Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский педагогический колледж»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе реализации ФГОС начального общего образования».
Выполнена студенткой: Юрьевой Алиной Алексеевной
Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Форма обучения очная
Руководитель Борзенкова И.В.
г.Курск
2022
Содержание
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у учащихся младших классов......................................................
1.1Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов..............................................................................................................
1.2 Функции универсальных учебных действий............................................
1.3 Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.................................................
1.4 Виды универсальных учебных действий.................................................
1.5 Этапы формирования универсальных учебных действий.......................
Глава 2. Экспериментальная работа по применению информационных технологий в процессе воспитания младших школьников на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №4»....................................................................................................................
2.1 Технологическая карта как средство эффективности формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий на уроке математики во 2 классе....................................................................................
2.2Формирующий этап эксперимента……………………………………….
2.3 Контрольный этап эксперимента................................................................
Заключение ......................................................................................................
Список используемой литературы...................................................................
Приложения......................................................................................................
Введение
Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании у учащихся познавательных универсальных учебных действий, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта НОО.
Всем известно, наука и техника не стоит на месте. С каждым годом появляются новые разработки и технологии со своим стремительным развитием науки и техники, созданием новых передовых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Соответственно, чтобы внедрить такие технологии, нужно сначала самому изучить профессионально, а потом уже внедрять в систему, улучшая основополагающие базовые знания, навыки и умения.
Отличительной чертой современного мира является то, что он меняется всё более быстрыми темпами. Примерно через каждые 72 часа объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в корректировке в соответствии с общепринятыми и установленными требованиями и правилами, а результаты обучения получают не в виде конкретных знаний в той или иной области, а в виде умения учиться, видоизменять, дополнять и применять к сведению, становятся сегодня всё более востребованными задачами. Отсюда исходит вывод: важно не просто передать все знания и профессиональные навыки другому человеку, а научить владеть и пользоваться полученной информацией в теории и практике.
3
В современном мире знания, которые даются в школе, далеко не единственный источник. На смену библиотеки и учебникам, где можно было найти ответы на все сопутствующие вопросы, пришла эпоха «электронной» версий книг, журналов и статей. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Свои первоначальные навыки человек получает в начальной школе. За 4 года обучения он должен освоить не только программный курс, но и выработать желание к дальнейшему процессу обучения, умением четко и грамотно выполнять поставленные задачи, овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». Иными словами, преподавателям нужно было подготовить детей к обобщённым способам учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе, развить у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иными словами, учащийся сам должен уметь учиться.
Цель ВКР: формировать познавательные УУД у детей младшего школьного возраста в процессе обучения в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
2. Область исследования: формирование УУД.
Задачи:
4
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности формирования УУД у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить методы и средства формирования УУД у младшего школьника в процессе обучения в ходе реализации ФГОС начального общего образования.
4. Организовать работу по формированию познавательных УУД у младшего школьника на уроках в начальной школе.
Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе реализации ФГОС начального общего образования.
Гипотеза: если учитель будет знать процесс формирования познавательных учебных действий у младших школьников, то сможет создать благоприятные условия для развития младших школьников.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, библиографии и приложения. Работа имеет список литературы и приложение.
5
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у учащихся младших классов.
1.1 Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов.
Первого сентября 2011 года в России началось введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования. Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Основания для таких изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро, о чем уже было сказано ранее, и человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию, к профессиональной самостоятельности. Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентностей. Одной из основных становится информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. В современный информационный век большая роль отведена умению работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, интернет-страниц, то есть в процессе читательской, аналитической, умственной и логической деятельности. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [2, с. 3]
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые
6
выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Что же представляет собой универсальное учебное действие, и где применяется? Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [2, с. 27].
В более узком (собственно психологическом значении) термин "универсальные учебные действия" можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности
7
учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой. Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования". Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Безусловно, уроки математики обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе.
8
Все это и обусловило актуальность темы исследования дипломной работы. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - вот существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. В рамках деятельностного подхода в качестве универсальных учебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности − мотивы, особенности решения поставленных целей и задач, учебные действия, контроль и оценка, сущность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.
При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности. В основе концепции лежит системно - деятельностный подход. Предмет - процесс формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках математики. Методы, используемые при выполнении настоящей дипломной работы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, изучение методической и специальной литературы по теме, анализ и синтез результатов, наблюдение, беседа. Объект исследования - образовательный процесс в начальных классах на примере Солдатскоташлинской школы. В качестве гипотезы дипломной работы возьмем основополагающий факт:
9
«Процесс формирования познавательных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках математики будет более эффективным с применением современных мультимедийных технологий - проектора и презентаций вместо обычных учебников и чертежей на доске». Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования; - определить понятие, сущность, особенности и значение системы универсальных учебных действий у учащихся младших классов; исследовать роль активизации учебно-познавательной деятельности в современных условиях; выявить источники формирования познавательного интереса к урокам математики у младших школьников; изучить процесс формирования универсальных учебных действий на уроках математики в младших классах; исследовать результаты формирования познавательного интереса в универсальных учебных действиях младших школьников. проанализировать использование занимательных игр в развитии познавательного интереса младших школьников на уроках математики. - разработать и применить на практике современный метод обучения новой темы на уроке математики с применением презентаций и таблиц. рассмотреть познавательные универсальные учебные действия на уроках математики в начальной школе; проанализировать передовой педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках математики; определить диагностические методики сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. осуществить опытно-экспериментальную работу по диагностированию уровня познавательных универсальных учебных действий средствами предметной области «Математика».