Файл: Развитие электронного правосудия в россии 5 1 История развития электронного правосудия в России 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 402
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
текущий статус дела и его рассмотрение в судебных инстанциях; -
наименования сторон, участвующих в деле; -
суды, в которых рассмотрено дело; -
судьи, принимавшие участие в рассмотрении обращения; -
судебные акты, завершающие рассмотрение обращений в суде.
Система работает в таких Интернет-браузерах, как Internet Explorer, GoogleChrome, Opera, MozillaFirefox. Существует также и «Мобильная картотека». Она предоставляет полный доступ к «Картотеке арбитражных дел» пользователям мобильных устройств с операционной системой Android и мультимедийных смартфонов iPhone. Информационный ресурс «Президиум онлайн» позволяет любому заинтересованному лицу посмотреть процесс рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ.
Данный сервис будет полезен юристам, ученым, участникам процесса, студентам юридических факультетов. Веб-сервис «Система подачи жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов» позволяет сократить время на обработку жалоб, поданных в арбитражные суды РФ благодаря использованию современных информационных технологий. При отправке жалобы через данный сервис нет необходимости предоставлять оригинал жалобы лично или отправлять по почте. Недавно был введен новый сервис «Электронный страж», который позволяет компаниям оперативно получать информацию обо всех поданных против них исках. Также система будет автоматически отслеживать все движения дела в суде, чтобы оградить зарегистрированное в системе лицо от каких-либо неожиданностей. Либо с помощью SMS, либо по электронной почте организацию сразу оповестят, например, о возбуждении дела противнее.
2.3 Организация электронного документооборота в арбитражном процессе
После принятия Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации внес ряд поправок, которые предусматривают возможность подачи в арбитражные суды некоторых обращений с помощью заполнения форм, которые размещены на официальном сайте суда, а также представление прилагаемых к ним документов в электронном виде.
На основании нового абзаца 2 части 1 статьи 41, лица, которые участвуют в деле, имеют право представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в порядке, установленном в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Вследствие этого в январе 2011 года Высшим Арбитражным Судом РФ совместно с ЗАО «Право.ру» был разработан сервис для подачи документов «Мой арбитр», доступный по адресу http://my.arbitr.ru/, и утвержден «Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде»22. Для работы с сервисом пользователи регистрируются на сайте. Также для получения информации о движении дел в суде можно зарегистрироваться в сервисе «Электронный страж». В настоящий время для регистрации необходимо указать имя, фамилию, адрес электронной почты и пароль. Данный способ регистрации вызвал множество отрицательных отзывов, потому что он не позволяет проверить соответствие введенных данных действительности и точно идентифицировать человека. Ранее в системе «Электронный страж» была регистрация с помощью отправки SMS-сообщения. Пользователь при регистрации указывал номер своего телефона, на который системой отправлялся пароль для работы с сервисом. Данный способ более или менее позволял избегать анонимного использования системы. Во временном порядке определены основные требования, предъявляемые к подаваемым в электронном виде документам.
Документы должны быть переведены в электронный вид с помощью средств сканирования, при этом:
-
цвет документов – черно-белый; -
формат документов – Adobe PDF; -
качество изображений – не менее 200 точек на дюйм (dpi) для сохранения всех аутентичных признаков подлинности (графической подписи лица, печати, углового штампа бланка (если приемлемо), а также исходящего номера и даты заявления); -
размер файла не может превышать 10 Мб; -
каждый отдельный документ загружается в виде отдельного файла; -
наименование файлов должно позволять определять документ и количество страниц в нем.
В случае возврата судом искового заявления, поданного в электронной форме, для возврата государственной пошлины необходимо предъявить оригинал документа, подтверждающего ее уплату. В качестве основных этапов подачи документов через сайт в соответствии с Временным порядком можно выделить следующие:
-
регистрация пользователя в системе; -
выбор соответствующего вида обращения в суд; -
заполнение данных об истце и ответчике (заявителе и заинтересованном лице); -
выбор суда для направления обращения; -
прикрепление соответствующих документов; -
отправка документов в суд; -
получение уведомления о поступлении документов в систему; -
проверка сотрудником суда, ответственным за прием документов в электронном виде, оформления документов на соответствие всем требованиям; -
получение пользователем уведомления о получении документов арбитражным судом (в нем указывается дата получения документов, которая считается датой поступления документов в арбитражный суд); -
распечатывание сотрудником суда заявления (жалобы) и описи документов, поступивших в электронном виде; -
передача сотрудником суда распечатанных документов в группу регистрации (как правило, в день поступления, но не позднее первой половины следующего рабочего дня); -
регистрация документов; -
изучение поступивших документов.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона №228-ФЗ» указано, какие меры может предпринимать суд для решения вопроса о принятии электронного обращения к производству. Кроме того, что суд должен проверить соответствие обращения формальным требованиям к его форме и содержанию, указанным в кодексе, также необходимо удостовериться в отправке заявления (жалобы) именно тем лицом, данные о котором указаны. К примеру, суд может обязать это лицо явиться в предварительное судебное заседание, судебное заседание или предоставить суду оригинал поданного им документа в определенный судом срок.
Доказательством подписания полученного судом электронного документа лицом, указанным в обращении, может быть предоставление дополнительных документов, представленных этим лицом23. Главная страница сайта приведена в Приложении А. Возможности пользователя разделены на следующие группы: «Мои данные», «Заявления и жалобы», Раздел «Мои данные», в свою очередь, делится на «Электронный страж» (переход на сайт сервиса «Электронный страж»), «Черновики» (в них хранятся ранее созданные обращения в суд) и «Справка» (содержит все требования к документам, которые можно подать через сайт и подробное объяснение работы с сервисом).
В группе «Заявления и жалобы» пользователь может выбрать подачу иска (заявления), апелляционной жалобы, кассационной жалобы, заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора или заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве дополнительных документов можно направить в суд встречный иск, заявление о вступлении в дело, отзыв, заявления и заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В том числе, на сайте представлен раздел «Судебная практика», содержащий ссылки на основные сервисы современного электронного правосудия в арбитражном судопроизводстве: Картотеку арбитражных дел, Календарь судебных заседаний, Банк решений арбитражного суда и Перерывы в заседаниях. С помощью сайта можно подать в арбитражный суд в электронной форме любое обращение, для которого Арбитражным процессуальным кодексом разрешена подача с помощью заполнения размещенных на официальном сайте форм.
Отметим положительные стороны введения данного сервиса:
-
возможность подачи заявления в арбитражный суд быстро и в любое время суток (это преимущество очевидно в ситуациях, когда остается мало времени на обжалование судебного решения, которое было получено с запозданием); -
отсутствие очередей; -
возможность направления иска в суд другого региона через Интернет (на основании статьи 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется по месту нахождения или месту жительства ответчика, поэтому раньше иногда приходилось ехать в другой город для подачи заявлении в определенный суд); -
уменьшение количества бумажных документов в суде и, как следствие, сохранение денежных средств, например, на содержание архивов; -
возможность направления иска по уже существующим делам.
На сегодняшний день функционирует бета-версия системы. Разработчики принимают предложения по улучшению работы сервиса, как от судов, так и от самих заявителей. В качестве планов на будущее отмечают:
-
согласование с Федеральной налоговой службой РФ возможности автоматической загрузки выписок из реестров (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Такое взаимодействие позволит заявителю не загружать отдельно выписку. Она будет автоматически добавлена к пакету документов при указании пользователем ИНН участника процесса; -
интегрирование с официальным сайтом государственных услуг: это позволит участникам судебного разбирательства получать регистрационные данные с помощью этого портала, а затем использовать их для работы с системой «Мой арбитр»; -
доработка системы в части дел о банкротстве.
26 апреля 2011 года приказом ВАС РФ был утвержден новый временный порядок подачи документов, который вступил в силу 25 июня 2011 года. Новый порядок внес ряд изменений. Во-первых, направляемые в суд документы теперь можно отсканировать не только в черно-белом цвете, как это было раньше, но и в URL: http://www.gosuslugi.ru/ сером. А при отправке копии мирового соглашения пользователь загружает файл в текстовом формате Microsoft Word или OpenOffice.Во-вторых, редакция предусмотрела некоторые подсказки на сайте, помогающие пользователям, не являющимся профессионалами в области судопроизводства, корректно заполнить информацию. Так, например, при обращении в надзорную инстанцию пользователю необходимо заполнить дополнительную форму. В ней потребуется указать нормы права, которые, по мнению заявителя, были нарушены или неправильно применены, что впоследствии повлекло нарушение его законных прав и интересов. Также в форме необходимо выбрать одно или несколько оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора из трех предложенных. В-третьих, введена обязанность судов, в случае, если пользователем были не соблюдены какие-либо указанные во временном положении условия, не позволяющие принять документы к производству, при отправке уведомлений указывать причину, по которой отправленные документы не являются признанными поступившими в арбитражный суд.
В принятии обращения может быть отказано в том случае, когда оно является нечитаемым (отсутствуют некоторые страницы, формат не соответствует указанному в положении); один или несколько документов уже были отправлены или уже зарегистрированы в системе; нет подписи указанного в качестве заявителя лица; нет разделения различных документов на отдельные файлы; неправильно указаны наименования файлов; подача данного вида документов не предусмотрена временным порядком и др.
Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа на сегодняшний день утверждены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 №252.Указанный порядок вводится в действие с 01 января 2017 года. С этой же даты утратил силу прежний Порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде (утв. Постановлением Пленума ВАС от 08.11.2013 №80).
Основным отличием нового порядка является то, что теперь подаваемые в суд документы должны быть подписаны (заверены) простой или усиленной квалифицированной электронной подписью, в зависимости от вида документа и способа его подачи.
Так, к примеру, в соответствии с п.3.2.2. Правил усиленной квалификационной электронной подписью должны быть подписаны (заверены), в том числе, исковое заявление, апелляционная и кассационная жалоба, содержащие ходатайство о принятии обеспечительных мер.
Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок подачи документов не распространяется на подачу запросов, предложений, заявлений или жалоб в суд в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также на подачу в электронном виде документов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.
Документы подаются в арбитражный суд через личный кабинет, созданный в информационной системе «Мой арбитр».