Файл: Особенности формирования математической грамотности на уроках математики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

Факультет естественных наук, математики и технологий

Кафедра математики и информатики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Особенности формирования математической грамотности на уроках математики»

Выполнил:

студент гр. ПМОз-18 Былкова Елена Ивановна

Руководитель ВКР:

доцент кафедры математики и

информатики,

кандидат педагогических наук Кононенко Наталья Васильевна

Чита

2023

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1.Теоретические аспекты формирования математической грамотности на уроках математики в системе основного общего образования.

1.1. Психолого-педагогические особенности функциональной грамотности……………………………………………………………………... 5

1.2. Определение математической грамотности и её компоненты ………… 9

1.3. Методы и приёмы формирования математической грамотности на уроках математики………………………………...……………………...…………….. 14

Глава 2. Практические аспекты формирования математической грамотности на уроках математики в системе основного общего образования.

2.1.Технологии формирования математической грамотности учащихся в системе основного общего образования………………………....................... 17

2.2. Особенности заданий на формирование и характеристику уровня

математической грамотности ………………………………………………… 20

2.3. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей формирования математической грамотности обучающихся в системе основного общего образования……………………………............................. 24

Заключение……………………………………………………………………. 37

Список использованных источников ………………………………………. 40

Приложения …………………………………………………………………... 45
Введение

Современное общество меняет свой взгляд на содержание математического образования. Основное внимание уделяется развитию способности применять школьные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях.


Программа международной оценки успеваемости учащихся PISA (Programmefor International Student Assessment) определяет математическую грамотность как «способность людей определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, принимать обоснованные математические решения быть творческими, заинтересованными и думающими гражданами» [10, с. 17].

Вопрос развития математической грамотности изучался рядом отечественных и зарубежных исследователей. Результаты исследований представлены в работах П. Р. Атутова, А. Н. Леонтьева, Н. В. Трифонова и др. А.В. Слепухин говорил о необходимости знать не только результаты учебной деятельности, но и саму деятельность, которая раскрывает сущность предмета.

Актуальность исследования заключается в том, что обучающиеся не осознают важность математики как науки, и это приводит к снижению уровня математической грамотности и неумению грамотно использовать знания и навыки в области математики.

Объект исследования: процесс обучения математике в системе основного общего образования.

Предмет исследования: особенности формирования математической грамотности на уроках математики.

Цель работы: выявить особенности формирования математической грамотности на уроках математики.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования функциональной грамотности в системе основного общего образования.

  2. Раскрыть понятие «математическая грамотность» и её компонентов.

  3. Выявить уровни сформированности математической грамотности у обучающихся МОУ Ново-Акатуйской СОШ.

  4. Выявить особенности технологии формирования математической

грамотности обучающихся основной школы.

  1. Провести оценку уровня математической грамотности обучающихся МОУ Ново-Акатуйской СОШ в соответствии с требованиями ФГОС ООО, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287.

  2. Осуществить  опытно-экспериментальную  работу  по изучению особенностей формирования математической грамотности.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование математической грамотности на уроках математики у школьников в системе основного общего образования происходит более эффективно, если принципы и средства визуализации направлены не только на приобретение теоретических знаний, но и на практическую деятельность.



Методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды: П. Р. Атутова, В. А. Ермоленко, О. Е. Лебедева, А. Н. Леонтьева, Л. О. Рословой, О. В. Симонова и др.

Методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы, синтез и обобщение данных; эмпирические методы научного исследования: педагогическое наблюдение, тестирование, количественную и качественную обработку экспериментальных данных.

Экспериментальная база: МОУ Ново-Акатуйская СОШ, Александрово-Заводского района Забайкальского края.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и тринадцати приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования математической грамотности на уроках математики в основной школе

    1. Психолого-педагогические особенности формирования функциональной грамотности

Главной задачей системы образования является воспитание и обучение сегодняшних школьников знаниями, которые в дальнейшем помогут им стать более успешными членами нашего общества. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), в котором целостность обучения и воспитания звучит по-новому, требуется особое внимание в вопросах формирования функциональной грамотности. «В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми знаниями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий...» [ФГОС ООО, п. 35.2].

Понятие «функциональная грамотность» было введено ЮНЕСКО в 1957 году, как совокупность умений читать и писать для решения житейских проблем в повседневной жизнедеятельности.

Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности. Функциональная грамотность (англ. Functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т. ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

Воспользуемся определением функциональной грамотности, предложенным А. Н. Леонтьевым. «Функциональная грамотность - это способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач – обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались»
[11, с. 127].

Ученые, которые разрабатывают соответствующие проекты на уровне Министерства просвещения Российской Федерации («Институт стратегии развития образования Российской академии образования» - ЦОКО ИСРО РАО под руководством Г. С. Ковалёвой) используют это определение функциональной грамотности [9].

В. С. Безрукова в энциклопедическом словаре педагога определяет функциональную грамотность «…как степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций» [15, с. 13].

По мнению В. А. Ермоленко, функциональная грамотность представляет собой «…сформированную на нижней границе оптимальности интегральную способность человека успешно действовать (осуществлять свою деятельность) в обществе…» [6, с. 127].

П. Р. Атутов выделил в понятии функциональной грамотности два аспекта: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, и формирование мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности [2, с. 73].

Российский учёный О. Е. Лебедев определяет функциональную грамотность «…как основу для успешного формирования личности, обладающей необходимыми компетенциями для решения вопросов и проблем, с которыми она сталкивается» [12, с. 61].

Кроме этого существует подход к пониманию функциональной грамотности, включающий:

- воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения;

- личностно-профессиональную подготовленность;

- профессионально-техническую подготовленность.

Таким образом, исходя из вышесказанного, функциональная грамотность является фактором, который подразумевает участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способность мыслить творчески и находить стандартные решения. А так же умение выбирать профессию и использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах своей жизни.

Формирование функциональной грамотности учащихся в системе основного общего образования возможно через решение трех основных задач:

1. Достижение уровня образованности, который соответствует ресурсам учащегося и обеспечивает дальнейшее развитие личности и возможность повышения уровня образования, в том числе и путем самообразования.


2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально-значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

Основные признаки функциональной грамотности:

- коммуникативность;

- адаптация и ориентация в современном обществе;

- возможность развития качеств личности;

- повышение уровня образованности.

Для того чтобы функциональная грамотность учащихся успешно развивалась нужно соблюдать условия:

- обучение должно носить мотивационный характер;

- необходимо использовать эффективные формы коллективной работы;

- должна обеспечиваться возможность для обретения навыка достижения цели;

- учебный процесс должен быть переориентирован на формирование самостоятельности и ответственности учащегося за показатели своей деятельности.

Функциональная грамотность - это результат образования, который включает в себя эффекты формирования метапредметных результатов, новый подход к организации предметного обучения, результатом которого является учебное действие обучающегося.

Существует неразрывная связь между формированием и оцениванием (контролем) функциональной грамотности. Функциональная грамотность на ступени основного общего образования рассматривается как метапредметный образовательный итог [22].

Понятие «функциональная грамотность» заключается в способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты до самодостаточного понятия со своим содержанием и структурой, которое заключается в умении применять в повседневной жизни полученные знания, умения и навыки. Функциональная грамотность помогает определить готовность человека к выполнению таких социальных ролей, как: избиратель, потребитель, член семьи, студент, школьник и т.д.

Исследование PISA помогает оценивать достижения обучающихся по их учебной деятельности. Главной целью этого исследования является определение уровня знаний, умений и навыков учащихся. Оно ориентировано на оценивание их способностей в применении полученных знаний и умений в повседневной жизни [10].

Оценка образовательных достижений в исследовании PISA направлена на изучение четырёх основных видов функциональной грамотности, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Основные виды функциональной грамотности