Файл: Реферат по дисциплине Психология развития и возрастная психология Тема Речевое развитие в онтогенезе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра психологических наук

Реферат

по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»

Тема: Речевое развитие в онтогенезе


Выполнил:

студент 2 курса КП-211

Ляшкова В.С.

Научный руководитель:

ст.пр. Аркузин М.Г.

Кемерово 2022

Содержание


Введение………………………………………………………………….....................3

1. Закономерности развития речевой функции……………………………………...4

2. Механизмы речевой функции……………………………………………………...5

3. Этапы онтогенетического развития речи…….....……………………….………..7

Заключение…………………………………………………………………………....12

Список использованной литературы……………………………………………......13

ВВЕДЕНИЕ
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Вместе с тем, помимо коммуникативной функции, речь имеет отношение и к другим явлениям. Хорошо понятна монистическая функция речи, поскольку перевод информации в регистры первичной и вторичной памяти происходит при непременной ее вербализации. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция). В настоящее время установлена непосредственная связь речи и мышления (мыслительная функция).


До настоящего времени много сложных вопросов относительно природы речи. Самой конструктивной оказалась позиция выдающегося исследователя физиологии психической деятельности И. П. Павлова, который в 1932г. сформулировал концепцию о сигнальных системах действительности.

Под первой сигнальной системой он понимал условно рефлекторное реагирование через непосредственное восприятие энергии условных раздражителей.

Вторая сигнальная система обеспечивает реагирование на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, обозначающим его.

Формирование речи возможно только при пребывании ребенка в человеческой языковой среде в начальном периоде его развития, до 10 лет. Это критический возраст, после превышения, которого способность усвоения языка первичным (материнским) способом резко падает, при этом столь же резко страдают и другие психические функции, связанные с речью. Дети рано усваивают лингвистическую компетентность, т.е. обнаруживают способность к неявному знанию закономерностей языка. Эти способности касаются трех сторон речи: фонологии (звуки), синтаксиса (комбинации между словами) и семантики (понимание значения слов и фраз). Существует общая для всех языков глубинная структура речи, на которую наслаивается поверхностная структура, характерная для конкретного языка. Способность трансформировать глубинную структуру в поверхностную формируется постепенно в период от 6 до 12 лет.


  1. Закономерности развития речевой функции


В процессе развития специфических функций человека, в том числе речевой функции, решающую роль играют социальные факторы. Об этом говорят факты, связанные с разного рода отклонениями от нормы. Так, у детей, лишенных слуха, устная речь не развивается. Для ее усвоения требуются специальные воздействия.

Однако из указанного не могут быть сделаны выводы о том, что процесс развития речи обусловлен лишь социальными факторами, что биологические факторы здесь не имеют никакого значения. Между тем такого рода суждение, в особенности в психологической литературе, встречается сравнительно часто.

Многие ученые, разделяющие эти взгляды, не просто отрицают участие биологических факторов в процессе развития психических функций, они признают его в форме неких предпосылок. Однако это признание по существу не меняет дела, т.к. «предпосылки» в данном случае не вносят какого-либо вклада в указанный процесс: он совершается под воздействием и по законам лишь социальных факторов.



Очевидно, что биологические факторы могут внести в процесс развития определенный вклад лишь в том случае, если они проявляют себя по своим собственным законам в виде определенного рода системы.

Такого рода взглядов придерживается, например, Л.Л. Рохлин. Он пишет, что социальное и биологическое в человеке представляют собой сложные структурные образования, каждое из которых следует рассматривать как систему. Эти системы находятся в единстве, образуя систему систем.

Такой же точки зрения придерживается Е.А. Климов: «социальное» отличается не тем, что не содержит ничего того, чем характеризуется «биологическое», оно отличается новой системной организацией, может быть, тех же элементов».

О единстве и различиях социальной и биологической систем имеются специальные указания в трудах Л.С. Выготского. Критикуя, как он выражался, «старую психологию» за упрощенный подход к онтогенезу, где не усматривалось различий между социальными и биологическими факторами, Л.С. Выготский писал следующее: «...Новая точка зрения исходит из понимания детского развития как диалектического единства принципиально различных рядов и основную задачу видит в адекватном исследовании одного и другого ряда и в изучении законов их сплетения на каждой возрастной ступени».

Реальный успех в решении указанной задачи может быть тогда, когда она будет изучаться на примере конкретных функций в процессе их развития.


  1. Механизмы речевой функции

Самой плодотворной для понимания механизмов речевой функции и некоторых речевых расстройств является концепция о функциональных системах, наиболее полно разработанная П.К. Анохиным (1968). Согласно этой концепции, функциональная система любого поведенческого акта включает в себя, прежде всего афферентный синтез, который программирует действие на основе филогенетической и онтогенетической памяти, доминирующей мотивации, обстановочной афферентации и ориентировочного рефлекса. Принятие решения предполагает будущий результат, на модели которого и строится программа действия. Организующим фактором многих элементарных деятельностей, входящих в функциональную систему, является результат деятельности системы.

Применив эту схему к пониманию механизмов речи, можно предположить, что особое значение в функциональной системе речи приобретает формирование речевой онтогенетической памяти.


При нормальном созревании центральной нервной системы в перинатальном и начальном постнатальном периодах жизни ребенка, происходит структурное и функциональное оформление церебральных механизмов, обеспечивающих разные стороны речевой деятельности. В возрасте от 18 месяцев до 5 лет происходит интенсивное развитие речи, формирование словесных связей в процессе общения. Постепенно в процессе онтогенеза осуществляется переход к усилению функциональной асимметрии от первоначально симметрических реакций. Эта закономерность созревания является процессом поздним и длительным. До 5-7 лет асимметричность неустойчива, чем, возможно и объясняется хрупкость и трудность интеграций, синтеза связей в мозге ребенка, что особенно сказывается на речевой функции. В период становления речевой функциональной системы, благодаря постоянной оценке результата действия, «перебираются все степени свободы и остаются только те, которые способствуют получению данного результата»

Есть основание считать, что к 5-7 годам у человека формируется запрограммированная в конкретных афферентных параметрах речевая деятельность, имеющая сложную сенсомоторную организацию с множеством иерархических уровней и высшим интегративным центром в коре больших полушарий головного мозга.

Речь - общественное явление. По мере изменения окружающей действительности изменялся и организм человека. В результате совершенствования труда и речи продолжали развиваться и органы, осуществляющие эти функции, что делало возможным усовершенствование самих функций и открывало путь для появления новых психических качеств. Таким образом, филогенез человека - выражение взаимодействия общественных и биологических факторов на все более высоком уровне.

Речевая функция как онтогенетическая, наиболее поздно созревающая и наиболее дифференцированная, представляется особенно хрупкой. По мере формирования мозга у ребенка происходит накопление речевых условных связей. В речевом общении с окружающими вырабатывается все больше и больше этих связей. Речевые реакции ребенка становятся все более многочисленными, правильными, разносторонними и полными, обеспечивающими дальнейшее развитие его речи. Нормальный ребенок в 5-летнем возрасте свободно (конечно, в пределах доступных ему понятий и приобретенного опыта) говорит на родном языке, а в 6-7-летнем возрасте он уже правильно произносит слова.


По мере накопления человеком опыта и знаний, а по существу в течение всей жизни его речь продолжает развиваться и совершенствоваться.

Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами у ребенка является еще несовершенным, связи между ними непрочны и при патологических изменениях высшей нервной деятельности ребенка это взаимодействие может нарушаться. Если у ребенка отсутствует слух, речь у него без соответствующей помощи не появляется: он не слышит слова окружающих и не имеет примера для подражания.


  1. Этапы онтогенетического развития речи

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.

Например, А.Н.Гвоздев прослеживает последовательность появления различных явлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов:

- период различных частей речи;

- период словосочетаний;

- период разных видов предложений.

Г.Л.Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи у детей:

  1. подготовительный - до одного года;

  2. преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;

  3. дошкольный - до 7 лет;

  4. школьный – от 7 до 17 лет.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Первый этап - подготовительный (с рождения ребенка до 1 года). Устная речь предполагает наличие голоса, и крик ребенка в первые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом.

Уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Так, крик “голода” отличатся от крика, связанного с охлаждением ребенка, или другими состояниями ощущения дискомфорта (протопатическими, т.е. врожденными чувствами). Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.

Второй этап - преддошкольный (от 1 года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При