берет ток больше номинального

Машина перегружена

Увеличить регулировочное сопротивление в параллельной обмотке генераторов

При нормальной нагрузке частота вращения меньше номинальной, обмотка якоря перегревается

Плохая вентиляция машины

Снизить нагрузку или обеспечить повышенную вентиляцию

Генератор плохо возбуждается, двигатель медленно идет в ход

Межвитковое замыкание в одной или нескольких якорных катушках

Неисправные катушки отремонтировать или заменить новыми

Короткое замыкание обмотки якоря заусенцами через пластины коллектора

Удалить все заусенцы острым шабером, отшлифовать коллектор

Соединение отдельных петушков или короткое замыкание обмотки

Проверить состояние коллекторных петушков и устранить неисправность

Генератор при номинальной частоте дает высокое напряжение

Поврежден регулятор возбуждения или подобран неправильно, в результате чего ток возбуждения велик

Проверить исправность регулятора возбуждения и при необходимости заменить новым

Двигатель не идет в ход

Перегорели предохранители

Заменить предохранители

Обрыв в пусковом реостате или проводах

Устранить повреждение

Обрыв в обмотке якоря

Устранить повреждение. В основном обрыв выявляется в соединениях между коллектором и обмоткой





  1. Характерные повреждения воздушных линий и способы их устранения

Износ контактного провода

Проверить состояние рабочей поверхности контактного провода. На рабочей поверхности контактного провода не должно быть трещин, подгаров, наплывов, шеек и заусенцев. Не допускается эксплуатация контактного провода, имеющего перекрутки и изгибы.

В случае если износ контактного провода превышает допустимые приделы, то его необходимо заменить.

Износ несущего троса.

Уменьшение площади сечения троса вследствие обрыва жил не должно превышать 15% площади полного сечения. Места обрыва необходимо забандажировать. Если площадь сечения троса вследствие обрыва жил превышает 15% площади полного сечения, то необходимо сделать вставку несущего троса, или заменить его.

Повреждение изоляторов.

В случае механического или электрического повреждения изоляторов их необходимо заменить.

Разрегулировка струн

Проверить крепление струн к несущему тросу, контактному проводу, наклон струн и состояние сочленений звеньев. Износ звеньевых струн в сочленениях не должен превышать 30% их полного сечения. Наклон струн должен соответствовать монтажным таблицам

Износ анкеровочных ветвей

Вследствие эксплуатации возможен износ анкеровочных ветвей. Не допускается эксплуатация анкеровочных ветвей контактного провода, которые имеют механические повреждения, трещины, расслоения. На контактном проводе анкеровочных ветвей не должно быть следов прохода токоприёмников. Снижение площади сечения несущего троса вследствие обрыва жил, не должно превышать 15% площади полного сечения. Не допускается эксплуатация деталей, имеющих трещины, дефекты литья, коррозию болтов.

В случае сильного износа анкеровочных ветвей их необходимо заменить.

Атмосферные перенапряжения на линиях возникают из-за грозовых явлений. При таких кратковременных перенапряжениях часто возникают пробои изоляционных промежутков и в частности перекрытие изоляции, а иногда и ее разрушение или повреждение.

Перекрытие изоляции обычно сопровождается возникновением электрической дуги, которая поддерживается и после перенапряжения, т. е. при рабочем напряжении. Образование дуги означает короткое замыкание, поэтому место повреждения надо автоматически отключать.



Удар молнии в воздушную линию

Коммутационные (внутренние) перенапряжения возникают при включении и отключении выключателей. Действие их на изоляцию сетевых устройств аналогично действию атмосферных перенапряжений. Место перекрытия тоже надо отключать автоматически.

Разрушение юбки изолятора дугой

Понижение температуры воздуха увеличивает допустимую по нагреву температуру и ток провода. Одновременно с этим при понижении температуры уменьшается длина провода, что при фиксированных точках закрепления повышает механические напряжения. Повышение температуры проводов приводит к их отжигу и снижению механической прочности. Кроме того, при повышении температуры провода удлиняются и увеличиваются стрелы провеса. В результате могут быть нарушены габариты воздушной линии и изоляционные расстояния, т. е. снижены надежность и безопасность работы воздушной линии электропередачи.

Действие ветра приводит к появлению дополнительной горизонтальной силы, следовательно, к дополнительной механической нагрузке на провода, тросы и опоры. При этом увеличиваются тяжения проводов и тросов и механические напряжения их материала. Появляются также дополнительные изгибающие усилия на опоры. При сильных ветрах возможны случаи одновременной поломки ряда опор линии.

Гололедные образования на проводах возникают в результате попадания капель дождя и тумана, а также снега, изморози и других переохлажденных частиц. Гололедные образования приводят к появлению значительной механической нагрузки на провода, тросы и опоры в виде дополнительных вертикальных сил. Это снижает запас прочности проводов, тросов и опор линий.

Разрушенные опоры воздушной линии в результате действия гололеда

Вибрация — это колебания проводов с высокой частотой (5—50 Гц), малой длиной волны (2—10 м) и незначительной амплитудой (2—3 диаметра провода). Эти колебания происходят почти постоянно и вызываются слабым ветром, из-за чего появляются завихрения потока, обтекающего поверхность провода воздуха. Из-за вибраций наступает «усталость» материала проводов и происходят разрывы отдельных проволочек около мест закрепления провода близко к зажимам, около опор. Это приводит к ослаблению сечения проводов, а иногда и к их обрыву.

«Пляска» проводов — это их колебания с малой частотой (0,2—0,4 Гц), большой длиной волны (порядка одного-двух пролетов) и значительной амплитудой (0,5—5 м и более). Длительность этих колебаний, как правило, невелика, но иногда достигает нескольких суток.


  1. Охрана труда при оперативном обслуживании и осмотрах электроустановок

 Оперативные переключения должны выполнять работники, осуществляющие оперативное управление и обслуживание электроустановок (осмотр, оперативные переключения, подготовку рабочего места, допуск и надзор за работающими, выполнение работ в порядке текущей эксплуатации) (далее - оперативный персонал), или работники, специально обученные и подготовленные для оперативного обслуживания в утвержденном объеме закрепленных за ним электроустановок (далее - оперативно-ремонтный персонал), допущенные к работам ОРД организации или обособленного подразделения.

В электроустановках напряжением выше 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, и старшие по смене должны иметь группу по электробезопасности (далее - группа) IV, остальные работники в смене - группу III.

В электроустановках напряжением до 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, должны иметь группу III.

Вид оперативного обслуживания электроустановок, а также число работников из числа оперативного персонала в смене устанавливается ОРД организации или обособленного подразделения.

При оперативном обслуживании, осмотрах электроустановок, а также выполнении работ в электроустановках не допускается приближение людей, гидравлических подъемников, телескопических вышек, экскаваторов, тракторов, автопогрузчиков, бурильно-крановых машин, выдвижных лестниц с механическим приводом (далее - механизмы) и технических устройств цикличного действия для подъема и перемещения груза (далее - грузоподъемных машин) к находящимся под напряжением неогражденным токоведущим частям на расстояния менее указанных в таблице N 1.

Единоличный осмотр электроустановки, электротехнической части технологического оборудования имеет право выполнять работник из числа оперативного персонала, имеющий группу не ниже III, обслуживающий данную электроустановку в рабочее время или находящийся на дежурстве, либо работник из числа административно-технического персонала (руководители и специалисты, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ в электроустановках (далее - административно-технический персонал), имеющий группу V - для электроустановок напряжением выше 1000 В, и работник, имеющий группу IV - для электроустановок напряжением до 1000 В. Право единоличного осмотра предоставляется на основании ОРД организации (обособленного подразделения).


  1. Допускаемые перегрузки трансформаторов. Эксплуатация газовой защиты

В течение суток и в различное время года нагрузка трансфор­матора не остается постоянной, а это в свою очередь сказывается на температурном режиме работы трансформатора.

Превышение температуры обмоток над температурой охлаж­дающего воздуха колеблется от 60° С до некоторого меньшего зна­чения, что уменьшает износ изоляции обмоток и увеличивает срок службы трансформатора. Поэтому в эксплуатации допускается та­кая перегрузка трансформатора, чтобы его срок службы был не менее 20—25 лет. Перегрузки трансформаторов делят на нормальные и аварийные.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОВОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСФОРМАТОРОВ

Для выявления внутренних повреждений в трансформаторах устанавливают чувствительную газовую защиту, которая работает на сигнал или на отключение. Правильную работу газовой защиты обеспечивают специальной установкой трансформаторов, которые монтируют таким образом, чтобы крышка имела подъем по на­правлению к газовому реле не менее чем на 1 —1,5% высоты транс­форматора, а маслопровод от трансформатора к расширителю — не менее чем на 2—4%. Газовая защита работает на сигнал при попадании в трансформатор воздуха, медленном опускании уровня масла из-за снижения температуры или наличия течи масла, а также при повреждениях трансформатора, которые сопровожда­ются выделением небольшого количества газов. При внутреннем повреждении трансформатора с сильным газообразованием газо­вая защита работает на отключение.

Кроме того, может быть ложная работа газовой защиты в слу­чае сквозных коротких замыканий, сопровождаемых толчком мас­ла через газовое реле, а также из-за неисправности вторичных цепей, которые в местах подсоединения к газовому реле обычно разъедаются маслом, чтобы предотвратить это явление, для вторич­ных цепей применяют маслостойкую изоляцию.

Эксплуатационный персонал станций и подстанций может су­дить о характере повреждения в трансформаторе и причинах дей­ствия тазовой защиты по анализу газа в газовом реле. Если газ в реле без запаха и цвета и не горит, это означает. что б трансформаторе имеется воздух. Если газ горит, это указы­вает на внутреннее повреждение трансформатора, который должен быть немедленно выведен в ремонт. Характер повреждения в транс­форматоре можно определить также по цвету газа