Файл: Развитие электронного правосудия в россии 5 1 История развития электронного правосудия в России 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИи 5
1.1 История развития электронного правосудия в России 5
1.2Система правового регулирования в сфере электронного правосудия 9
в России
1.3 Развитие законодательства в сфере электронного правосудия, 12
доступа к информации и государственных услуг
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ 22
В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ
2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем 26
электронного правосудия
2.2 Состав систем электронного правосудия в арбитражных судах России 28
2.3 Организация электронного документооборота в арбитражном процессе 28
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ 37
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Организационно-технические проблемы 37
3.2 Социальные проблемы 40
3.3 Правовые проблемы 41
Заключение 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ВВЕДЕНИЕ
Электронное правосудие – это способ осуществления правосудия, основанный на использовании ИКТ-систем. Главное достоинство использования информационных технологий в правосудии –обеспечение гласности, открытости и доступности судопроизводства. Электронное правосудие обеспечивает для участников судебного процесса следующие возможности: подача обращений и отправка необходимых документов в суд в электронной форме; отслеживание движения дела в суде в электронном виде (через сеть Интернет, мобильные телефоны); получение уведомлений о решении суда с помощью электронных средств (по SMS или электронной почте); проведение заседаний онлайн и другие.
В настоящее время электронное правосудие только начинает развиваться. Постоянно появляются новые сервисы, позволяющие облегчить и упростить процесс судопроизводства, но на настоящий момент существует ряд проблем, тормозящих развитие электронного правосудия и требующих решения. Кроме того, сейчас имеется большое количество материалов, так или иначе связанных с понятием электронного правосудия, его историей развития, структурой. Но вся имеющаяся на настоящий момент информация требует систематизации, обобщения, осмысления и структуризации. Наличие проблем использования электронного правосудия и отсутствие достаточной информации по данной сфере обуславливают актуальность рассматриваемой в работе темы.
Актуальность исследования электронного правосудия, определения его понятия и сущности, а также вопросов внедрения соответствующих технологий в процесс отправления правосудия в современном мире обусловлена процессом информатизации общества, государства в целом и судебной системы как части государственного аппарата. Следствием процессов информатизации государства и общества можно считать появление и употребление новых правовых понятий и институтов, таких как электронное правительство, электронное правосудие, которые еще только получают научное обоснование, а также законодательное закрепление и оформление. Электронное правосудие представляет собой способ осуществления правосудия, основанный на использовании информационных технологий.
Развитие системы электронного обеспечения правосудия предусмотрено в качестве одного из инструментов достижения целей, поставленных федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 гг., направленной на формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, на повышение эффективности и качества правосудия, достижение открытости и прозрачности судебной системы, усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, приведение российского законодательства в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека. Внедрение электронных средств в судопроизводство способно вывести его на более высокий уровень развития, создать условия для системного управления движением дела, включающего определение режима прохождения дела в суде от его возбуждения до вынесения решения, ведение графика управления делом, контроль за продвижением дела, обеспечение эффективной связи с представителями сторон, непрерывную оценку работы системы, автоматизацию процесса управления делом, что, в конечном счете, повысит эффективность правосудия.
Научная новизна выпускной квалификационной работы обусловлена отсутствием комплексных исследований в области проблем электронного правосудия в разных странах.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанных рекомендаций по решению существующих проблем судами РФ.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении основных проблемиспользования электронного правосудия в России, и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-
Исследовать историю внедрения различных сервисов электронного правосудия в разных странах. -
Изучить развитие политики государства, проанализировать концепции и программы, а также российское законодательство в данной сфере. -
Проанализировать возможности и недостатки системы электронного правосудия в российском арбитражном судопроизводстве и дать рекомендации по развитию. -
Оценить возможности сервиса подачи электронных документов в арбитражные суды РФ и провести сравнительный анализ российской и зарубежных систем подачи электронных документов в суды как основного компонента электронного правосудия. -
Выявить наиболее важные текущие проблемы использования сервисов электронного правосудия и разработать некоторые рекомендации по их устранению.
Предметом исследования выступает система электронного правосудия в России.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является электронное правосудие как способ осуществления правосудия, основанный на использовании информационных технологий.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ
1.1 История развития электронного правосудия в России
Электронное правосудие является новацией современного российского права. Действительно, в настоящее время во многих сферах и областях деятельности человека широко используются современные информационные и коммуникационные технологии. Этот процесс также охватывает и судопроизводство, а именно идет активное использование и правовое закрепление применения новейших информационных технологий. Так что же понимается под термином электронное правосудие, и какие возможности оно нам предоставляет?
Электронное правосудие – это способ осуществления правосудия, основанный на использовании информационных технологий. Оно включает в себя целый ряд систем, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов и систем автоматизации судопроизводства. Электронные инструменты обеспечивают абсолютную открытость и доступность судов, улучшение качества судейской работы, сокращение издержек и максимальное удобство для участников спорных правоотношений.
Множество стран пытаются ввести системы электронного правосудия, причем в разных странах разработка данных систем происходит неодинаково. Рассмотрим, почему так происходит.
Во-первых, из-за отличающегося законодательства стран формулируются разные требования к системам.
Во-вторых, каждая страна устанавливает, какие конкретно подсистемы нужно ей внедрить.
Рассмотрим пример. В нашей стране присутствует необходимость использования системы видеотрансляции заседаний в Интернете. Это разрешено законодательством, а в некоторых странах Европы запрещена запись заседаний.
В-третьих, необходимо брать во внимание различающиеся уровни технического развития. К примеру, во многих странах в настоящее время далеко не все суды обеспечены необходимым программно-техническим оборудованием. Например, в США начали внедрение информационных систем в суды еще в 80-е годы прошлого столетия. Активное развитие электронного правосудия в России началось после принятия основных концепций и программ в сфере электронного правосудия, таких как федеральная целевая программа «Электронная Россия» 2002 года1, федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» 2002года2и концепция региональной информатизации до 2010 года3.
На основании статьи 118 Конституции Российской Федерации правосудие в нашей стране осуществляется судами Российской Федерации. К судебной ветви власти в России относятся суды РФ: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции(высший судебный орган(ВСО) – Верховный Суд РФ) и арбитражные суды (ВСО – Высший Арбитражный Суд РФ(ВАСРФ)).
В Конституции и действующем законодательстве Российской Федерации указывается на единство судебной системы. Но сегодня трудно воспринять правосудие в России как нечто единое. Сложились два отдельных сегмента: арбитражные суды и суды общей юрисдикции.
Развитие электронного правосудия в арбитражных судах началось с внедрения систем автоматизации процессов судопроизводства и делопроизводства. В 2002году началось внедрение автоматизированной информационной системы «Судопроизводство» (АИС СП), разработкой которой занималось ЗАО «Кодекс».
В 2005 году компанией ЗАО «КРОК Инкорпорейтед» разработан программный продукт «Судебно-арбитражное делопроизводство» (ПК САД). С июля 2005 года начат ввод в действие одного из модулей ПК САД – подсистемы «Судопроизводство» (ПС СП) – в ряде арбитражных судов.
ВАС РФ 7апреля 2006года объявил победителем открытого конкурса по выбору организации на внедрение Автоматизированная Информационная система «Судопроизводство» в арбитражных судах РФ ЗАО «Информационная компания «Кодекс», а победителем конкурса по выбору организации на внедрение программного комплекса «Судебно-арбитражное делопроизводство» стало ЗАО «КРОК Инкорпорейтед».
В течение 2006-2007 гг. системы были успешно внедрены во всех113 арбитражных судах России. И на настоящий момент 54суда, в том числе ВАС РФ, используют ПС СП разработки ЗАО «КРОК Инкорпорейтед» и 59судов, в том числе постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края, АИС СП разработки ЗАО «Кодекс».
Системы позволяют автоматизировать процессы судебного и общего делопроизводства, а также сбора и обработки судебной статистики в системе арбитражных судов РФ. Количество участников видеоконференции не ограничивается двумя, возможны так называемые многоточечные видеоконференции. Данная технология позволяет не только значительно снизить временные затраты на решение повседневных проблем судов, но и обеспечивает возможность проводить судебные заседания с использованием данного вида связи.
В конце марта2010 начал работать новый информационный ресурс − «Картотека арбитражных дел». Картотека содержит сведения обо всех делах, рассматриваемых арбитражными судами РФ. Она предоставляет пользователям информацию по всем судебным делам: по завершенным и по находящимся в производстве. На сегодняшний день в Картотеке арбитражных дел размещено более 6 миллионов судебных дел.
В июне 2010 года Президиум ВАС впервые в судебной практике приступил к видеотрансляции заседаний. Для этого был разработан информационный ресурс «Президиум онлайн», который позволяет любому заинтересованному лицу посмотреть процесс рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ. Сервис был разработан компанией ЗАО«Право.ру» совместно с ВАС РФ. Видеозаписи заседаний производились с апреля 2010года, и в настоящее время все они находятся в архиве. Любую запись можно посмотреть. Ни одна мировая судебная система не имеет аналогичных сервисов, хотя в большинстве из них достаточно активно используются современные технические средства связи, такие как Интернет.
К примеру, в США запрещено проводить фото-и видеосъемку в суде, и только художники могут нарисовать некоторые сюжеты заседаний. Ни у кого из зарубежных граждан нет возможности посмотреть видеозапись судебного заседания. А у жителей России теперь есть. Очевидно, что такой сервис позволяет повысить открытость судебной системы и помогает практикующим юристам лучше изучить судебную практику, точнее понять, как ВАС решает различные сложные вопросы, возникающие при судебном разбирательстве, какие подходы решению определенных споров используются.
В июле 2010 года появился интерактивный веб-сервис «Система подачи жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов». Эта система позволяет сократить до минимума временные затраты на обработку жалоб, поданных в арбитражные суды РФ, благодаря использованию современных информационных технологий. При отправке жалобы через данный сервис нет необходимости предоставлять оригинал жалобы лично или отправлять по почте.
Также в середине 2010 года начал использоваться новый сервис «Электронный страж», который позволяет компаниям оперативно получать информацию обо всех поданных против них исков. Также система будет автоматически отслеживать все движения дела в суде, чтобы оградить зарегистрированное в системе лицоот каких-либо неожиданностей. Либо с помощью SMS, либо по электронной почте организацию сразу оповестят, к примеру, о возбуждении дела против нее.
С 6октября 2010 года для упрощения процесса документооборота с помощью ИКТ-систем в Федеральном арбитражном суде Московского округа стала использоваться процедура электронного обмена информацией о времени и месте проведения судебного заседания и о движении дела. Заключив соглашение с судом, участники процесса могут получать электронные копии судебных актов.
1ноября 2010года в Арбитражном суде Омской области проведено первое в истории арбитражного судопроизводства судебное заседание с использованием системы видео-конференц-связи. Заседание соответствовалопоследним изменениям в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, вступившим в законную силу в тот же день.
В январе 2011 года ВАС совместно с ЗАО «Право.ру» разработал Интернет-сайт для подачи документов – «Мой арбитр».
Арбитражные суды стремятся улучшать качество имеющихся сервисов электронного правосудия, поэтому был создан специальный ресурсhttp://arb.reformal.ru/,на котором пользователи имеют возможность высказать свои пожелания и конкретные предложения по развитию и улучшению электронных сервисов. Все предложения по возможности будут учитываться при доработке информационных сервисов создании новых.
1.2 Система правового регулирования в сфере электронного правосудия в России
Основные принципы, цели и задачи внедрения и использования ИКТ-систем в органах государственной власти были определены в концепциях и программах Правительства РФ.
В конце 2001 года была принята первая из основных программ в сфере электронного правосудия – федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг.4 Ее продолжением стала федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 гг.5, разработанная на основе концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг.6
В концепции были сформулированы основные цели программы: повышение качества осуществления правосудия и совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Кроме того, в концепции были отмечены две основные проблемы судебной системы России, на решение которых была направлена программа развития: проблема открытости и прозрачности судопроизводства и низкий уровень исполнения судебных решений. Программа была призвана обеспечить:
-
развитие самостоятельной и независимой судебной власти в стране; -
улучшение качества судопроизводства; -
повышение эффективности деятельности судов; -
увеличение их кадрового и материального обеспечения; -
обеспечение независимости судей; -
совершенствование законодательства России; -
решение вышеперечисленных задач, повышение уровня доверия граждан. -
В программе в качестве основных мероприятий указываются мероприятия по информатизации деятельности судебной системы: -
создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда РФ и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда РФ; -
реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов; -
введение информационной системы судов общей юрисдикции ГАС «Правосудие»; -
создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда РФ, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции ГАС «Правосудие»; -
формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
В 2002 году принята федеральная целевая программа «Электронная Россия»7. В соответствии с ней в России с 2002годаосуществляется построение системы электронного государства. Отметим, что концепция электронного государства предусматривает не только переход к электронному правительству, но и становление электронного правосудия. В программе закреплены принципы и возможности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти.
В качестве целей программы указываются:
-
предоставление гражданам доступа к информации о деятельности органов государственной власти;
-
повышение оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг; -
обеспечение эффективного взаимодействия между различными ведомствами органов государственной власти с помощью использования информационного обмена; -
использование органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий в повседневной деятельности. -
В рамках программы предусмотрено следующее: -
улучшение информационно-коммуникационной инфраструктуры органов государственной власти; -
внедрение информационных систем в органы государственной власти; -
использование электронного документооборота в органы государственной власти; -
создание и развитие сайтов органов государственной власти в сети Интернет; -
развитие необходимой нормативно-правовой базы; -
переход на выполнение услуг и функций органов государственной власти в электронной форме; -
развитие инфраструктуры доступа к услугам и информации о деятельности органов государственной власти.
Далее в 2006 году была одобрена концепция региональной информатизации до 2010 года8, цели которой во многом совпадали с первой концепцией.
В качестве примеров этих целей можно привести:
-
обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации; -
создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которая отвечает современным требованиям и которая обеспечивает потребности населения в информации, а также потребности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информации информационном взаимодействии; -
обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории субъектов Российской Федерации.
1.3 Развитие законодательства в сфере электронного правосудия, доступа к информации и государственных услуг
Как известно, правосудие в нашей стране осуществимо только судами на основании положений Конституции Российской Федерации и Федеральных законов. Нам необходимо проанализировать главные правовые акты, которые определяют основной порядок судопроизводства, и конкретные статьи из них, которые регулируют отношения в сфере электронного правосудия и доступа к информации.
Начнем с Конституции Российской Федерации. Итак, она определяет устройство судебной власти в Российской Федерации и закрепляет за каждым видом судов свои полномочия и обязанности.
Далее отметим Федеральный конституционный закон «О судебной системе
Российской Федерации»9. Он определяет общие положения о судебной власти в России и основные правила судопроизводства.
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»10 определяет полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов РФ.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»11 определяет полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации12 устанавливает порядок осуществления правосудия в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности. Также данный кодекс содержит ряд статей, которые непосредственно связаны с электронным правосудием. Нужно указать, что большинство из них принято не так давно. Целесообразно проанализировать две редакции Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
-
Редакция, которая действует до вступления в силу Федерального закона №228-ФЗ31 (до 1 ноября 2010 года). -
Редакция, которая действует с 1 ноября 2010 года.
В первой из перечисленных редакций имелось несколько статей, которые имели отношение к электронному правосудию. Часть 3 статьи 75 допустила в качестве письменных доказательств документы, которые получены с помощью факсимильной, электронной либо другой связи, а также документы, которые подписаны электронной цифровой подписью либо другим аналогом собственноручной подписи.
Если документы представлены в электронной форме, суд вправе потребовать предоставление оригиналов документов. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации закрепляет право арбитражного суда в нетерпящих отлагательства случаях извещать или вызывать участников процесса. Об этом говорится в части 3 статьи 121. И направлять копии судебного акта – здесь речь идет в части 1 статьи 122 – по электронной почте либо с использованием иных средств связи. Кроме того, в той редакции уже была предусмотрена возможность указания адреса электронной почты в следующих обращениях:
-
в заявлении об обеспечении иска (абзац 9 части 2 статьи 92); -
в исковом заявлении (пункт 2 части 2 статьи 125); -
в отзыве на исковое заявление (часть 6 статьи 131); -
в заявлении об отмене решения третейского суда (абзац 8 части 2 статьи 231); -
в заявлении о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (абзац 7 части 2 статьи 237); -
в заявлении о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (абзац 9 части 2 статьи 242); -
в апелляционной жалобе (абзац 7 части 2 статьи 260); -
в кассационной жалобе (абзац 7 части 2 статьи 277); -
в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора (абзац 6 части 2 статьи 294); -
в заявлении о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (абзац 7 части 2 статьи 313).
Редакция, которая действует с первого ноября 2010 года, содержит намного больше положений, которые регулируют электронное правосудие.
На основании нового абзаца 2 части 1 статьи 121 арбитражному суду вменены обязанности о размещении информации о принятии обращения к производству, о времени и месте судебного заседания. Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в арбитражный суд возможно в форме искового заявления, заявления, жалобы или представления действия на официальном сайте в сети Интернет не позднее, чем за пятнадцать дней. Также суд имеет право в случае, когда он располагает доказательствами получения ими документов о начале производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания, извещать участников процесса о последующих судебных заседаниях и отдельных процессуальных действиях по делу по электронной почте или с использованием других средств связи. Отметим, что новая редакция ввела новые условия, при выполнении которых участники процесса считаются извещенными надлежащим образом (часть 4 статьи 123). Одним из них является наличие доказательств вручения или направления с учебного извещения в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в случаях, если копия судебного акта вручена адресату или его представителю под расписку, или если копия направлена телеграммой, телефонограммой, по факсимильной связи или электронной почте).
В этой редакции впервые в истории российского судопроизводства появились положения, которые предусматривают подачу документов в суды Российской Федерации в электронном виде. К примеру, абзацем 2 части 1 статьи 41 дана возможность представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет лицам, которые участвуют в деле.
Редакция разрешила подачу в арбитражный суд некоторых заявлений, жалоб, представлений и отзывов посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, и предоставление в электронном виде прилагаемых к ним документов. К данным обращениям относят:
-
исковое заявление (часть 1 статьи 125, часть 2 статьи 126); -
отзыв на исковое заявление (абзац 2 части 1 статьи 131); -
встречный иск (часть 2 статьи 132); -
заявления и ходатайства лиц, которые участвуют в деле (часть 1 статьи 159); -
заявление о признании нормативного правового акта недействующим (статья 193); -
заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (статья 199); -
заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 204); -
заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (статья 209); -
заявление о взыскании обязательных платежей и санкций (статья 214); -
заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение (статья 220); -
заявление по делу о несостоятельности (банкротстве) (статья 224); -
исковое заявление, заявление по корпоративному спору (статья 225.3); -
исковое заявление, заявление, подаваемые в защиту прав и законных интересов группы лиц (статья 225.13); -
заявление об отмене решения третейского суда (часть 1 и часть 3.1 статьи 231); -
заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (часть 1 часть 3.1 статья 237); -
заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (часть 2 и часть 7 статьи 242); -
апелляционная жалоба (часть 1 и абзац 6 части 4 статьи 260); -
отзыв на апелляционную жалобу (часть 4 статья 262); -
кассационная жалоба (часть 1 и часть 5 статьи 277); -
отзыв на кассационную жалобу (часть 4 статьи 279); -
заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора (часть 1 и абзац 3 часть 3 статьи 294); -
отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта (часть 4 статьи 297); -
заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (часть 1 и часть 5 статьи 313).
Не могут быть поданы в электронном виде заявления об обеспечении иска, заявления об обеспечении имущественных интересов (статьи 92, 99), ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов (статьи 283,298). Они подаются в суд только в бумажной форме.
Введена статья 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая разрешает участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи. Данное участие возможно при условии заявления ходатайства об этом и при наличии в соответствующих арбитражных судах технической возможности осуществления видеоконференцсвязи. В данных случаях составляется протокол и ведется видеозапись судебного заседания. Такое заседание не допускается тогда, когда нет технической возможности для такого участия, и в случае закрытого судебного заседания. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса, полученные путем использования систем видеоконференцсвязи (абзац 2 части 2 статьи 64). Следовательно, мы видим, что основные нормы в сфере электронного правосудия в арбитражном судопроизводстве приняты совсем недавно. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации содержит наибольшее на данный момент количество норм, так или иначе связанных с электронным правосудием.
Далее укажем Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации13. В данном кодексе представляют интерес три статьи, связанные с участием в судебных заседаниях путем использования систем видеоконференцсвязи. Часть 6 статьи 35 позволяет обвиняемому по решению суда участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи. Данная часть введена Федеральным законом №346-ФЗ34, который вступил в силу 28 декабря 2009 года. Часть 3 статьи 376 дает возможность осужденному, который содержится под стражей, или лицу, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи. Часть 2 статьи 407 дает возможность лицу, содержащемуся под стражей, и осужденному, который отбывает наказание в виде лишения свободы, или лицу, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, вправе участвовать в судебном заседание посредственно либо путем использования систем видеоконференцсвязи при условии заявления ими ходатайства об этом.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации14. ГПК РФ разрешает указывать адреса электронной почты некоторых участников судебного процесса (истца, его представителя, ответчика) в исковом заявлении (абзац 10 части 2 статьи 131), ходатайстве о принудительном исполнении решения иностранного суда (абзац 5 части 1 статьи 411), заявлении об отмене решения третейского суда (абзац 8 части 2 статьи 419), заявлении о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (абзац 8 части 2 статьи 424).
Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»15. В данном законе наибольший интерес представляют положения, которые связаны с публикацией судами информации в сети Интернет:
-
суды для размещения информации о своей деятельности должны использовать сеть Интернет, создать свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос (часть 1 статьи 10); -
суды обязаны размещать в сети Интернет общую информацию о суде, о рассмотрении дел, о кадровом обеспечении, о порядке и времени приема граждан и др. (статья 14); -
тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, размещаются в сети Интернет в полном объеме (часть 2 статьи 15); -
часть 3 статьи 15 – при размещении в сети Интернет текстов судебных актов, которые вынесены судами общей юрисдикции (за исключением подлежащих опубликованию актов), из персональных данных указываются фамилии и инициалы всех участников процесса (за исключением свидетелей). Данная редакция действует с 1 июля 2010 года – даты вступления в силу Федерального закона от 28.06.2010 №123-ФЗ16. До этого публиковались только фамилии и инициалы судьи, прокурора и адвоката. Считается, что данное нововведение поможет сделать судебную систему РФ открытой; -
при публикации в Интернете из текстов судебных актов исключаются сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (часть 4 статьи 15); -
не размещаются в Интернете тексты актов, вынесенных по некоторым категориям дел: затрагивающим безопасность государства, возникающим из семейно-правовых отношений, о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния и некоторые другие (часть 5 статьи 15).
Федеральный закон №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»17. В связи с принятием Федерального закона №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»18 (вступившего в силу 30 июля 2010) был принят Федеральный закон от 27.07.2010 №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»19, вступающим в силу с 1 января 2011 года. Согласно последнему в Федеральный закон №59 вносятся изменения, которые закрепляют некоторые возможности электронного обмена между гражданами и государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами:
-
пункт 1 статьи 4 позволяет гражданам обращаться не только в письменной или устной форме, но и в форме электронного документа; -
пункт 1 статьи 5 закрепляет право гражданина представлять дополнительные документы и материалы в электронной форме; -
обращение, поступившее в электронной форме, подлежит рассмотрению в установленном законом порядке (часть 3 статьи 7). Также гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме; -
органы государственной власти вправе запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы (пункт 2 часть 1 статьи 10); -
ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, может быть направлено в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10).
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»20. С 1 июля 2012 года будет признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи»21, который вступил в силу 8 апреля 2011 года. Одну из наиболее важных составляющих электронного правосудия составляет работа с электронными документами (документами в электронной форме): создание документов, корректировка, отправка, защита и т.д. Иными словами, электронное правосудие непосредственно связано с электронным документооборотом.
Основными законами в области электронного документооборота признаются Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» и Федеральный закон «Об электронной подписи». В указанных законах приводятся основные термины в этой области. При этом приведенные в этих законах понятия и их определения не совпадают. Понятие электронного документа имеется только в законе 2002 года. Согласно этому закону под электронным документом понимается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Следующим важным определением является подпись, которой подписывают электронный документ. В законе 2002 года она называется электронная цифровая подпись, а в законе 2011 года – электронная подпись. В первом из приведенных документов приведено наиболее полное и подробное определение.
Электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, который предназначен для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Закон 2011 года вводит новое понятие – участники электронного взаимодействия (осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане).
Сделаем вывод о том, что арбитражное законодательство на настоящий момент более развито, чем остальные. Оно позволяет подачу обращений и документов в электронном виде, разрешает проведение заседаний с помощью видеоконференцсвязи, закрепляет возможность судов уведомлять участников процесса по электронной почте и т.д.
Благодаря достаточной законодательной базе в арбитражных судах используются разнообразные современные сервисы электронного правосудия, которые постоянно обновляются, совершенствуются.
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ
2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем электронного правосудия
Системы электронного правосудия применяют в разных странах, они отличаются друг от друга вследствие неодинакового уровня развития законодательства и уровня научно-технического развития стран. Поэтому и назначение систем электронного правосудия в разных странах различное.
-
Определим основные цели использования систем и сервисов электронного правосудия в нашей стране: -
повышение открытости деятельности судов всех инстанций; -
обеспечение высокого уровня информированности граждан о правилах и возможностях судопроизводства; -
сокращение сроков подготовки судебных документов; -
увеличение скорости рассмотрения обращений благодаря использованию ИКТ (например, видеоконференцсвязи); -
оперативное предоставление подробной информации одействующем законодательстве Российской Федерации и судебной практике сотрудникам судов (в том числе судьям); -
обеспечение оперативного сбора и обработки статистической информации и предоставление анализа судебной практики; -
повышение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов с помощью внедрения в судебное делопроизводство систем поддержки принятия решений и информационно-аналитических систем; -
обеспечение оперативного взаимодействия судов для обмена информацией и решения повседневных проблем.
При разработке системы такого масштаба не надо забывать о требованиях, которые предъявляются к таким системам. Наиболее важными из них признаются адаптивность, расширяемость, безопасность, интероперабельность.
Проанализируем эти требования.
Адаптивность – это возможность системы подстраиваться к изменениям внешних условий, таких как организационно-функциональная структура, законодательство и другие.
Расширяемость – это возможность добавления в систему новых или изменение существующих модулей без изменения других частей системы.
Безопасность – это защита конфиденциальности, целостности и доступности хранящихся в системе данных.
Интероперабельность – это способность программно-технического продукта взаимодействовать с другими системами.
Отметим основные виды действующих сервисов электронного правосудия:
- подача обращений в суд в электронном виде. В нашей стране такая система только разрабатывается, а, например, в США для этих целей используется система CaseManagement/ElectronicCaseFiles (CM/ECF). Для отправки документов через систему пользователь использует логин и пароль, выданные судом, в который планируется подача обращения. Документы, поданные таким образом, приравниваются к собственноручно подписанным документам. Пользователь не обязан дополнительно предоставлять сканированное изображение подписи на документе или использовать электронно-цифровую подпись;
- движение дела из суда в суд в электронной форме – возможно благодаря системам автоматизации судопроизводства. В настоящее время активно используется в судах РФ. К примеру, все арбитражные суды работают с такой системой. Поэтому информация о деле, зарегистрированном в системе сотрудником суда субъекта федерации (суда первой инстанции), доступна сотрудникам судов апелляционной, кассационной и высшей (надзорной) судебной инстанции;
- заседания с помощью видеоконференций позволяют сократить затраты и время, необходимые для проведения судебного процесса, и позволяют рассматривать дела, некоторые из участников которых не могут находиться в месте заседания по каким-либо причинам. Такая система активно используется, к примеру, в судах Австралии, а также в судах РФ;
- получение дополнительных уведомлений через Интернет наэлектронный адрес или посредством SMS-сообщений позволяет оперативно уведомлять участников процесса о времени и месте проведения судебного заседания, о возбуждении дела и даже о вынесенном судом решении.
2.2 Состав систем электронного правосудия в арбитражных судах России
Развитие электронного правосудия в российском арбитражном судопроизводстве намного опережает электронное правосудие в судах общей юрисдикции Российской Федерации. Данный факт связан не только с лучшим программно-техническим оснащением арбитражных судов, но и с развитием арбитражно-процессуального законодательства. Далее мы рассмотрим системы и сервисы, из которых в настоящий момент состоит электронное правосудие в арбитражных судах России.
Во-первых, необходимой составляющей электронного правосудия является программно-техническое обеспечение. Основным поставщиком средств вычислительной техники и серверного оборудования для системы арбитражных судов Российской Федерации признается закрытое акционерное общество «КРОК Инкорпорейтед». А разработкой программного продукта занимались ЗАО «КРОК Инкорпорейтед» и ЗАО «Кодекс». Всем арбитражным судам было предоставлено право самостоятельного выбора системы в зависимости от предпочтений. И как уже отмечалось выше, 54 суда, в том числе ВАС РФ, используют подсистему «Судопроизводство» (ПС СП) разработки ЗАО «КРОК Инкорпорейтед» и 59 судов – автоматизированную информационную систему «Судопроизводство» (АИС «СП») разработки ЗАО «Кодекс».
Данные системы обеспечивают автоматизацию судопроизводства на всех его этапах. Для каждого этапа работы и для каждой категории пользователей определены права и функции.
В целом функциональные возможности ПС СП схожи с возможностями «Кодекс: Судопроизводство». Основными из них являются:
-
первичная регистрация судебных дел и документов: регистрация рассматриваемых судом дел и документов; -
доступ к текстам всех судебных решений: обеспечение доступа к текстам судебных документов суда, оперативный поиск информации о судебном деле и документе; -
распределение судебных дел: автоматическое ручное распределение судебных дел, перераспределение дел. При автоматизированном распределении дел по судьям система использует такие «интеллектуальные» критерии, как категория спора, специализация судьи, равномерность загрузки судьи, а также его рабочий календарь. При этом автоматически формируется график судебных заседаний на конкретный день недели с указанием даты и зала проведения заседания; -
рассмотрение дела: формирование и публикация графиков рассмотрения судебных дел судьей, формирование рабочего календаря сотрудников суда; -
подготовка и регистрация судебных актов по результатам рассмотрения: создание судебных документов, регистрация судебных решений, регистрация ходатайств, создание и регистрация исполнительных листов, регистрация дополнительных атрибутов, печать документов, конвертов, и уведомлений, формирование комплекта документов для почтовой или иной рассылки; -
мониторинг и контроль рассмотрения дел: предоставление подробного анализа за определенный период, контроль соблюдения сроков рассмотрения дел, анализ нагрузки судей; -
судебная статистика: формирование статистических отчетов о работе суда, анализ статистических показателей работы по различным критериям; -
отправка судебного дела: обмен судебными документами и делами между судами, передача дел в архив, электронный обмен между судом и участниками процесса; -
иные возможности: формирование индивидуального полнотекстового Банка документов судьи, создание документа на основе шаблона судебного документа, ведение журнала регистрации отправки документов, доступ к правовым базам «Кодекс», опубликование судебных решений в сети Интернет.
При использовании систем автоматически создается полнотекстовый электронный банк решений, принимаемых судом. При регистрации все документы готовятся в знакомом большинству пользователей редакторе MS Word и тут же размещаются в электронном банке. Благодаря привычному программному интерфейсу системы пользователям не приходится тратить время на изучение новых сервисов, и поэтому нет необходимости в обучении или переобучении сотрудников суда.
Системы созданы на основе технологии «клиент-сервер». Вся обработка данных сосредоточена на сервере, что позволяет обеспечить централизованное управление, требуемую производительность, надежность хранения информации, эффективность обработки данных и защиту от несанкционированного доступа. АИС «СП» эксплуатируется всеми федеральных, четырнадцати апелляционных судах и тридцати восьми судах субъектов федерации, а ПС СП – в ВАС, в трех федеральных, шести апелляционных и сорока четырех судах субъектовфедерации. Не менее важной составляющей ЭП являются Интернет-сайты судов. Одним из первых был создан сайт ВАС РФ, который начал функционировать с 1998 года. Наиболее активное создание сайтов было в 2006-2008 годах, и на настоящий момент все арбитражные суды РФ имеют свои сайты.
Также в состав электронного правосудия в арбитражных судах входит автоматизированная информационная система «Банк решений арбитражных судов». В этой системе размещены данные обо всех судебных делах и документах, а также тексты судебных решений. Система позволяет производить поиск по различным критериям, например, по номеру дела, наименованию стороны, участвующей в деле, категории спора, тексту судебного акта. Тексты судебных актов хранятся в системе в формате Adobe PDF. Процесс публикации документов полностью автоматизирован и все акты (за исключением дел, связанных с государственной тайной) публикуются на портале в течение пяти дней с момента их принятия. Использование данного сервиса позволяет повысить открытость арбитражной системы правосудия. Для повышения эффективности управления персоналом арбитражных судов разработана система единого штатного расписания (СЕШР). Она позволяет быстро получать полную, подробную информацию о персонале судов. При этом система обеспечивает безопасный доступ и защиту информации от различных угроз и соответствует всем требованиям российского законодательства.
Система видеоконференцсвязи арбитражных судов Российской Федерации позволяет проводить видеоконференции, как между судами, так и для взаимодействия с участниками процесса. Эти системы позволяют значительно снизить временные затраты на решение проблем между судами и проводить судебные заседания с удаленным доступом участников. Картотека арбитражных дел содержит сведения обо всех делах, рассматриваемых арбитражными судами РФ, предоставляет пользователям информацию по всем судебным делам: завершенным и находящимся в производстве. Карточка дела содержит следующие данные о подданных обращениях: