Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 653

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело людей к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда. В результате сформировались экономические различия между людьми. Так, возникла и стала развиться социальная организация.
Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Человек не способен в одиночку противостоять другим биологическим видам. Закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий и требует предварительного согласования. Это возможно только с развитием языка. Люди формируют организованный мир коммуникации. В результате возникает система договорных, коллективных отношений, формируется общество.
Слайд 106
Структура общества
Структура общества формируется на основе концепции исторического материализма. Ее создателем является немецкий философ Карл Маркс.

Структура общества включает общественное бытие и общественное сознание. Эти понятия абстрактно выражают материальную и идеальную стороны жизни общества.
Общественное бытие содержит весь окружающий нас материальный мир. Оно включает: природные условия жизни общества: климат, ресурсы. Общественное бытие развивается за счет техники. Сфера общественного бытия включает материальные отношения.
Общественное сознание может отражать весь окружающий мир в целом. Оно нематериально и включает в себя всю совокупность идей, теорий, чувств, оценок, характерных для общества в целом.
Общественное бытие и общественное сознание противопоставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Однако они тесно связаны друг с другом. С одной стороны, общественное сознание влияет на сознание каждого конкретного человека. А, с другой стороны, сознание не только отражает бытие, но и оказывает на него существенное влияние. Существует давняя философская дискуссия по вопросу: что является определяющим – общественное бытие или общественное сознание? Участники дискуссии, в зависимости от принадлежности к философским направлениям по-разному отвечают на этот вопрос. Сторонники философского идеализма считают, что бытие общества зависят от общественного сознания. Так, например, утверждал немецкий философ Гегель. Он полагал, что «идеи правят миром». Другой немецкий ученый – социолог, экономист и историк Макс Ве бер, также приверженец идеализма подчеркивал ведущую роль религии. Он пришел к заключению, что подавляющее число капиталистов и успешных предпринимателей являются протестантами. Следовательно, религия как стиль жизни предопределяет экономические особенности. Вебер полагал, что европейский капитализм обязан своим существованием протестантизму, с его ценностями – трудолюбием, бережливостью и расчетливостью.

Сторонниками философского материализма выступили Карл Маркс и

Фридрих Энгельс. Они утверждали, что реальная общественная жизнь влияет на сознание индивида и общества. Различные идеи и теории порождаются
противоречиями и проблемами общественного бытия. Для усовершенствования общества необходимо изменить общественное бытие, по мнению Маркса и Энгельса.
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая сложная система, общество состоит из подсистем – сфер общественной жизни. Под сферой общественной жизни понимают крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Сфера общественной жизни включает в себя: определенные виды деятельности. В нее входят социальные институты, к которым относятся: семья, школа, партия, церковь. Социальная сфера включает отношения между классами, общностями, социальными группами.
Сферы жизни общества подразделяются на духовную, социальную, экономическую и политическую. Духовная сфера – это область идеальных, нематериальных, образований. Она включает идеи, ценности религии, искусства, морали, науки, идеологии и так далее. Главной задачей духовной является формирование духовных потребностей членов общества на основе общечеловеческих ценностей. Большую роль в решении этой задачи играют воспитание и образование. Духовная деятельность общества направлена на развитие всех остальных ее сфер.
Слайд 107
Сферы жизни общества
Экономическая сфера общественной жизни связана с производством, обменом, распределением и потреблением товаров и услуг. Экономическая сфера состоит из производительных сил и производственных отношений. Чтобы произвести товар, необходимы: работники, инструменты, станки. Они выступают в качестве производительных сил. Производственные отношения обычно возникают в процессе производства. Они также включают обмен,

распределение, потребление. Люди вступают в разнообразные отношения друг к другу и к товару.
Социальная сфера общественной жизни включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Общественная воля и общественное сознание соответствую формам психической жизни человека. Мораль, право и политика являются формами общественного волеизъявления.


Наиболее сложной сферой общественной жизни выступает сегодня политическая сфера. Греческий термин политика изначально использовался для обозначения искусства управления государством. Проблемы устройства государства волновали еще философов Античности.
Известно учение Платона об устройстве идеального государства. Все население полиса делится на три сословия: работники, воины и мудрецы. Философы и воины не должны иметь частной собственности. Жители государства должны вместе проводить свободное время. Не существует брака, все жены и дети общие. Дети воспитываются в общественных детских домах. Там проявляются их способности к различным видам деятельности. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Аристотель настаивал на развитии государства на основе частной собственности. Он выделяет правильные формы государственного устройства. К ним относятся: монархия, аристократия, правление среднего класса.


  • период Средневековья Августин Блаженный в труде «О граде Божием» изложил видение идеального устройства государства. Он выделил два вида человеческой общности: государственность и духовная общность.


По мнению философа, духовная общность более значима. Она основана на любви к Богу. Государствам необходимо отказаться от границ, а людям объединиться под знаменами еркви.


  • эпоху Нового времени веках проблема общества и государства стала рассматриваться как главная в философии. Английский философ Томас Гоббс

  • работах «О гражданине» и «Левиафан» разработал теорию общественного договора. В ее основании был положен принцип равенства всех людей. Суть теории Гоббса состоит в том, что природа человека изначально зла.


Поведением правит личная выгода и эгоизм, страсти и личные потребности.
Иными словами, каждый человек пытается реализовать права на все.
Право каждого человека на все и пренебрежение интересов других приводят к «войне всех против всех». В ней не может быть победителя. Однако у человека есть инстинкт самосохранения. В целях совместного выживания люди заключили общественный, договор, в котором ограничили свои притязания. Институт государства возник для подавления крайних проявлений эгоизма людей. Государство стало механизмом для регулирования жизни в обществе. Гоббс называет его чудовищем, которое «пожирает и сметает все на своем пути». Государство – это сила, которой невозможно противостоять. В качестве главных функций государства он выделяет: охрану существующего порядка в обществе. Важными также являются функции просвещения граждан, развитие экономики страны. Джон Локк выделил три основных права: на жизнь, на свободу, на собственность. Одним из его значительных достижений явилась идея о разделении властей на законодательную, исполнительную и федеративную.

Слайд 108
Политика и мораль
Современное слово «политика» употребляется для обозначения деятельности по приобретению, использованию и удержанию власти. На взаимоотношения людей политика влияет двумя путями. Политика – это сила, как убеждения, так и принуждения. Пропагандистская деятельность, работа политических партий, участие в государственном управлении составляют путь убеждения. К нему также относятся работа в предвыборных кампаниях и других политических мероприятиях
Принуждение проявляется в партийной дисциплине. Оно также воплощается в применении силы в военных и социальных конфликтах. В

качестве примера здесь можно привести Миссию ООН в Боснии и Герцеговине. Силы ООН осуществляли миротворческую миссию на
территории стран бывшей гославии в 1992-1995 годах. Самым современным примером выступает миротворческая миссия России в Сирии.
Структура политической сферы включает: политические потребности и интересы. В нее также входят: политическая деятельность, политические институты и организации. К политической сфере относятся политические отношения, политическое сознание общества.
Потребности и интересы различных групп населения формируют политические цели этих социальных групп. Для выражения собственных мнений и реализации целей члены общества объединяются в политические партии. На фоне появления политических партий возникают и развиваются общественные движения. Властные государственные институты призваны осуществлять конкретную политическую деятельность.
Взаимодействие социальных групп друг с другом и институтами власти составляют политические отношения. Отражение и осознание политических отношений формируют политическое сознание.
Однако взаимоотношения социальных групп и людей друг с другом носит не только политический характер.
Мораль регулирует отношения людей на основе нравственных норм. Они произошли от простого обычая или традиции. Мораль позволяет различать добро и зло, должное и справедливое. Правила поведения человека известны с давних времен. В качестве примера можно привести труды древних мудрецов: Конфуция, Фале са, Геродота. В эпоху Нового времени идеалом человека был спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен. Он повышает уровень своего образования и добивается хороших результатов в своей профессии.

Золотое правило поведения людей в обществе сформулировал немецкий философ Иммануи л Кант. Это учение получило название Категорического императива. Императив – это повеление, требование,

должествование, приказ, закон. Таким образом, категорический императив это формальная законосообразность поведения любого человека в обществе.
Первая формулировка категорического императива налагает запрет на поступки, которые немыслимы или невозможны как совершаемые всеми людьми без исключения. Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы. Суть второй формулировки учения заключается в человеке как цели. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице,


  • в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Третья формулировка категорического императива касается автономии воли. Она гласит: «Поступай только так,


чтобы воля благодаря своей максиме могла рассматривать самое себя также как устанавливающую всеобщие законы». Кант возвысил золотое правило поведения людей до значения главного принципа. Однако назвал его формулировки ограниченными и тривиальными.
Разработка проблемы социальной философии имеет практическую направленность. Философы ставят своей целью помочь людям добиться положительных результатов в своей жизни и деятельности.
Слайд 109