Файл: Современный учитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В СВЕТЕ ФГОС

Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

– это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно- деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационныетребования и квалификационные характеристики учителей.

Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В

сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

Современный учитель должен

обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;

осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно- поисковых технологий;

разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу,

рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
организовывать и сопровождать учебно- исследовательскую и проектную деятельность обучающихся,
выполнение ими индивидуального проекта;

реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ;

использовать возможности информационно- коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного

достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной

программы среднего (полного) общего образования

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ

Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.

Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.

Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент .

Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.

Информационно-коммуникативная

компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.

Общекультурная компетенция:

· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

· умение рефлектировать личностную систему;

· толерантность к разным этнокультурам.

Компетенция личностного самосовершенствовании:

· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

· способность к саморазвитию.

Познавательно-творческая компетенция:

· умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

· развитость творческих способностей;

· способность самостоятельно приобретать новые знания.

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Ценностно-смысловая ориентация личности:

· осознание своей роли и предназначения

· потребность и способность самореализации

· увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности

Коммуникативная компетенция:

· владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет

Информационная компетенция:

· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

· нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;

· владение информационными технологиями

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Социально-трудовая компетенция:

· способность взять на себя ответственность;

· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

· подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.

Профессиональная компетенция педагога:

· активная жизненная позиция

· профессиональные знания и умения

· профессиональные личностные качества

· творческие умения.

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ

Владение содержанием и методологией предмета.


Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.

Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.

Владение приёмами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями.

Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).

Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).

Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.

Способность к профессиональному самосовершенствованию

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

представляют собой педагогическую адаптированную систему:

научных знаний;

способов деятельности;

опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного

учреждения, реализующего основную образовательную программу среднего (полного)

общего образования, должна обеспечиваться освоением ими:

единовременно или поэтапно, в том числе на дистанционной основе, дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности;

программ стажировки на базе общеобразовательных учреждений.

СТАЖИРОВКА

должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим педагогического работника на обучение, исходя из её целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится.