Файл: П. В. Крашенинников, Е. В. Бадулина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Происходящие в обществе изменения требуют целостной реакции законодателя. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон о поправке к Конституции РФ) большое внимание уделил вопросам семейной политики, исходя из того, что центральная ценность для семейного законодательства - интересы детей <13>. При этом законодатель исходит из того, что благополучие ребенка неразрывно связано с благополучием семьи и им определяется.

--------------------------------

<13> Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
Во-первых, Законом о поправке к Конституции РФ устанавливается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (ч. 4 ст. 67.1 Конституции в редакции Закона).

Во-вторых, к полномочиям Правительства РФ отнесено обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей (п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции в редакции Закона).

В-третьих, корректировке подверглись ст. ст. 71 и 72 Конституции. В числе вопросов исключительного ведения Российской Федерации названо установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования (п. "е" ст. 71). Конкретизированы вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ в части защиты семьи. К ним дополнительно отнесены: защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

На первый взгляд приведенные нормы выглядят в определенной степени декларативно. Казалось бы, и так все понятно - дети должны учиться уважению к старшим, а родители - предпринимать усилия для достойного воспитания детей в семье. Зачем писать об этом в Конституции? Тем более что есть базовые конституционные нормы - в ст. ст. 7, 38, 39, 43. При этом могут возникать и более "практические" вопросы: а как, например, Правительство РФ будет сохранять традиционные семейные ценности, что это вообще такое?


Сразу стоит отметить, что конституционное нормотворчество носит особый характер. В большинстве своем конституционные нормы - это нормы-принципы, правила, декларации, цели. Цель конституционного законодателя - выстроить комплексную систему: есть ценностные ориентиры в Конституции, есть конкретные указания на эти задачи в полномочиях Правительства РФ, а также их продолжение и развитие в полномочиях субъектов РФ, муниципальных образованиях. Этому должен служить и закрепленный в конституционных поправках принцип единства системы публичной власти (изменения в ст. 132 Конституции РФ). И это правильно. Ведь защита семейных ценностей имеет комплексный характер, осуществляется государством, субъектами РФ, муниципальными образованиями, путем воздействия на общественные отношения норм различных отраслей права (семейного, гражданского, трудового, жилищного и т.д.). На основе конституционных норм должно развиваться отраслевое федеральное, региональное, муниципальное законодательство.

Что касается конкретных формулировок, то государственная семейная политика предполагает сохранение традиционных семейных ценностей и повышение роли семьи в жизни общества <14>. А традиционные семейные ценности - это, по существу, и есть семья, материнство, отцовство, детство. Как отметил Конституционный Суд РФ, по смыслу ст. 38 Конституции РФ семья, материнство и детство представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации <15>.

--------------------------------

<14> Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р) // СПС "КонсультантПлюс".

<15> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова" // СПС "КонсультантПлюс".
При этом нужно помнить, что в семейном праве нет легального определения семьи. Ведь понятие "семья" не имеет и не может иметь четкого и незыблемого содержания. Неслучайно Конституционный Суд РФ указал, что нормативное содержание понятия "семья" наполняется, в зависимости от целей правового регулирования

, различным юридическим содержанием <16>. Прежде всего, через толкование понятия "члены семьи". Так, в ст. 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи отнесены супруги, их родители и дети (усыновители и усыновленные). Одновременно указывается, что семейное законодательство в случаях и пределах, предусмотренных законодательством, регулирует также отношения между другими родственниками и иными лицами и, кроме того, определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. При этом для целей жилищного законодательства в первую очередь важен факт совместного проживания.

--------------------------------

<16> Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Костромской областной Думы о толковании понятия "семья", содержащегося в статье 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Поэтому беспочвенны опасения, что если мать-одиночка воспитывает ребенка, это уже не традиционная семья и она не будет находиться под защитой государства. В Законе о поправке к Конституции РФ нет никаких дискриминаций в части понятия семьи.

Отдельно стоит упомянуть, что в Конституции РФ ранее прямо не говорилось о защите прав детей. Хотя адекватный правовой механизм защиты детства - это залог будущего государства. Так, Конвенция о правах ребенка 1989 г., признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности нужно расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимать все надлежащие законодательные, административные и другие меры для осуществления их прав, включая право каждого ребенка на уровень жизни, требуемый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (преамбула, п. 2 ст. 3, ст. 4 и п. 1 ст. 27).

При подготовке Закона о поправке к Конституции РФ созданная Президентом РФ рабочая группа долго искала самую подходящую формулировку. Сначала хотели указать, что дети - это важнейшая ценность России. Потом подобрали вариант: дети - это достояние Российской Федерации. Но в итоге приняли формулировку, гласящую, что дети являются приоритетом государственной политики России. Это в определенном смысле развитие положений Закона N 124-ФЗ, согласно которому государственная политика в интересах детей является приоритетной.

В Конституции РФ не было ни слова про детей, оставшихся без попечения. А ведь это важнейший социальный вопрос, требующий законодательного раскрытия. Посыл поправок - закрепить обязанность государства обеспечить достойные условия ребенку, что идет в унисон с международным законодательством. Напомним, что согласно ст. 20 Конвенции о правах ребенка ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. При этом государство в соответствии со своими национальными законами обеспечивает замену ухода за таким ребенком. Изначально в Рабочей группе были предложения указать, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении таких детей. В ходе дискуссии к этим словам добавили: государство в первую очередь обеспечивает приоритет семейного воспитания. Этот постулат относится к основным началам семейного законодательства. Так, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание, под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их
устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. ст. 2, 123 СК РФ).

Ключевая цель конституционного законодателя - дальнейшее развитие государственной поддержки семьи, форм семейного воспитания детей. Из вышеприведенных конституционных поправок следует, что государство берет на себя повышенные обязательства в семейной сфере, в вопросах создания условий для достойного воспитания детей в семье, в отношении детей, оставшихся без попечения. Дальнейшей задачей должно стать укрепление и развитие существующих гарантий.

К слову, мы видим, что конституционные принципы, заложенные в поправках, востребованы уже сейчас. В связи с пандемией коронавируса оперативно разработан комплекс дополнительных мер экономической поддержки семей с детьми. Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" предусмотрено увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 6 752 руб. Кроме того, Указами Президента РФ введены дополнительные выплаты гражданам, имеющим детей. Речь идет о ежемесячных выплатах в апреле - июне 2020 г. в размере 5 тыс. руб. на каждого ребенка в возрасте до 3 лет. С 1 июня 2020 г. граждане смогут получить единовременную выплату в размере 10 тыс. руб. на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет. Также введена дополнительная ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, порядок и условия предоставления которой определяется субъектами РФ <17>. Помимо этого, Постановлением Правительства РФ в апреле - июне 2020 г. увеличен размер пособия по безработице из расчета 3 000 руб. на каждого ребенка <18>.

--------------------------------

<17> Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (с изм., внесенными Указом Президента РФ от 11.05.2020 N 317); Указ Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // СПС "КонсультантПлюс".

<18> Постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 г. N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" // СПС "КонсультантПлюс".
Надо подчеркнуть, что дальнейшей задачей государственной семейной политики должно стать укрепление и развитие гарантий поддержки семьи. Следует развивать процедуры передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление последующих мер государственной поддержки. Определенный механизм господдержки в этой сфере уже сформирован.


Так, на основании ч. 1 ст. 31 Закона N 48-ФЗ подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ виды государственной поддержки. Целый ряд социальных льгот и гарантий предоставляет Закон N 159-ФЗ в сфере образования, медицинского обеспечения, обеспечения жильем, реализации права на труд. Субъекты РФ могут устанавливать дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные в соответствии с указанным Федеральным законом гарантии являются, как правило, расходными обязательствами субъектов РФ. Исключение - дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях. Они являются расходными обязательствами федеральной власти.

Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" опекуны и попечители имеют право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью <19>. С 1 февраля 2020 г. при передаче одного ребенка на воспитание в семью размер пособия составляет 18 004,12 руб., а при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет, детей, которые являются братьями и (или) сестрами, - 137 566,14 руб. <20>. Выплата пособия производится за счет субвенций, предоставляемых субъектам РФ из федерального бюджета. К числу государственных пособий, предоставляемых опекунам и попечителям детей, относится также ежемесячное пособие на ребенка, которое выплачивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<19> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5285.

<20> Там же. Часть 1 ст. ст. 4.2, 12.1, 12.2; пункт 1 Постановления Правительства РФ от 29 января 2020 г. N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году" // СПС "КонсультантПлюс".
Существующие гарантии прав детей, оставшихся без попечения, следует развивать. При этом можно использовать опыт отдельных регионов. Например, в части компенсации взносов на капитальный ремонт. Сегодня это есть в отдельных регионах (например, в Ульяновской области) <21>. В Нижегородской области предусмотрено первоочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление, отдых детей; один день в месяц бесплатное посещение государственных музеев. Приемной семье предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги в части, приходящейся на приемного ребенка (детей) доли оплаты данных услуг <22>.