ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 645
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
овладеть. Сущность техники – это способность человека рассматривать возможности, которые заложены в природе.
Религиозное направление в философии техники стремилось найти в религии спасение от пессимизма. В рамках этого направления технический прогресс рассматривался с позиций различных религий. Религиозное направление рассматривает научно-технический процесс как выражение мистической сущности – Бога. К этому направлению относятся Этье н Жильсон, Жак Маритен, Мартин Гра бман. Основу их учения составил христианизированный аристотелизм. Эдгар Брайтмен, Ралф Флюэ ллинг, Эммануэль Мунье стремятся примирить религию и культ человека.
Неотомист Фридрих Десса уэр доказывает, что техника, в ее развитии определяется божьим происхождением. Человек в процессе своего технического волеизъявления реализует божественный замысел. Бог предопределяет созидательный характер технической деятельности. Фридрих Дессауэр делает оптимистические заключения о будущем техники. Прогресс техники может принести гармонию для мира на Земле.
Инженерная философия техники представляет собой стремление технических и инженерных специалистов выработать другую философию своей сферы деятельности:
Эндрю р, шотландский экономист и химик,
-
Эрнст Капп, основатель немецкой школы философии техники,
-
Пётр Климентьевич Энгельме йер, первый российский философ техники,
-
Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон, немецкий физиолог философ,
-
Эберхард Чиммер немецкий философ и инженер-химик.
Существующий уже более ста лет Союз немецких инженеров сыграл значительную роль в разработке философии техники. В 1965 году была сформирована исследовательская группа «Человек и техника», которая выпустила серию сборников и организовывала конференции и дискуссии. В семидесятые годы была, создана группа Мозеля и Ленке. Группа сфокусировала внимание на том, что техника это сложный социальный феномен. Эта группа определила различные подходы анализа техники:
культурно-исторический, научно-исследовательский, социально-философский.
Слайд 113
арождение философии техники в России
Большая роль в развитии философии техники в России принадлежит Петру Климентьевичу Энгельме йеру. Он был основателем философии техники в России. Петр Климентьевич был выпускником Императорского Московского технического училищ. По окончании этого учебного заведения
получил диплом инженера-механика. Круг технических интересов Энгельмейера был широк. Он увлекался различными областями техники: электротехникой, самолетостроением, автомобилизмом. Энгельме йер внес большой вклад в популяризацию технических знаний. Был редактором и издателем журнала «Техник», занимался преподаванием технических дисциплин. Энгельме йер является автором около ста публикаций по проблемам техники. Некоторые из них были написаны и изданы на иностранных языках. В брошюре «Технический итог XIX века» Энгельмейер сформулировал задачи философии техники. Они в частности, состоят в том, чтобы обобщить опыт технической деятельности. Это предполагает выявление в многообразии технических устройств общего содержания. Энгельмейер считал необходимым изучить роль техники в становлении
культуры на различных этапах развития. Актуальной, по мнению
Энгельмейера была задача изучения соотношения развития техники с различными сферами материальной и духовной жизни. В частности, оп его мнению необходимо изучать развитие техники во взаимосвязях с наукой, правом, экономикой. Разработка вопросов технического творчества. Энгельмейер считал актуальным изучение проблем технического творчества
-
рамках разработки философии техники. Энгельмейер сравнивал технику с колесом в громадном механизме социума. Технические науки могут изучить принципы действия этого колеса с позиций технологии. Однако они не могут выйти за внутренние пределы и изучить все взаимосвязи техники с социальным устройством. Эту задачу может выполнить философия техники.
Сущность техники Энгельмейер видел в возможности воплощения
целей преобразования природы на основе знаний законов природы.
Энгельмейер отмечал существование тесной связи между философией
техники и | теорией деятельности. Энгельмейер | называл | эту | теорию | |||
«активизмом». Философия техники, по мнению Энгельмейера, | должна | ||||||
охватывать | различные | аспекты | планирования | и | реализации | ||
преобразовательной деятельности людей. | Теория | технического творчества |
играет важную роль в философии техники Энгельмейера. Ее суть выражается
-
последовательной реализации трех актов. Источником творчества является желание преобразовать существующие условия деятельности. Творчество в технике реализуется через осуществление практических действий.
Промежуточным моментом является планирование деятельности. Оно осуществляется под влиянием рациональных и интуитивных факторов. Реализация плана технического новшества зависит от воплощение замысла в материальных формах. Таким образом, Энгельмейер выделял три акта в техническом творчестве. К ним относятся: интуиция, рассуждение и
организованное действие. Первый акт приводит к формированию технической идеи и осознанию цели технического изобретения. Третий акт вырабатывает план действий для достижения целей. Третий акт воплощает изобретение в жизнь. В течение XX века теории технического творчества
разрабатывались в трудах Осборна, Альтшуллера. Философский анализ технического творчества способствует повышению его эффективности, выявляет его смысл. Философия техники рассматривает техническое
творчество в контексте социальных проблем современности. Это приобретает особую актуальность в связи с кризисом современной индустриальной цивилизации.
Слайд: 114
Философия техники о современном обществе
Философия техники – важный раздел современных философских представлений о природе человеческого общества, в котором существенным компонентом является техника. Философия техники сегодня, в эпоху информационных технологий, приобретает новый уровень наследования природы социального развития.
Термин философия техники появился для обозначения особой области исследования, связанной с социальной ролью техники в историческом развитии человека.
Теоретическая модель эволюции мира в начале XXI века должна отражать цивилизационное, техническое, историческое и культурное разнообразие человечества. Утрата самобытности, исторического, культурного и цивилизационного развития спровоцирует техногенную катастрофу всего мира. Попытка США и Запада навязать мировому сообществу свою модель привела к локальным войнам и вооружённым конфликтам во многих регионах мира: в Африке, на Ближнем Востоке, в Средне-Азиатском регионе и в Европе. Трагический опыт XX века со всей очевидностью показал опасность любых идей исключительности – национальной, социальной, культурной, религиозной.
Ральф Густав Дарендорф в своей книге «Социология индустрии и производства» показал зависимость людей от технического развития индустриального общества, когда современная техника вызывает большие социальные последствия. Он демонстрирует новое правило социальной
дифференциации общества через созданную квалификационную сетку, отводя технике четко структурированную функцию.
Льюис Мэмфорд в своей работе «Техника и природа человека» характеризует новую эпоху, как переходящую от изготовления техники для господства над стихиями природы до завоевания природы человеком с помощью созданных мегатехнологий. В конечном итоге, считает он, человек из активного функционирующего животного, использующего орудия труда, становится обслуживающим машину животным. Животным, передавшим собственные функции машине, либо сильно ограничившим свои функции в интересах деперсонизированных коллективных организаций.
Хенрик Сколимовски в статье «Философия техники как философия человека» рассматривает философию техники во взаимосвязи с человеком. Духовный строй человека техногенной цивилизации рационализирован, основан на количественных инструментальных ценностях. Необходимо изменить господствующий настрой нашей цивилизации. Таким образом, философия техники, по его мнению, понимается как философия человека. Он настаивает, что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек подчинен императиву техническому.
Американский социолог Ульям Да йзард книге «Наступление информационного века» рассуждает о наступлении нового информационного века. Философ пишет, что новые технологии оказали людям огромные информационные и коммуникационные услуги. Большинство из них стали доступны благодаря телевизору и телефону. Современная цивилизация определяется развитием таких факторов как экономика, микроэлектронная технология, экономика и политика. Анализ этих факторов приводит философа к выводу о необходимости кардинальных политических перемен. Необходимые решения при этом выходят за пределы экономической и технологической проблематики. Главные проблемы в итоге – политические.
Французский социолог Ален Туре н в своей работе «Производство общества» возражает против чрезмерного преувеличения роли техники в
обществе. С его точки зрения будущее общество можно назвать программируемым. Обозначение, которое ясно указывает на его способность создавать различные модели управления организацией, производством, потреблением и распределением. Такое общество может возникать благодаря своему самосовершенствованию и является мобильным, а точнее его можно назвать не обществом, а культурой.
Слайд 115
2.10 Философские концепции будущего
Теория постиндустриального общества
Создателем теории постиндустриального общества является американский ученый Дэниел Белл. Эта концепция возникла как результат осмысления развития западного общества после Второй мировой войны. В
развитых странах сложилась качественно новая ситуация. Постиндустриальное общество базируется на повышении эффективности применения технологий в производстве. Меняется роль человека в производственных процессах. Основной производственной силой становится наука. Поэтому потенциал общества измеряется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает. Формирование постиндустриального общества происходит в процессе эволюционных изменений. В этом процессе Дэниел Белл выделил три этапа. Доиндустриальное общество основано на примитивных формах производства. К ним относятся сферы добычи и первичной обработки ресурсов. Доиндустриальный уклад базируется на сельском хозяйстве,