Файл: Виды памяти Существует несколько основных подходов в классификации памяти (рис. 6) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности. 1) Двигательная (или моторная) память.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Память – это психический познавательный процесс, включающий индивидуальный опыт человека и заключающийся в запоминании, сохранении и последующем его воспроизведении. Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

Виды памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти (рис.6):

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности.


 1) Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навы­ков ходьбы, письма и т. д.

2)  Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключа­ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Воспоминания о пережитых чувствах — страданий, радости любви сопровож­дают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание.

3)  Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

4) Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что
мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической

2. По способу запоминания.

1) Непроизвольноезапоминание и воспроизведение осуществляет­ся без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со­бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело­век в жизни.

2) Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ­ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес­кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа­ла.

Эффективность произвольной памяти зависит: от целей запоминания и от приемов заучивания.

Приемы заучивания: а) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами; б) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память; в) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

3. По степени осмысления.

1) Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запо­минания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д.

2) Осмысленное запоминание основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Поэтому ос­мысленное запоминание всегда связано с процессами мышления.

 Доказано, что эффективность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического. 

Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко време­ни. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше уси­лий и времени, но является более действенным.



При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в слу­чае осмысленного запоминания  40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

4. По продолжительности.

1) Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает сохра­нение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

2) Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немед­ленным воспроизведением. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Бла­годаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеива­ется ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происхо­дит перегрузки долговременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем крат­ковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использо­вания специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

В целом же кратковременная память име­ет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

3) Оперативная память обозначают мнемонические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации. Она представляет синтез долговре­менной и кратковременной памяти. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифмети­ческое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некото­рые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

4) Вторичная, или долговременная память — длительное сохранение информации (начиная от 20 сек. и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения. В долговременную может проникнуть и надолго от­ложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного фильтра, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с ря­дом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают послед­ние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. В долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это
достигается путем повторения материала, который надо запомнить.

Свойства памяти


  • Точность

  • Объём

  • Скорость процессов запоминания

  • Скорость процессов воспроизведения

  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти


Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.



Процессы памяти

 Память – сложное понятие, состоящее из отдельных взаимосвязанных процессов.

  1. Запоминание – это образование связей между ранее известным и новым. Запоминание рассматривается как конструктивный процесс памяти, который определяет все другие. Существует два вида запоминания:

  • Непроизвольное. Непроизвольная память у человека – это не то, что запоминается само по себе, а то, что связано с его деятельностью и подчиняется целям этой деятельности. Особенно хорошо непроизвольно запоминается тот материал, который подчинен целям деятельности и чем активнее человек в этой деятельности, тем лучше происходит запоминание.

  • Произвольное запоминание имеет место только у человека. Л.С. Выготский относил его к высшим психическим функциям, которые привели к тому, что человек выделился из животного мира. Все произвольное носит знаковый характер, то есть используются дополнительные средства, чтобы запомнить материал. К таким средствам А.А. Смирнов относил следующие приемы:

а) Смысловая группировка материала. Она включает в себя следующие действия:

● Деление материала на смысловые части;

● Выделение в каждой части основной мысли;

● Установление логических связей от одной мысли к другой.

б) Составление мнемического плана памяти («план для себя»);

в) Сопоставление (сравнение – лучше запоминается тот материал, который можно сравнить с чем-либо ранее известным);

г) Воспроизведение текста своими словами;

д) Опора на наглядные образы, факты, представления;


е) Мнемотехнический прием – способствует механическому заучиванию, но не осмысленному (используется например для заучивания цветов радуги и др.);

ж) Многократное механическое повторение текста. Это нерациональный прием, и продуктивен лишь при правильной организации заучивания.

 2) Воспроизведение - это актуализация следов памяти. Воспроизведение, как и запоминание может быть произвольным и непроизвольным. 

  • Непроизвольное воспроизведение происходит тогда, когда нет репродуктивной цели. Непроизвольное воспроизведение часто носит ассоциативный характер. Ассоциации памяти впервые были выделены Аристотелем:

а) Ассоциации по смежности – когда воспринимаемый в данный момент материал способствует воспроизведению другого материала, который в данный момент не воспринимается, но раньше воспринимался с ним;

б) Ассоциации по сходству – когда воспринимаемое в данный момент приводит к воспоминанию другого, схожего с ним;

в) Ассоциации по противоположности – когда воспринимаемое в данный момент приводит к воспроизведению контрастного материала.

В настоящее время выделяют и другие ассоциации: причина-следствие, род-вид и др.

  • Произвольное воспроизведение делится на:

а) Собственно воспроизведение, без опоры на восприятие материала;

б) Узнавание – это процесс памяти, в результате которого у человека при восприятии какой-либо ситуации, предмета, события возникает чувство знакомости, то есть ощущение того, что где-то, когда-то он это уже видел. Узнавание – это соотнесение воспринимаемого в данный момент времени с тем, что воспринималось раньше, и следы чего до сих пор хранятся в памяти человека;

в) Припоминание – когда требуется усилие для воспроизведения. Для того, чтобы облегчить процесс припоминания можно идти от общего к частному, от конкретного к абстрактному. Также если материал осмыслен, то припоминание происходит легче;

г) Воспоминание. Человек обладает исторической памятью, то есть, способен помнить материал из очень раннего опыта. Воспоминания особенно актуализируются у людей пожилого возраста.

3) Сохранение – это процесс от запоминания до воспроизведения. Благодаря сохранению введенная в память человека информация оказывается доступной ему в любой момент.

4) Забывание – это процесс противоположный запоминанию и сохранению.