ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статья: Поддержка института семьи: конституционные поправки (Крашенинников П.В., Бадулина Е.В.) ("Семейное и жилищное пр... | Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 01.06.2023 |
"Семейное и жилищное право", 2020, N 4
ПОДДЕРЖКА ИНСТИТУТА СЕМЬИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ <*>
П.В. КРАШЕНИННИКОВ, Е.В. БАДУЛИНА
--------------------------------
<*> Статья написана по материалам, опубликованным в "Российской газете": Российская газета. 2020. 31 мая. URL: https://rg.ru/2020/05/31/kakie-garantii-i-zashchitu-daiut-roditeliam-i-rebenku-popravki-v-osnovnoj-zakon.html.
Крашенинников Павел Владимирович, сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.
Бадулина Екатерина Владимировна, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, кандидат юридических наук.
В статье рассматриваются поправки в Конституцию Российской Федерации в части поддержки института семьи, защиты прав детей, обеспечения приоритета семейного воспитания. С учетом анализа развития российского семейного законодательства, на основе конституционных изменений и исходя из того, что центральная ценность для семейного законодательства - интересы детей, определяются пути дальнейшего совершенствования семейной политики.
Ключевые слова: Конституция, государство, общество, семья, защита прав детей, государственная семейная политика, приоритет семейного воспитания, гарантии прав детей, оставшихся без попечения.
The Support of the Family Institute: Constitutional Amendments
P.V. Krasheninnikov, E.V. Badulina
Krasheninnikov Pavel V., Co-Chairperson of the Working Group on the Preparation of Proposals on Amendments to the Constitution Chairperson of the State Duma Committee on State Building and Legislation Honored Lawyer of the Russian Federation, LL.D., Professor.
Badulina Ekaterina V., Principal Adviser of the Staff of the State Duma Committee on State Building and Legislation, PhD (Law).
The article discusses amendments to the Constitution of the Russian Federation in terms of supporting the institution of the family, protecting the rights of children, and ensuring the priority of family education. Taking into account the analysis of the development of family law, on the basis of constitutional amendments and on the basis that the interests of children are central to family law, the ways to further improve family policy are determined.
Key words: Constitution, state, society, family, protection of children's rights, state family policy, priority of family education, guarantees of the rights of children without care.
Конституция является фундаментом правовой системы любого государства. Нормы Конституции оказывают формирующее воздействие на различные аспекты общественной жизни: государственно-политический, экономический, социальный, нравственно-духовный. Можно сказать, что Конституция есть выражение основных ценностей нашего общества, облеченных в правовую форму.
Уровень социальных гарантий в государстве определяется во многом по защищенности семьи, прав детей. Семья была и остается одним из главных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан. Повышение социального потенциала семьи, укрепление брачно-семейных отношений - все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны. Неслучайно во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. отмечается, что семье, как естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие. Институт семьи в конституциях большинства государств является предметом особой поддержки.
Обращаясь к российской политической и правовой истории, стоит отметить, что первые советские Конституции (Конституция РСФСР 1918 г., Конституция СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г.), принимаемые в сложной исторической обстановке, были направлены на решение прежде всего политических задач и не касались семейных отношений. При этом интересно, что первый Кодекс в нашей стране был посвящен именно браку и семье. В 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве <1>. Согласно ст. 154 Кодекса "родители обязаны заботиться о личности несовершеннолетних детей, об их воспитании и подготовлении их к полезной деятельности". Через восемь лет, в 1926 г., в РСФСР уже действовал Кодекс законов о браке, семье и опеке <2>, создавший предпосылки выделения семейных отношений для регулирования самостоятельной отраслью законодательства <3>.
--------------------------------
<1> Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят ВЦИК 16.09.1918) // СУ РСФСР. 1918. N 76 - 77. Ст. 818.
<2> Постановление ВЦИК от 19 ноября 1926 г. "О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке" // СУ РСФСР. 1926. N 82. Ст. 612.
<3> Крашенинников П.В. Нужен ли России новый Семейный кодекс? // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 3 - 7.
На уровне Основного закона нормы, связанные с защитой семейных ценностей, впервые появляются в Конституции СССР 1936 г. В ст. 122 упоминается о государственной охране интересов матери и ребенка, государственной помощи многодетным и одиноким матерям, предоставлении женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, о широкой сети родильных домов, детских яслей и садов.
Конституция СССР 1977 г. в ст. 53 провозгласила, что "семья находится под защитой государства; брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье". Согласно ст. 66 граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. При доработке проекта Конституции 1977 г. в этой статье появилось указание, что дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь <4>. В целом советская и российская наука уделяла большое внимание системе принципов семейного права и анализу их содержания. Например, А.И. Пергамент еще в 1951 г. называла такие принципы советского семейного права, как полное равноправие мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства, охрана материнства и детства, осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, единобрачие <5>. В 1982 г. В.Ф. Яковлев называл следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношениях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность при заключении брака; свобода расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интересов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга <6>.
--------------------------------
<4> Внеочередная Седьмая сессия Верховного Совета СССР 4 - 7 октября 1977 г. Стенографический отчет. Издание ВС СССР. М., 1977. С. 8.
<5> Советское гражданское право: учебник для юридических вузов: в 2 т. / под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. Т. 2. С. 366 - 367.
<6> Советское семейное право: учебник / под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 16 - 20.
Забота о семье предполагает формирование правовых, социально-экономических, политических, нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав. Основные начала семейного права, выработанные советской и российской наукой и получившие правовое закрепление в нормах Конституции 1993 г., стали базой для развития современного семейного законодательства.
Конституция РФ 1993 г. провозгласила принцип социального государства (ст. 7), установив, что в Российской Федерации семья находится под защитой государства и обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. ст. 7, 38).
За период действия Конституции 1993 г. создана база правового регулирования семейных отношений. Принят Семейный кодекс РФ <7>, ряд федеральных законов, в частности: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <8> (далее - Закон N 159-ФЗ); Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон N 124-ФЗ); Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <9> (далее - Закон N 48-ФЗ), в котором впервые упорядочены права и обязанности органов опеки и попечительства, проведена ревизия форм устройства детей в семью, приемная и патронатная семьи отнесены к разновидностям "платной" опеки и попечительства. В последние годы активно развивается законодательство в сфере имущественных отношений между членами семьи. Появившиеся в 2019 г. в Гражданском кодексе РФ конструкции совместного завещания и наследственного договора, хотя и касаются в первую очередь гражданских правоотношений, расширяют действие принципа диспозитивности в правоотношениях между членами семьи, позволяют обеспечить реализацию достигаемых де-факто в семьях договоренностей о наследовании имущества, а также о порядке содержания отдельных членов семьи.
--------------------------------
<7> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
<8> Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
<9> Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" // СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.
Из последних точечных, но не менее от этого важных изменений семейного законодательства можно выделить Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <10>. Законом установлено, что дети, проживающие вместе в одной семье, имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры. Право ребенка на обучение в школе вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, корреспондирует обязанностям родителей по воспитанию и развитию своих детей и выступает дополнительной мерой защиты интересов семьи.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 49. Ст. 6970.
Сделано много, однако есть и пробелы, недоработки, появляются новые отношения, требующие своего регулирования. Ведь Конституция 1993 г. работает уже 26 лет. Можно говорить о постепенном изменении жизни государства и общества за эти годы. Становится очевидным запрос на обновление правового регулирования, в том числе и в семейных отношениях. В актуальной повестке дня - вопросы обеспечения прав детей, в том числе при разводе родителей, вопросы имущественных отношений между супругами, развитие репродуктивных технологий. Востребованы институты усыновления и опеки. Например, на 1 апреля 2020 г. в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, зарегистрировано 44,228 тыс. анкет <11>. Для сравнения: в 2008 г. их было 115,6 тыс. По данным Росстата, доля детей, переданных на воспитание в семью, от общего числа детей, оставшихся без попечения в 2017 г., составила 88,6%. Однако и тут есть много спорных, не урегулированных должным образом вопросов. К сожалению, не всегда надлежащим образом обеспечиваются права ребенка. Например, по данным Росстата, в 2017 г. было расторгнуто 298 договоров по инициативе органов опеки и попечительства из-за ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей <12>.
--------------------------------
<11> Официальный сайт государственного банка данных о детях. URL: усыновите.рф.
<12> Официальный сайт Росстата. URL: gks.ru.