Файл: Особенности формирования математической грамотности на уроках математики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
Факультет естественных наук, математики и технологий
Кафедра математики и информатики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Особенности формирования математической грамотности на уроках математики»
Выполнил:
студент гр. ПМОз-18 Былкова Елена Ивановна
Руководитель ВКР:
доцент кафедры математики и
информатики,
кандидат педагогических наук Кононенко Наталья Васильевна
Чита
2023
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования математической грамотности на уроках математики в системе основного общего образования.
1.1. Психолого-педагогические особенности функциональной грамотности……………………………………………………………………... 5
1.2. Определение математической грамотности и её компоненты ………… 9
1.3. Методы и приёмы формирования математической грамотности на уроках математики………………………………...……………………...…………….. 14
Глава 2. Практические аспекты формирования математической грамотности на уроках математики в системе основного общего образования.
2.1.Технологии формирования математической грамотности учащихся в системе основного общего образования………………………....................... 17
2.2. Особенности заданий на формирование и характеристику уровня
математической грамотности ………………………………………………… 20
2.3. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей формирования математической грамотности обучающихся в системе основного общего образования……………………………............................. 24
Заключение……………………………………………………………………. 37
Список использованных источников ………………………………………. 40
Приложения …………………………………………………………………... 45
Введение
Современное общество меняет свой взгляд на содержание математического образования. Основное внимание уделяется развитию способности применять школьные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Программа международной оценки успеваемости учащихся PISA (Programmefor International Student Assessment) определяет математическую грамотность как «способность людей определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, принимать обоснованные математические решения быть творческими, заинтересованными и думающими гражданами» [10, с. 17].
Вопрос развития математической грамотности изучался рядом отечественных и зарубежных исследователей. Результаты исследований представлены в работах П. Р. Атутова, А. Н. Леонтьева, Н. В. Трифонова и др. А.В. Слепухин говорил о необходимости знать не только результаты учебной деятельности, но и саму деятельность, которая раскрывает сущность предмета.
Актуальность исследования заключается в том, что обучающиеся не осознают важность математики как науки, и это приводит к снижению уровня математической грамотности и неумению грамотно использовать знания и навыки в области математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в системе основного общего образования.
Предмет исследования: особенности формирования математической грамотности на уроках математики.
Цель работы: выявить особенности формирования математической грамотности на уроках математики.
Задачи:
-
Проанализировать психолого-педагогические основы формирования функциональной грамотности в системе основного общего образования. -
Раскрыть понятие «математическая грамотность» и её компонентов. -
Выявить уровни сформированности математической грамотности у обучающихся МОУ Ново-Акатуйской СОШ. -
Выявить особенности технологии формирования математической
грамотности обучающихся основной школы.
-
Провести оценку уровня математической грамотности обучающихся МОУ Ново-Акатуйской СОШ в соответствии с требованиями ФГОС ООО, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. -
Осуществить опытно-экспериментальную работу по изучению особенностей формирования математической грамотности.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование математической грамотности на уроках математики у школьников в системе основного общего образования происходит более эффективно, если принципы и средства визуализации направлены не только на приобретение теоретических знаний, но и на практическую деятельность.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды: П. Р. Атутова, В. А. Ермоленко, О. Е. Лебедева, А. Н. Леонтьева, Л. О. Рословой, О. В. Симонова и др.
Методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы, синтез и обобщение данных; эмпирические методы научного исследования: педагогическое наблюдение, тестирование, количественную и качественную обработку экспериментальных данных.
Экспериментальная база: МОУ Ново-Акатуйская СОШ, Александрово-Заводского района Забайкальского края.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и тринадцати приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования математической грамотности на уроках математики в основной школе
-
Психолого-педагогические особенности формирования функциональной грамотности
Главной задачей системы образования является воспитание и обучение сегодняшних школьников знаниями, которые в дальнейшем помогут им стать более успешными членами нашего общества. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), в котором целостность обучения и воспитания звучит по-новому, требуется особое внимание в вопросах формирования функциональной грамотности. «В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми знаниями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий...» [ФГОС ООО, п. 35.2].
Понятие «функциональная грамотность» было введено ЮНЕСКО в 1957 году, как совокупность умений читать и писать для решения житейских проблем в повседневной жизнедеятельности.
Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности. Функциональная грамотность (англ. Functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т. ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Воспользуемся определением функциональной грамотности, предложенным А. Н. Леонтьевым. «Функциональная грамотность - это способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач – обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались»
[11, с. 127].
Ученые, которые разрабатывают соответствующие проекты на уровне Министерства просвещения Российской Федерации («Институт стратегии развития образования Российской академии образования» - ЦОКО ИСРО РАО под руководством Г. С. Ковалёвой) используют это определение функциональной грамотности [9].
В. С. Безрукова в энциклопедическом словаре педагога определяет функциональную грамотность «…как степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций» [15, с. 13].
По мнению В. А. Ермоленко, функциональная грамотность представляет собой «…сформированную на нижней границе оптимальности интегральную способность человека успешно действовать (осуществлять свою деятельность) в обществе…» [6, с. 127].
П. Р. Атутов выделил в понятии функциональной грамотности два аспекта: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, и формирование мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности [2, с. 73].
Российский учёный О. Е. Лебедев определяет функциональную грамотность «…как основу для успешного формирования личности, обладающей необходимыми компетенциями для решения вопросов и проблем, с которыми она сталкивается» [12, с. 61].
Кроме этого существует подход к пониманию функциональной грамотности, включающий:
- воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения;
- личностно-профессиональную подготовленность;
- профессионально-техническую подготовленность.
Таким образом, исходя из вышесказанного, функциональная грамотность является фактором, который подразумевает участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способность мыслить творчески и находить стандартные решения. А так же умение выбирать профессию и использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах своей жизни.
Формирование функциональной грамотности учащихся в системе основного общего образования возможно через решение трех основных задач:
1. Достижение уровня образованности, который соответствует ресурсам учащегося и обеспечивает дальнейшее развитие личности и возможность повышения уровня образования, в том числе и путем самообразования.
2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально-значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
Основные признаки функциональной грамотности:
- коммуникативность;
- адаптация и ориентация в современном обществе;
- возможность развития качеств личности;
- повышение уровня образованности.
Для того чтобы функциональная грамотность учащихся успешно развивалась нужно соблюдать условия:
- обучение должно носить мотивационный характер;
- необходимо использовать эффективные формы коллективной работы;
- должна обеспечиваться возможность для обретения навыка достижения цели;
- учебный процесс должен быть переориентирован на формирование самостоятельности и ответственности учащегося за показатели своей деятельности.
Функциональная грамотность - это результат образования, который включает в себя эффекты формирования метапредметных результатов, новый подход к организации предметного обучения, результатом которого является учебное действие обучающегося.
Существует неразрывная связь между формированием и оцениванием (контролем) функциональной грамотности. Функциональная грамотность на ступени основного общего образования рассматривается как метапредметный образовательный итог [22].
Понятие «функциональная грамотность» заключается в способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты до самодостаточного понятия со своим содержанием и структурой, которое заключается в умении применять в повседневной жизни полученные знания, умения и навыки. Функциональная грамотность помогает определить готовность человека к выполнению таких социальных ролей, как: избиратель, потребитель, член семьи, студент, школьник и т.д.
Исследование PISA помогает оценивать достижения обучающихся по их учебной деятельности. Главной целью этого исследования является определение уровня знаний, умений и навыков учащихся. Оно ориентировано на оценивание их способностей в применении полученных знаний и умений в повседневной жизни [10].
Оценка образовательных достижений в исследовании PISA направлена на изучение четырёх основных видов функциональной грамотности, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Основные виды функциональной грамотности