Файл: Развитие электронного правосудия в россии 5 1 История развития электронного правосудия в России 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личный кабинет может быть создан на лицо, которое является участником процесса или на представителя. В последнем случае через личный кабинет можно подавать документы от имени нескольких участников. Доступ к такому кабинету будет осуществляться с использованием учетной записи ЕСИА.
Предусмотрено два варианта электронных документов: электронный образ документа, то есть скан-копия бумажного документа, и электронный документ, изначально созданный в такой форме.
Скан-копия должна производиться в масштабе 1:1 в черно-белом или сером цветах, качество – 200-300 точек на дюйм. Цветным документ тоже может быть, но только если это имеет значение для рассмотрения дела. Электронный образ должен обеспечивать сохранение всех реквизитов и признаков подлинности, к примеру, графической подписи гражданина. Файл скан-копии необходимо создавать в формате PDF, причем рекомендуется предусматривать возможность копирования текста. Размер файла не может превышать 30 Мб.
Определено, что каждая отдельная скан-копия бумажного документа должна представлять собой самостоятельный файл. Есть требования и к наименованию – необходимо, чтобы оно позволяло идентифицировать электронный образ документа и количество листов в нем, например «Накладная 996 от 15122016 1 л. Pdf». Такие файлы и данные должны быть доступными для работы, нельзя защищать их от копирования и печати. Также они не могут содержать интерактивные и мультимедийные элементы, внедренные сценарии (на языке JavaScript или любых других языках программирования).
Закреплено, что такой электронный образ заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью.
Электронный документ, изначально созданный в такой форме, должен также создаваться в формате PDF с возможностью копирования текста. Файлы документов, прилагаемых к обращению в суд, нужно создавать в том формате, в котором они подписаны электронной подписью. Текстовые документы могут быть созданы в форматах PDF, DOC, RTF и ODT, а графические – в форматах PDF, JPG, PNG и TIFF. Требования к размеру файла, его наименованию и доступности предусмотрены такие же, как и к скан-копии бумажного документа.
Электронный документ необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью. При создании подписи должен использоваться формат PKCS#7 (Public-Key Cryptography Standard#7, общее описание стандарта PKCS#7, опубликованного в качестве RFC (Request for Comments) с номером 2315. Описание доступно по адресу: tools.ietf.org/html/rfc2315. Электронную подпись необходимо разместить в отдельном файле, то есть сделать ее отсоединенной. Если документ подписало несколько лиц, то каждая подпись должна содержаться в отдельном файле.
При подготовке к направлению документов в электронном виде в суд пользователь обязан заполнить форму, размещенную на официальном сайте конкретного суда. В том числе указать свои данные, адресата обращения и т. д. После направления документов пользователю в личный кабинет должно прийти уведомление об их поступлении в информационную систему. Но это еще не означает, что документы приняты. Их просмотрит работник аппарата суда и примет, если все требования соблюдены. В итоге пользователь получит уведомление либо о получении документов, либо о том, что документы не могут быть признаны поступившими.
Приказом установлены, помимо прочего:
-
условия подачи документов в электронном виде; -
порядок заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; -
порядок завершения подачи документов.
Далее в последней главе исследования необходимо указать проблемы развития электронного правосудия, а также отметить пути их решения.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Организационно-технические проблемы
На сегодняшний день электронное правосудие только развивается. При этом действующие сервисы не учитывают все аспекты судопроизводства. Из-за этого определяется ряд проблем таких, как организационно-технические, правовые и социальные. Их мы проанализируем в данной главе.
Начнем с организационно-технических проблем. К таковым относят:
-
проблема проверки подлинности и аутентичности электронных документов; -
проблема осуществления взаимодействия систем различных судов; -
проблема обеспечения безопасности хранящейся в системах информации; -
проблема оперативного внесения изменений в системы.
Первой из наиболее важных организационно-технических проблем признается проблема проверки достоверности и аутентичности содержания электронных документов. Иными словами, нужно найти ответы на вопросы: «Как проверить, полностью ли соответствует оригиналу документ, предоставленный в суд участником судебного процесса?», «Кто именно направил этот документ в суд?».
В настоящее время данная проблема в разных странах решается по-разному. К примеру, суды в Австрии и Италии применяют электронно-цифровую подпись (ЭЦП). В США, также как в Японии и во Франции, судебный процесс жестко регламентирован, из-за этого интересы его участников в большинстве случаев представляют профессионалы, то есть квалифицированные юристы и адвокаты.
В США у адвокатов есть логин и пароль, которые они используют для подачи документов через систему от лица клиентов. И именно адвокат в данном случае отвечает за правильное оформление подаваемых документов и за достоверность предоставляемой информации. В случае если гражданин Америки хочет подать документы сам, ему нужно обратиться в интересующий его суд для получения логина и пароля для работы с электронной системой подачи документов.
В Австралии для подачи документов через сайт необходимо зарегистрироваться и при этом указать имя, фамилию, пол, адрес, телефон, адрес электронной почты и другие данные.
В нашей стране для регистрации в системе подачи документов в арбитражные суды из личных данных необходимо указать только имя, фамилию, отчество и адрес электронной почты. Решением проблемы может быть обязательная отправка отсканированного изображения паспорта или регистрация с отправкой пароля по SMS-сообщению. Но и эти варианты не идеальны. Отсканированное изображение чужого паспорта достать не так трудно. А при втором варианте, можно указать номер украденного телефона. При
этом в системе такой человек зарегистрируется, получит пароль, но вычислить его в дальнейшем будет сложно. Если только по IP-адресу компьютера, с которого проходила регистрация, или по месту нахождения украденной сим-карты, на которую был выслан пароль.
Достаточно надежным решением является система защиты, подобная американской. То есть для регистрации необходимо лично обратиться в суд для получения временных логина и пароля на год, для работы с системой. Сотрудник суда сам зарегистрирует нового пользователя, указав при этом все необходимые личные данные. Конечно, полученные логин и пароль можно потерять, или их украдут, но ответственность за последствия будет нести уже сам пользователь. Следующей проблемой данной категории является сложность обеспечения взаимодействия систем различных судов. Функционал систем похож, но не идентичен. Существуют делопроизводства разных разработчиков.
Обеспечить взаимодействие всех судов Российской Федерации (конституционного, общей юрисдикции и арбитражных) пока не представляется возможным.
Проблема не только в отличающихся разработках, используемых в судах, но и в сильно различающемся необходимом функционале систем, вследствие имеющегося огромного количества различий в действующем законодательстве в различных областях судопроизводства. Поэтому на настоящий момент объединение всех судебных систем не представляет интереса.
Также необходимо отметить проблему защиты от несанкционированного доступа к информации. На данный момент этому вопросу уделяется достаточно большое количество внимания. Специально разрабатываются программные и технические комплексы для защиты информации как расположенной на серверах судов, так и передаваемой по линиям связи и с помощью средств связи между судами и между судами и участниками процесса.
Также укажем на проблему оперативного внесения изменений, которые связаны с изменением законодательства. К примеру, в законодательство внесена новая поправка относительно того, что необходимо указывать в предоставляемых в суд документах. Для того чтобы внести это изменение в систему нужно составить техническое задание, выделить необходимые средства, организовать и провести конкурс для определения компании, которая будет производить модификацию системы, провести модификацию системы и т.д. На это уйдет много времени. За это время многие документы будут заполнены неправильно.
Возникает вопрос, что делать с уже имеющимися документами? Например, в 2010 году в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»24 были внесены изменения, которые вынудили суды сделать значительные правки в используемых ими системах. На основании части 3 статьи 15 старой редакции при публикации в сети Интернет текстов судебных актов судами общей юрисдикции из персональных данных указывались только фамилии и инициалы судей (судьи), прокурора и адвоката.
С вступлением в силу новой редакции суды стали должны также указывать фамилии и инициалы истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и секретаря судебного заседания. Для внесения соответствующих изменений в системы судам потребовалось много времени. Вследствие этого, многие документы, которые опубликованы в первое время после начала действия поправок, не соответствовали действующему законодательству. В качестве организационной проблемы в арбитражных судах России необходимо отметить также необходимость введения возможности оплаты государственной пошлины через сайт «Мой арбитр» при подаче документов, так как на настоящий момент необходимо предоставлять подлинник документа об оплате. Автоматизация этого процесса позволит упростить процесс подачи. Обеспечить данную функцию можно оплатой пошлины с помощью банковской карты, как это делается в системе PACER.
3.2 Социальные проблемы
Также присутствуют и социальные проблемы. К таковым проблемам электронного правосудия относят:
-
проблема цифрового неравенства; -
компьютерная неграмотность населения; -
проблема неосведомленности граждан об имеющихся возможностях сервисов электронного правосудия; -
недоверие населения и нежелание использовать информационные технологии для взаимодействия с органами государственной власти.
Укажем наиболее важную социальную проблему, которойпризнается проблема цифрового (информационного) неравенства. Суть проблемы состоит в ограничении возможностей социальной группы из-за отсутствия у нее доступа к современным средствам коммуникации. Иными словами, электронное правосудие на настоящий момент в основном ориентировано только на часть населения. Это граждане, которые имеют в собственном распоряжении нужные компьютерные и аппаратные средства, такие как персональный компьютер, сканер, веб-камера (для организации видеоконференций), возможность выхода в Интернет, или хотя бы имеющее доступ к ним.