Файл: Систематизация и кодификация российского права в первой половине хiх в..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 ноября 1821 г. М.М. Сперанский вновь возглавил Комиссию составления законов, созданную 5 июля 1801 г., деятельность, которой до указанного времени не принесла ощутимой практической пользы, ни одно из обсужденных уложений (гражданское, торговое, уголовное) не отличалось ни полнотой содержания, ни высоким уровнем законодательной техники. Подготовленный за эти годы (1801-1821) главным исполнителем работ по кодификации Г.А. Розенкампфом Систематический свод существующих законов Российской империи представлял собой лишь подборку актов гражданского законодательства (систематизация уголовного законодательства только еще готовилась), части которого не имели ни теоретической, ни системной согласованности.
М.М. Сперанский детально изучил деятельность Комиссии, предпринял шаги к изменению направленности ее работы и разработал программу дальнейших работ по систематизации российского законодательства. правовой власть кодификация сперанский
Программа систематизации российского законодательства М. М. Сперанского отражала философско-правовые взгляды автора, основанные на религиозно-нравственных идеях и принципах естественного права (нарастание кризиса феодального строя сопровождалась становлением юридического мировоззрения. Юридическое мировоззрение шло на смену теологическому мировоззрению средних веков и было классическим мировоззрением нарождающейся буржуазии. Методологической основой юридического мировоззрения был рационализм, то есть оценка общественных отношений с позиций здравого разума. В XVII-XVIII вв. на первый план выступала антифеодальная направленность юридического мировоззрения. Равенство перед законом стало основным боевым кличем буржуазии. Классическим воплощением юридического мировоззрения явилась теория естественного права. Она основана на признании всех людей равными от природы и наделенными природой же естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное, то есть позитивное, волеустановленное право. Антифеодальный характер теории естественного права состоял уже в том, что все люди признавались равными, и это естественное равенство людей было возведено в обязательный принцип положительного, то есть действующего права). В этой связи М. М. Сперанский различал права гражданские и права политические. Те и другие представляют собой силы государственные, остающиеся в распоряжении подданных. Одними они пользуются индивидуально (каждый особенно); это права гражданские, определяющие степень свободы лица и имущества.
Другими правами подданные пользуются коллективно - это права политические, определяющие степень их участия в государственной власти. Права гражданские общие означают, что никто не может быть наказан без суда, каждый только по закону (или по договору) обязан нести личную службу или вещественные повинности, имеет право на собственность. Права гражданские, то есть безопасность лица и имущества, есть главное неотъемлемое достояние всякого человека, входящего в общество. Неестественно природе человека предполагать, чтобы кто-либо согласился жить в таком обществе, где ни жизнь, ни имущество его ничем не обеспечены. Эти права (гражданскую свободу) в России имеют дворяне, купцы, мещане и другие люди свободного состояния.
Что касается крепостных, помещичьих крестьян, то они, считал М. М. Сперанский, не имеют ни политической, ни гражданской свободы. Он повторял, что рабство (крепостное право) в России должно быть уничтожено посредством мер постепенных, но действенных. Пока это не произошло, дворянство, как класс образованный, знающий законы и способный к управлению, должно иметь особенное гражданское право приобретать населенную, недвижимую собственность (землю, производство), но управлять ею не иначе как по закону.
Гражданскими правами, по проектам М. М. Сперанского, в конечном счете, должны быть наделены все подданные Российской империи. Политические права, по мысли М.М. Сперанского, рассматриваются лишь как гарантии соблюдения правительством гражданских прав. К политическим правам М. М. Сперанский относил участие в делах государственных: законодательных, судебных и исполнительных. Этими правами в связи с созданием правительственных учреждений могут быть наделены лишь собственники. Те, у кого нет собственности, по образу жизни и воспитанию не имеют способностей, необходимых для составления законов. К тому же человек без собственности не должен участвовать в обсуждении закона о податях, которых он не платит. Если наделить политическими правами тех, у кого нет собственности, голос их, по числу, возьмет перевес, в результате чего общество трансформируется в охлократию.
Главным содержанием юридических воззрений М. М. Сперанского было так называемое союзное бытие человека, его союз с людьми и богом; фундамент этого союза составляет нравственность (совесть, правда), а средства укрепления - религия и законодательство. Последнее, реализуя естественное, божественное право человека, исходит от власти монарха - представителя божественной власти на земле. Важным звеном юридической политики М. М. Сперанский считал информированность государственных учреждений, их служащих и населения о законах, их доступность, ясность, единообразие в применении. Это составлял о законность общественной жизни, что было невозможно, по мнению М. М. Сперанского, без систематизации законов.
19 ноября 1825 г. скончался Александр 1. Поскольку сына у Александра 1 не было, наследником престола являлся его брат Константин, Константин был женат на простой дворянке, а не на представительнице какой-либо правящей династии и по правилам престолонаследия не мог передать престол своим потомкам. По этой причине он отрекся от престола. На престол вступил Николай 1, который немедленно по вступлении своем на престол обратил особое внимание на печальное положение российского правосудия, обусловленного в значительной мере недостатками законодательства.
Непосредственно удостоверившись, какой непроницаемый хаос представляли собой те законы, которыми надлежало руководствоваться при исполнении судейских обязанностей, Николай 1 признал необходимым вместо попыток по составлению новых кодексов прежде всего привести в известность и систематизировать действовавшие узаконения, разыскание которых представляло в то время огромные трудности. С этой целью Комиссия составления законов быта преобразована в Особое (Второе) отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, причем общее руководство и главное управление всем делом кодификации российского законодательства было возложено на М. М. Сперанского. Николай 1 справедливо считал существование полных и удобных для пользования изданий законодательных актов условием правопорядка в стране.
В январе 1826 г. М.М. Сперанский подал Николаю 1 две докладные записки с изложением причин неудач проведения систематизации законов и планов дальнейшей работы в этой сфере. М.М. Сперанский указывал, что основная причина неудач в систематизации законодательства состоит в отсутствии теоретических и организационных основ законодательной деятельности, в недостатке юристов. Работы проводились без планомерного выявления, учета и анализа действующих законов. М.М. Сперанский предлагал конкретную и обоснованную программу систематизации российского законодательства.
В качестве исходной основы систематизации законодательства М.М. Сперанский предложил издание Полного собрания законов по хронологическому порядку. Далее работа должна строиться на основе собранного законодательного массива по схеме: свод - уложение - учебная книга. Это и определило основные этапы систематизации законодательства.
Итак, первый этап - создание Полного собрания законов. Для подготовки Полного собрания законов Российской империи, построенного по хронологическому принципу, были собраны все (в том числе и уже не действовавшие) законодательные акты, принятые с 1649 г. по декабрь 1825 г., то есть с соборного уложения 1649 г. до начала царствования Николая 1. Таких актов набралось свыше 50 тысяч... Они составили издание в 46 томов, из них 40 томов текстов законов и 6 томов приложений. Все тома были отпечатаны в невероятно короткий срок - всего за один (1830) год, что стало возможным лишь благодаря созданию особой государственной типографии. Впоследствии было осуществлено печатание погодных томов с отдельной их нумерацией и дополнением текущего законодательства за 1825-1881 гг. (так называемое второе Полное собрание законов Российской империи) и за 1881-1914 гг. (третье собрание). Всего Полное собрание законов Российской империи вместе с приложениями и указателями насчитывает 2ЗЗ больших тома.
И все-таки Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ) было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты составителям ПСЗ не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Это в первую очередь документы внешнеполитического характера, сохранявшие оперативную секретность. Не вносились в ПСЗ И законы, изданные по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержание правила внутреннего распорядка для государственных органов. По имеющимся подсчетам, в первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов. В то же время в Полное собрание законов вошли акты, по существу, не имеющие характера законов, поскольку само понятие закон в теории не было разработано. Позже, во второй половине XIX в., считалось, что закон - это документ (акт) правового содержания, соответственно оформленный и конфирмованный (утвержденный) императором. В Полном собрании законов можно было найти акты неюридического характера, а также судебные прецеденты (решение суда или какого-либо другого государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное при решении аналогичных дел в последующем). Полное собрание законов, по мнению М.М. Сперанского, должно было стать основой Свода действующих законов.
Для практической работы государственных и других учреждений более удобным был издававшийся одновременно с Полным собранием законов Свод законов Российской империи, содержавший только действовавшие законодательные акты и положивший начало второму этапу работы по систематизации российского законодательства.
Для формирования Свода законов Российской империи М.М. Сперанский предложил руководствоваться правилами, сформулированными английским философом Френсисом Бэконом (1501-1626), который уделял большое внимание теоретическим аспектам систематизации законодательства.
Правила Ф. Бэкона сводились к следующему: в Свод законов целесообразно включать только действующее законодательство; законы, которые по тем или иным причинам утратили юридическую силу, следует отбросить; помешать в Свод законов, прежде всего правовые установления конституционного значения, затем остальные, присоединяемые время от времени, по отдельным отраслям права; при формировании Свода исключать нормативные повторения и оставлять лишь те предписания, которое наиболее полно и совеpшeнно выражают мысль законодателя; законодательные акты помешать в Свод без каких-либо произвольных текстуальных изменений, сохраняя в точности действующие выражения и формулы; поскольку самым важным в законе является его нормативная часть, не обязательно включать в Свод преамбулы, которыми открываются те или иные законодательные акты.
Ф. Бэкон рекомендовал по мере возможности избегать введения преамбул и начинать текст закона сразу же с постановления, то есть с конкретных нормативных предписаний. М.М. Сперанский считал, что в целях более полного представления разделов законодательства отдельные правовые акты необходимо включать в Свод не только в их полном виде, но и в виде извлечений, например постатейных.
В отличие от Полного собрания Свод законов Российской империи включал только действующие законы, систематизированные не по хронологическому принципу, а по отраслевому (предметному). Свод законов Российской империи был составлен в 1832 г. и в том же году издан. Он состоял из 15 томов, объединенных в восемь книг, и включал в себя законы и иные нормативные акты, действующие на 1 января 1832 года.
Свод законов Российской империи содержал около 36 тысяч статей и шесть тысяч приложений. Он представлял собой новую форму действовавших ко времени его составления законов и имел силу лишь при условии соответствия его статей законам, включенным в Полное собрание законов. Ссылки на Полное собрание законов не означали текстуального соответствия статей Свода законам, включенным в ПС3: допускалась и новая редакция, и объединение нескольких законов в одну статью, но при условии, что сохраняется прямая связь между Сводом и Полным собранием (с 1828 г. наличие такой связи проверяли семь ревизионных комиссий, созданных при разных министерствах). Это требование существенно ограничивало стремление составителей Свода законов сделать его содержание более современным и четким. Довольно часто в исторической и юридической литературе, когда речь заходит о Своде законов, употребляется термин кодификация. Однако Свод законов является примером не кодификации, а инкорпорации русского права (инкорпорация - систематизация законов государства, расположение их в определенном порядке хронологическом, алфавитном. По отраслям права - без изменения содержания законов. Кодификация - систематизация законов государства по отдельным отраслям права, обычно с пересмотром и имеющегося и устаревшего законодательства. В результате создается кодекс - единый законодательный акт, систематизирующий какую-либо область права на основе пере смотра ранее действовавшего законодательства).[7, 336 с.]
19 января 1833 г. Государственный совет обсудил Свод законов Российской империи. 31 января Николай I обнародовал Манифест, согласно которому Свод законов подлежал опубликованию. До 1 января 1835 г. сохранялось действие существующих законов, а затем Свод законов Российской империи вступал в силу в полном объеме. Первое издание Свода законов Российской империи было произведено в 1833 г. Полное издание Свода выходило затем в 1842 и 1857 годах. Свод законов Российской империи, изданный в 1833 Г., расположен в систематическом порядке и представлен в 15 томах.