Файл: П. В. Крашенинников, Е. В. Бадулина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


--------------------------------

<21> Закон Ульяновской области от 1 июля 2016 г. N 87-ЗО "О предоставлении в 2016 - 2021 годах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также отдельным категориям лиц из их числа, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, ежемесячной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в таких многоквартирных домах" // СПС "КонсультантПлюс".

<22> Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 224-З "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемных семей на территории Нижегородской области" // СПС "КонсультантПлюс".
Нужно говорить как о системных, так и о точечных изменениях. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" до 1 января 2021 г. предусмотрено право детей, оставшихся без попечения, на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты (ст. ст. 71, 108). Полагаем, что это право должно быть бессрочным.

Можно рассмотреть вопрос упрощения порядка получения государственной поддержки приемными семьями. Сейчас она носит в основном заявительный характер, то есть денежные средства перечисляются после обращения приемных родителей. Следует развивать межведомственное информационное взаимодействие для начисления органами опеки денежных средств, с тем чтобы избавить граждан от лишней бумажной волокиты.

Новые конституционные положения закладывают посыл для совершенствования норм о приемной и патронатной семье. Очевидно, что патронат необходимо рассматривать наравне с приемной семьей как полноценную разновидность платной опеки (попечительства). Индивидуальные требования к патронатному воспитанию устанавливаются договором и актом о назначении патронатного воспитателя. При этом в отдельных случаях в регионах срок действия договора весьма краток, что не вполне отвечает интересам детей. Так, в Тюменской области передача ребенка в семью патронатного воспитателя производится по решению органа опеки и попечительства на срок не более шести месяцев на основании договора о патронатном воспитании <23>. Кроме того, в отдельных регионах обязанности по патронату в отношении ребенка, переданного на патронат, осуществляются патронатным воспитателем безвозмездно, что также не вполне соответствует подходу федерального законодателя к этой форме устройства детей <24>.

--------------------------------


<23> Постановление Правительства Тюменской области от 25 июля 2005 г. N 123-п "О патронатном воспитании в Тюменской области". URL: http://docs.cntd.ru/document/802066669.

<24> Закон Чувашской Республики от 5 октября 2006 г. N 43 "О патронатной форме устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике" // СПС "КонсультантПлюс".
При этом конституционный законодатель исходит из того, что ребенок является членом семьи и его интересы неразрывно переплетены с интересами других ее членов. Нравственное воспитание ребенка наиболее эффективно именно в рамках семьи, в которой он растет. В этой связи необходимо активное развитие и использование социально ориентированных организаций, которые могли бы осуществлять социальное, психологическое консультирование с целью адаптации семьи к ее новому члену. Тем более что в компетенцию Правительства РФ входит поддержка институтов гражданского общества. Здесь стоит отметить, что прорабатываются отдельные предложения вводить обязательное социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание ребенка, ограничение численности передаваемых в семью детей <25>. Сейчас этого предела нет. На уровне Правительства РФ предусмотрено, что количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек <26>. Однако к любым изменениям в данной сфере нужно подходить крайне осторожно, чтобы не нарушить права детей, возможность близких родственников принять детей в семью.

--------------------------------

<25> Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей" (подготовлен Минпросвещения России, не внесен в Государственную Думу) // СПС "КонсультантПлюс".

<26> Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" // СПС "КонсультантПлюс".
Конечно, поддержка института семьи не исчерпывается только защитой прав детей, оставшихся без попечения.

Важным элементом в преодолении таких ситуаций является реализация мер

, направленных на профилактику семейного неблагополучия. Следует согласиться с высказанным в науке мнением о целесообразности рассмотрения вопросов участия психолога, например, при рассмотрении судами споров, связанных с местом жительства детей или с определением порядка общения с детьми <27>.

--------------------------------

<27> Михеева Л.Ю. Развитие российского семейного законодательства // Кодификация российского частного права / под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2019.
Необходимо развивать законодательство в сфере репродуктивных технологий, принимая во внимание необходимость обеспечения интересов всех участников этих правоотношений, в том числе и ребенка. Необходимо и дальнейшее развитие имущественных вопросов между членами семьи. Так, 14 ноября 2019 г. группой депутатов в Государственную Думу внесен законопроект N 835938-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части имущественных отношений супругов).

Одним из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи является приобретение собственного жилья, поэтому важной гарантией является сохранение и совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала.

Однако нельзя забывать, что коренная реформа семейно-правового регулирования опасна, а некоторые особенно радикальные предложения иногда явным образом направлены против семейных ценностей.

Предложения о введении отдельных видов мер ювенальных технологий порой слишком напоминают инфантильные представления младореволюционеров о государственном воспитании детей как панацее от тлетворного влияния несознательных родителей на ребенка. Такие, с позволения сказать, технологии нарушают принцип приоритета семейного воспитания детей. Задачей органов опеки и попечительства, как и государства в целом, должен стать не тотальный контроль за семьей, а, прежде всего, меры по оказанию родителям, оказавшимся в тяжелой ситуации, определенной помощи, содействие в улучшении жизненной ситуации ребенка с сохранением семейного воспитания. С семейно-правовой позиции необходимо отдать приоритет не административному, а судебному порядку отобрания ребенка и только в случаях, прямо установленных законом, - усилению мер ответственности в отношении недобросовестного поведения представителей органов опеки и попечительства, использованию институтов компенсации ущерба и морального вреда, причиненного родителям и ребенку в случае неправомерного применения административных мер, и др.


С учетом новых полномочий Правительства РФ по проведению социально ориентированной государственной политики и на основе конституционных изменений требуется разработка новой концепции государственной семейной политики в Российской Федерации. При этом нужно понимать, что вопросы поддержки семьи лежат не только в отрасли семейного права. Это объемная сфера, затрагивающая различные отрасли законодательства. Законодатель при этом должен исходить из того, что государственная семейная политика представляет собой комплексную систему принципов, задач и мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества.
Литература
1. Кодификация российского частного права, 2019 / под редакцией Д.А. Медведева. Москва: Статут, 2019. 492 с.

2. Крашенинников П.В. Нужен ли России новый Семейный кодекс? / П.В. Крашенинников // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 3 - 7.

3. Советское гражданское право. В 2 томах. Т. 2: учебник для юридических вузов / под редакцией С.Н. Братуся. Москва: Госюриздат, 1951. 495 с.

4. Советское семейное право: учебник / под редакцией В.А. Рясенцева. Москва: Юридическая литература, 1982. 255 с.
Подписано в печать

22.07.2020






КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка


www.consultant.ru

Страница из

1
27>27>26>25>26>25>24>23>24>23>22>21>22>21>20>19>20>19>18>17>18>17>16>16>15>14>15>14>13>13>12>11>12>11>10>10>9>8>7>9>8>7>6>5>4>6>5>4>3>2>1>3>2>1>