Файл: Развитие электронного правосудия в россии 5 1 История развития электронного правосудия в России 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также стоит иметь в виду компьютерную неграмотностьбольшой части населения. Даже если у нее будет доступ к необходимой технике, она просто не сможет ими воспользоваться. Для решения данной проблемы необходимо проведение государственных, региональных программ информатизации, внедрение и развитие определенных образовательных стандартов в данной области.

Стоит отметить также проблему неосведомленности граждан об имеющихся сервисах.

Кроме того, существует проблема недоверия населения, которая выражается в нежелании использовать ИКТ для работы с государственными органами.

Для решения последних двух проблем необходимо предпринять меры по улучшению качества информированности населения посредством, например, средств массовой информации. Также необходимо развивать сервисы, повышая их надежность и увеличивая функционал.
3.3 Правовые проблемы
Отметим основную правовую проблему в нашей стране – отсутствие в действующем законодательстве некоторых положений, которые регулируют электронную подачу документов и электронный документооборот в целом.

К примеру, только Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации позволяет подачу в суд некоторых обращений в электронном виде, и то не всех. Кроме того, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации обязывает заявителя предоставить в суд оригинал документа об уплате государственной пошлины. Суд может потребовать явки лица, который указан в обращении, для проверки принадлежности ему полученных судом документов25. Таким образом, отправка документов через сайт на настоящий момент полностью не исключает необходимость личного обращения в суд.

АПК РФ разрешает подачу обращений в суд в электронном виде, но при этом законодательство не регламентирует ее порядок. Вследствие этого судам пришлось самостоятельно разрабатывать документы, регулирующие данную сферу. Так, Высшим Арбитражным судом был утвержден Временный порядок подачи документов, упоминавшийся ранее.

Если говорить о судах общей юрисдикции, то отметим, что в законодательстве, которое регулирует их деятельность, есть только несколько положений об использовании видеоконференцсвязи. Хотя и для судов общей юрисдикции был бы полезен и интересен для сторон дел сервис подачи документов. Но без наличия необходимой правовой базы говорить о развитии электронного правосудия невозможно. В последнее время часто возникает вопрос относительно того, надо ли делать электронную подачу документов обязательной или оставить за истцом право выбора способа отправки. Конечно, на основании приведенной выше проблемы информационного неравенства на настоящий момент введение обязательной отправки электронных обращений для судов общей юрисдикции является невозможным.


Если учитывать, что в арбитражные суды в основном приходят юридические лица (компании, предприятия, организации), располагающие достаточной технологической основой для использования сервисов электронного правосудия, то для арбитражного судопроизводства переход на обязательную безбумажную подачу документов является целесообразным.

Для аутентификации лица, который направил обращение в суд в электронном виде, возможно применять электронно-цифровую подпись.

По сравнению с законом «Об электронно-цифровой подписи» федеральный закон «Об электронной подписи» несколько упрощает процедуру использования такой подписи, но для ее получения необходимо обратиться в удостоверяющий центр, что может вызвать проблемы, в связи с тем, что в нашей стране нет единого удостоверяющего центра.

Необходимо развивать законодательную и организационную базу для работы с электронно-цифровой подписью, потому что ее использование во многом упростит подачу документов в суды. Но стоит отметить, что получение электронно-цифровой подписи для юридических лиц намного проще, чем для физических. Поэтому для арбитражных судов задача урегулирования использования электронной подписи более актуальна, чем для судов общей юрисдикции.

В качестве практической рекомендации для арбитражных судов нашей страны нужно отметить внесение поправок в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые закрепляют обязанность судов публиковать аудиозаписи судебных заседаний в сети Интернет. Данные внесения поправок позволят увеличить прозрачность судопроизводства. Кроме того, необходимо предусмотреть Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации безусловную возможность участников судебного процесса проводить аудио- и видеозаписи заседаний и отдельных процессуальных действий. Данное введение обеспечит отсутствие высказываний судей «не для протокола».

Исходя из вышеизложенных проблем, мы можем видеть, что в настоящее время присутствует много различных проблемных моментов, которые связаны с использованием возможностей электронного правосудия. В одних странах этих проблем больше, в других меньше. Это обусловлено научно-техническим развитием страны, уровнем образованности и информированности граждан, степенью развития законодательства и другими факторами.

Наиболее важной проблемой для всех стран является проблема защиты информации, хранимой в системах электронного правосудия или передаваемой с помощью них. Для повышения уровня безопасности выделяются большое количество финансовых и трудовых ресурсов, так как нарушение хотя бы одного из аспектов безопасности данных (целостности, конфиденциальности, доступности) может принести огромный ущерб, как судам, так и участникам процесса.



Для нашей страны одними из важных проблем признается проблема информированности граждан и необходимость повышение уровня доверия. Необходимо повышать уровень образованности в стране, стремиться к улучшению качества жизни населения. Кроме того в России стоит больше внимания уделять совершенствованию процессуального законодательства, так как создание многих возможностей невозможно без соответствующих изменений в законах страны.

Для судов общей юрисдикции РФ стоит отметить необходимость создания единых банков судебных дел и актов и разработки систем доступа к ним.

Также представляется целесообразным создание сервиса для факультативной подачи электронных документов. Для этого в соответствующие процессуальные кодексы необходимо внести изменения, закрепляющие право истца на выбор вида отправки обращения (электронная или бумажная подача).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем основные итоги по рассматриваемой теме.

Во многих сферах деятельности людей настоящее время широко используются современные информационные и коммуникационные технологии. Их называют ИКТ, которыми признается совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. В последнее время ИКТ чаще применяют в судопроизводстве. Создается так называемое электронное правосудие –это способ осуществления правосудия, основанный на использовании ИКТ-систем. Главное достоинство использования информационных технологий в правосудии – обеспечение гласности, открытости и доступности судопроизводства.

Итак, из проведенного анализа делаем вывод, что электронное правосудие в нашей стране и во всем мире развивается, причем достаточно быстро. Ежегодно появляется все больше новых сервисов и все активнее развивается законодательство в этой сфере.

Стоит отметить также, что развитие электронного правосудия в арбитражном судопроизводстве Российской Федерации на сегодняшний день значительно опережает степень применения ИКТ для судов общей юрисдикции. Это связано с тем, что арбитражно-процессуальное законодательство предусматривает намного больше возможностей использования электронных сервисов в деятельности судов.

При разработке систем электронного правосудия в Российской Федерации изучается опыт других стран в этой сфере, который в дальнейшем используется в соответствии с российскими требованиями, а также используются собственные российские разработки, не имеющие аналогов.


Также присутствует ряд проблемных моментов, которые тормозят использование возможностей электронного правосудия. О них шла речь в третьей главе исследования.

Во-первых, это недостаточная развитость законодательства.

Во-вторых, различный уровень информационно-технического оснащения судов различных регионов.

В-третьих, недостаточный уровень образованности и информированности в рассматриваемой сфере жителей страны, как конечных пользователей некоторых из представленных сервисов, а зачастую, и сотрудников судов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 27.07.2010)// «Российская газета» от 27 июля 2002 г. №137

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 27.07.2010)// «Российская газета» от 22 декабря 2001 г. №249

  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.07.2010)// «Российская газета» от 20 ноября 2002 г. №220

  4. О судебной системе Российской Федерации (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996): Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) // «Российская газета» от 6 января 1997 г. №3

  5. Об арбитражных судах в Российской Федерации (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995): Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 №1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) // «Российская газета» от 16 мая 1995 г. №93

  6. О Конституционном Суде Российской Федерации (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994): Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) // «Российская газета» от 23 июля 1994 г. №138-139

  7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 10.12.2008): Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ (ред. от 28.06.2010) // «Российская газета» от 26 декабря 2008 г. №265

  8. О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О персональных данных» и статью 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.06.2010): Федеральный закон от 28.06.2010 №123-ФЗ // «Российская газета» от 1 июля 2010 г. №142

  9. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 21.04.2006): Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 29.06.2010) // «Российская газета» от 5 мая 2006 г. №95
    1   2   3   4


  • Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (принят ГД ФС РФ 07.07.2010): Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // «Российская газета» от 30 июля 2010 г. №168

  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (принят ГД ФС РФ 16.07.2010): Федеральный закон от 27.07.2010 №227-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // «Российская газета» от 2 августа 2010 г. №169

  • Об электронной цифровой подписи (принят ГД ФС РФ 13.12.2001): Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) // «Российская газета» от 12 января 2002 г. №6

  • Об электронной подписи (принят ГД ФС РФ 25.03.2011): Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ // «Российская газета» от 8 апреля 2011 г. №75

  • Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 10.12.2008):Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ (ред. от 28.06.2010)

  • Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 №65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»

  • Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 №805 (ред. от 06.02.2004) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы»

  • Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 №583 (ред. от 10.09.2010) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы»

  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона №228-ФЗ» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2011 г., №4

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 №1024-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции региональной информатизации до 2010 года»// Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. №30 ст. 3419

  • Распоряжение Правительства РФ от 04.08.2006 №1082-р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы»

  • Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде» утвержден приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 января 2011 г. №1

  • Аносов, А.В. Электронное правосудие как инструмент развития информационной функции государства // Общество и право. –2013. –№1(43). – 239 с.

  • Антонов, Я.В. Правовые характеристики электронного правосудия как проекта электронной демократии в контексте международной практики и влияния электронного правосудия на обеспечение независимости и беспристрастности органов судебной власти // Управленческое консультирование. –2015. –№6(78). – С.61

  • Денисов, И.С. Электронное правосудие и доступ граждан к правовой информации // Вестник Волгоградской академии МВД России. –2012. –№3(22). – С.2-4

  • Клепикова, М.А. Некоторые вопросы допустимости и достоверности доказательств, представленных в арбитражный суд в электронном виде // Арбитражный и гражданский процесс. –2012. –№7. – С.67-68

  • Кудрявцева, Е.В. Внедрение информационных технологий в гражданское судопроизводство // Закон. –2011.– №2. – С.55

  • Локатунина, А.В. Судебная реформа спустя год // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С.605-607.

  • Право и Интернет / Сечкарук, В.С. Современные проблемы развития электронного правосудия в России и в мире. – СПб.: Правовой Сервер, 2011.

  • Прокудина, Л.А., Сосил, Дж. С. Система управления движением дела – фактор повышения эффективности отправления правосудия // Вестник ВАС РФ. –2013. –№10. – С.160.

  • Решетняк, В.И. Электронное правосудие и судебное представительство в гражданском и арбитражном процессах // Адвокат.– 2011. – №5. – С.67

  • Решетняк, В.И. Электронные формы обеспечения доступа к информации о деятельности судов в зарубежных странах и в России // Администратор суда. –2013. – №4. – С.13-16.

  • Романенкова, С.В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. –2013. – №4. – С.47

  • Федосеева, Н.Н., Чайковская, М.А. Электронное правосудие в России и в мире // Администратор суда. –2011. – №3. – С.2-5.