ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.
Н.Ю. Евплова полагает, что правосознание – это «совокупность рациональных и чувственных представлений и знаний о существующих ранее и действующих в настоящее время взглядах на сущность права, правовых нормах, идеях, теориях, доктринах, правовых отношениях и субъектах права, а также представлений о тенденции их дальнейшего развития»3, т. е. помимо отражения в сознании действующего (настоящего) и желаемого (будущего) права автор говорит о прошлом, об отражении в сознании существовавших знаний и представлений о праве, нормативно-правовых актах и т. д. Reading these letters, Nicholas felt a dread of their
А.Б. Венгеров представляет правосознание как «объективно существующий комплекс взаимозависимых мыслей, чувств, в которых выражается отношение отношение общества, групп индивидов к праву…» и как «канал воздействия права через мотивацию, эмоции, сознание на поведение людей, на формирование общественных отношений», и как «оценку права, существующую в обществе, выражающую критику действующего права и формирующую определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющую, что считать правомерным, а что противоправным»1.
Н.М. Юрашевич обусловливает правосознание как «систему эмоций, привычек, представлений, оценок, взглядов, концепций, мыслей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества; к прошлому, действующему или ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях»2. Данное определение, согласно мнению, выраженному автором, выражает взаимосвязь и соотношение общественного сознания и правосознания (их составляющих), гносеологический и социологический срезы изучения данного феномена, внутреннюю организацию содержания правосознания (его структуру), связь между ее элементами, закономерности его формирования и развития и, в конечном итоге, его важную общественную значимость. Reading these letters, Nicholas felt a dread of their wantТаким образом, следует отметить, что в современной российской правовой доктрине не сформировалось единое мнение по поводу установления определения правосознания, но необходимо указать на то что, в каждом проанализированном подходе к определению понятия правосознания имеется определенное рациональное видение, которое обозначивает некоторые взгляды исследователей на данную проблему.
wantБазируясь на выше ознакомленных определениях суждения «правосознание» можно выделить его стержневые признаки:
– правосознание является частью, одной из форм общественного сознания;
–правосознание способно к взаимодействию и взаимопроникновению с другими формами сознания.
Е.А. Белканов считает, что «открытость правосознания обеспечивает такие его качества, как оперативность, гибкость, которые выражены в нем в большей степени, чем в закрытой системе позитивных прав.
Рассмотрев признаки правосознания, предлагается следующая формулировка данного определения: правосознание – совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению.
Правовым элементам целостного сознания личности характерны специфические функции. Функция сознания как целого заключается в том, что оно устанавливает личность в подлинный ее присутствия в системе природного и социального бытия. Функция правосознания состоит в том, что оно определяет нравственно-практическое отношение личности к законности и правопорядку. Правосознание, писал известный российский мыслитель И.А. Ильин, «есть тот орган, без которого нельзя жить правом, вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок...»1.
Другим составляющим компонентом правосознания, является правовая идеология. Которая, выражает отношение различных социальных групп к действующему праву. Например, в форме субъективно-групповых оценок его как справедливого или несправедливого, или же в виде пожеланий совершенствования права, принятия правовых норм, отвечающих потребностям и интересам определенных социальных групп. Правовая идеология может дать и оценку с позиции той или иной общественной группы действий людей и учреждений в сфере права и правопорядка как правомерных или неправомерных. and they
Третьим элементом правосознания является правовая наука – правоведение. Правоведение, основывается индивидами-теоретиками как представителями тех или иных социальных (общественных) групп, которые обладают различными экономическими и политическими интересами, но вместе с тем уясняющими необходимость создания такой системы действующего права и правопорядка, которая способствует сохранению общества в целом и дает возможность индивидам и группам решать собственные бытовые и профессиональные вопросы, не подвергая общество существенным изменениям .
Reading these
В науке можно выделить ряд элементов правосознания. Так, познавательный элемент правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Правосознание полагает наличие в сознании того или иного объема информации о праве и юридической практике. Без знания, информации о праве не может быть и отношения к нему. Через правовую информацию накапливается определённая сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка». Уровень подготовки – есть правовая культура знаний индивида.
Информация – это основа правовых знаний. Информация может быть полной и всесторонней, а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Следовательно, принято выделять правовую культуру знаний: научных, профессиональных и обыденных. Так, научное знание, созданное на умозаключениях рациональности, обладает объективностью и универсальностью и претендует на доступность и общезначимость. Начуное знание – это прежде всего – описать, объяснить и предсказать процесс и явления правовой действительности.
Обыденное (бытовое) знание несет в себе несистемный характер и является бездоказательным. Правовая культура обыденного (бытового) знания естественно не высока, как доктринальная и профессиональная. Роль правовых знаний применительно к различным ситуациям разнообразна. В определенных случаях без правовых знаний человек не сможет проявить правовой активности, в других – правовые знания не имеют существенного значения.
Второй элемент правосознания – оценочный. Получив правовую информацию, имея юридические знания, человек оценивает их, сопоставляет с собственными ценностями. Оценка стоит между познанием и практикой. Это всегда сравнение, в результате которого субъект выбирает то, что соответствует его потребностям, интересам и ценностям. При этом оцениваются не только право, законы, но и другие юридические феномены – законность, правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка) другое. На основе знаний, верной оценки права формируется третий элемент правосознания – волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Ценность правовой воли заключается в способности направлять в нужное русло правотворческую и правореализующую деятельность физических лиц.
Структура правосознания включает следующие составляющие.
Правосознание состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни. Вторая - психологическая - сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания - это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и групповой характер. Reading these letters, Nicholas felt a dread of
Кроме того, современная наука обладает результатами научных исследований, где конституционное правосознание рассмотрено как специфическое проявление общественного и правового сознания; как социальная первопричина, позволяющая детерминировать отношение к конституционным нормам - признание абсолютной необходимости Конституции РФ и ее примата в правовой системе государства. Оно является своего рода формой жизнедеятельности индивида, служит внутренним рычагом юридически значимого поведения и источником правовой активности в конституционно-правовой сфере, «претворения юридических норм в фактической деятельности граждан и должностных лиц»1. quietly. He felt И.А. Кравец под конституционным правосознанием понимает «особый вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о Конституции, ее роли в правовом регулировании, правах человека, способе справедливого и демократического правления».
Потребность тщательного изучения категории «конституционное правосознание» обусловлена, прежде всего, практической важностью существующей проблемы, что в большей мере отразилось в современных условиях конституционного развития российской государственности.
Социальная востребованность исследования проблемы конституционного правосознания усиливается тем, «что принципиально новые для российского общества конституционные ценности утверждаются в режиме политического и идеологического плюрализма, что гарантировано самой Конституцией. Это позволит обеспечить рост политической активности индивида, полиморфию политических движений, развитию основ самоуправления в современном обществе. И все же желанию граждан участвовать в делах различных областей общественной и государственной жизни противостоит недостаточный уровень их конституционного правосознания, отсутствие должных правовых знаний. В связи с этим все более насущным становится проблема понимания внутренних и глубинных особенностей самой Конституции РФ, что должно обеспечивать абсолютную реализацию ее органических резервов. Решение этих вопросов непосредственно зависит от постижения политико-идеологических и социально-духовных аспектов исполнения Конституции РФ, впрочем, как и всей системы современного российского конституционализма.
Участником, то есть субъектом правопонимания выступает индивид, обладающий среднестатистическим правовым горизонтом, или юрист, при наличии соответствующего образования и весомого багажа профессиональных знаний о праве, способный к правоприменению и толкованию правовой нормы, или «ученый, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования»1.
Объектом правопонимания, еще точнее, объектом нормативного подхода к правопониманию, может быть право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы и в целом доктрина конституционализма. ReadВажными процессами в развитии правосознания являются его оценка и измерение, которые позволяют установить значимость данного явления, а также определить связи между процессами, происходящими в рамках правосознания. При этом устанавливается степень овладения основными принципами права, вырабатывается убежденность в необходимости соблюдения законов1. Reading these letters,
Правосознание представляет немаловажное значение в современной судебной практике. Его основанием служит высокая компетентность судей, морально-гуманистические взгляды, признание естественных прав и свобод человека. Значимость правосознания увеличивается, когда судьи применяют институт аналогии права, то есть рассматривают дело не на основе юридической нормы, а исходя из своих соображений о справедливости, собственного понимания принципов, общих начал российского права. Решение дел по аналогии требует от судей высокой правовой квалификации, профессионализма. Папа, мама, сын.
Н.Ю. Евплова полагает, что правосознание – это «совокупность рациональных и чувственных представлений и знаний о существующих ранее и действующих в настоящее время взглядах на сущность права, правовых нормах, идеях, теориях, доктринах, правовых отношениях и субъектах права, а также представлений о тенденции их дальнейшего развития»3, т. е. помимо отражения в сознании действующего (настоящего) и желаемого (будущего) права автор говорит о прошлом, об отражении в сознании существовавших знаний и представлений о праве, нормативно-правовых актах и т. д. Reading these letters, Nicholas felt a dread of their
А.Б. Венгеров представляет правосознание как «объективно существующий комплекс взаимозависимых мыслей, чувств, в которых выражается отношение отношение общества, групп индивидов к праву…» и как «канал воздействия права через мотивацию, эмоции, сознание на поведение людей, на формирование общественных отношений», и как «оценку права, существующую в обществе, выражающую критику действующего права и формирующую определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющую, что считать правомерным, а что противоправным»1.
Н.М. Юрашевич обусловливает правосознание как «систему эмоций, привычек, представлений, оценок, взглядов, концепций, мыслей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества; к прошлому, действующему или ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях»2. Данное определение, согласно мнению, выраженному автором, выражает взаимосвязь и соотношение общественного сознания и правосознания (их составляющих), гносеологический и социологический срезы изучения данного феномена, внутреннюю организацию содержания правосознания (его структуру), связь между ее элементами, закономерности его формирования и развития и, в конечном итоге, его важную общественную значимость. Reading these letters, Nicholas felt a dread of their wantТаким образом, следует отметить, что в современной российской правовой доктрине не сформировалось единое мнение по поводу установления определения правосознания, но необходимо указать на то что, в каждом проанализированном подходе к определению понятия правосознания имеется определенное рациональное видение, которое обозначивает некоторые взгляды исследователей на данную проблему.
wantБазируясь на выше ознакомленных определениях суждения «правосознание» можно выделить его стержневые признаки:
– правосознание является частью, одной из форм общественного сознания;
–правосознание способно к взаимодействию и взаимопроникновению с другими формами сознания.
Е.А. Белканов считает, что «открытость правосознания обеспечивает такие его качества, как оперативность, гибкость, которые выражены в нем в большей степени, чем в закрытой системе позитивных прав.
Рассмотрев признаки правосознания, предлагается следующая формулировка данного определения: правосознание – совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению.
Правовым элементам целостного сознания личности характерны специфические функции. Функция сознания как целого заключается в том, что оно устанавливает личность в подлинный ее присутствия в системе природного и социального бытия. Функция правосознания состоит в том, что оно определяет нравственно-практическое отношение личности к законности и правопорядку. Правосознание, писал известный российский мыслитель И.А. Ильин, «есть тот орган, без которого нельзя жить правом, вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок...»1.
Другим составляющим компонентом правосознания, является правовая идеология. Которая, выражает отношение различных социальных групп к действующему праву. Например, в форме субъективно-групповых оценок его как справедливого или несправедливого, или же в виде пожеланий совершенствования права, принятия правовых норм, отвечающих потребностям и интересам определенных социальных групп. Правовая идеология может дать и оценку с позиции той или иной общественной группы действий людей и учреждений в сфере права и правопорядка как правомерных или неправомерных. and they
Третьим элементом правосознания является правовая наука – правоведение. Правоведение, основывается индивидами-теоретиками как представителями тех или иных социальных (общественных) групп, которые обладают различными экономическими и политическими интересами, но вместе с тем уясняющими необходимость создания такой системы действующего права и правопорядка, которая способствует сохранению общества в целом и дает возможность индивидам и группам решать собственные бытовые и профессиональные вопросы, не подвергая общество существенным изменениям .
Reading these
В науке можно выделить ряд элементов правосознания. Так, познавательный элемент правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Правосознание полагает наличие в сознании того или иного объема информации о праве и юридической практике. Без знания, информации о праве не может быть и отношения к нему. Через правовую информацию накапливается определённая сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка». Уровень подготовки – есть правовая культура знаний индивида.
Информация – это основа правовых знаний. Информация может быть полной и всесторонней, а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Следовательно, принято выделять правовую культуру знаний: научных, профессиональных и обыденных. Так, научное знание, созданное на умозаключениях рациональности, обладает объективностью и универсальностью и претендует на доступность и общезначимость. Начуное знание – это прежде всего – описать, объяснить и предсказать процесс и явления правовой действительности.
Обыденное (бытовое) знание несет в себе несистемный характер и является бездоказательным. Правовая культура обыденного (бытового) знания естественно не высока, как доктринальная и профессиональная. Роль правовых знаний применительно к различным ситуациям разнообразна. В определенных случаях без правовых знаний человек не сможет проявить правовой активности, в других – правовые знания не имеют существенного значения.
Второй элемент правосознания – оценочный. Получив правовую информацию, имея юридические знания, человек оценивает их, сопоставляет с собственными ценностями. Оценка стоит между познанием и практикой. Это всегда сравнение, в результате которого субъект выбирает то, что соответствует его потребностям, интересам и ценностям. При этом оцениваются не только право, законы, но и другие юридические феномены – законность, правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка) другое. На основе знаний, верной оценки права формируется третий элемент правосознания – волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Ценность правовой воли заключается в способности направлять в нужное русло правотворческую и правореализующую деятельность физических лиц.
Структура правосознания включает следующие составляющие.
Правосознание состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни. Вторая - психологическая - сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания - это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и групповой характер. Reading these letters, Nicholas felt a dread of
Кроме того, современная наука обладает результатами научных исследований, где конституционное правосознание рассмотрено как специфическое проявление общественного и правового сознания; как социальная первопричина, позволяющая детерминировать отношение к конституционным нормам - признание абсолютной необходимости Конституции РФ и ее примата в правовой системе государства. Оно является своего рода формой жизнедеятельности индивида, служит внутренним рычагом юридически значимого поведения и источником правовой активности в конституционно-правовой сфере, «претворения юридических норм в фактической деятельности граждан и должностных лиц»1. quietly. He felt И.А. Кравец под конституционным правосознанием понимает «особый вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о Конституции, ее роли в правовом регулировании, правах человека, способе справедливого и демократического правления».
Потребность тщательного изучения категории «конституционное правосознание» обусловлена, прежде всего, практической важностью существующей проблемы, что в большей мере отразилось в современных условиях конституционного развития российской государственности.
Социальная востребованность исследования проблемы конституционного правосознания усиливается тем, «что принципиально новые для российского общества конституционные ценности утверждаются в режиме политического и идеологического плюрализма, что гарантировано самой Конституцией. Это позволит обеспечить рост политической активности индивида, полиморфию политических движений, развитию основ самоуправления в современном обществе. И все же желанию граждан участвовать в делах различных областей общественной и государственной жизни противостоит недостаточный уровень их конституционного правосознания, отсутствие должных правовых знаний. В связи с этим все более насущным становится проблема понимания внутренних и глубинных особенностей самой Конституции РФ, что должно обеспечивать абсолютную реализацию ее органических резервов. Решение этих вопросов непосредственно зависит от постижения политико-идеологических и социально-духовных аспектов исполнения Конституции РФ, впрочем, как и всей системы современного российского конституционализма.
Участником, то есть субъектом правопонимания выступает индивид, обладающий среднестатистическим правовым горизонтом, или юрист, при наличии соответствующего образования и весомого багажа профессиональных знаний о праве, способный к правоприменению и толкованию правовой нормы, или «ученый, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования»1.
Объектом правопонимания, еще точнее, объектом нормативного подхода к правопониманию, может быть право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы и в целом доктрина конституционализма. ReadВажными процессами в развитии правосознания являются его оценка и измерение, которые позволяют установить значимость данного явления, а также определить связи между процессами, происходящими в рамках правосознания. При этом устанавливается степень овладения основными принципами права, вырабатывается убежденность в необходимости соблюдения законов1. Reading these letters,
Правосознание представляет немаловажное значение в современной судебной практике. Его основанием служит высокая компетентность судей, морально-гуманистические взгляды, признание естественных прав и свобод человека. Значимость правосознания увеличивается, когда судьи применяют институт аналогии права, то есть рассматривают дело не на основе юридической нормы, а исходя из своих соображений о справедливости, собственного понимания принципов, общих начал российского права. Решение дел по аналогии требует от судей высокой правовой квалификации, профессионализма. Папа, мама, сын.