Файл: Конституционное право и Конституция рф.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, правосознание отображает правовую и социальную действительность, само выступает регулятором общественных отношений, и формируется с помощью мыслей, представлений, задач, целей.

В свою очередь, конституционное правосознание есть наивысшая форма правового сознания, которое отражает отношение индивида или общества в целом к положениям Конституции РФ, другим действующим конституционным правовым актам, к практике их внедрения в жизнь, а также к желаемым поправкам конституционно-правовых институтов, равно как и к самим современным конституционным ценностям. В данном виде конституционное правосознание есть ничто иное, чем квинтэссенция для формирования и реализации иных отраслевых форм правового сознания.

Также необходимо отметить, что правосознание социальных субъектов современного российского общества неоднородно, противоречиво, во многих отношениях деформированно. В умах людей (в том числе в правосознании служителей закона) наличествует правовой нигилизм, а в социальных действиях – правовой произвол. Причинами этого являются низкая нравственная, правовая и политическая культура граждан, малоэффективная работа правоохранительных органов. Чтобы изменить положение дел в лучшую сторону, наше общество и государство, школа и церковь должны объединить свои силы в сферах нравственно-правового воспитания и политико-идеологического просвещения.

1.3. Соотношение конституционного правосознания и правовой культуры
Процесс формирования правовой культуры и реализация конституционных норм, зависящие друг от друга и взаимодополняющие процессы. Качество реализации конституционных норм находится в прямой зависимости от уровня знаний и понимания ценностей в правовой сфере. Являясь отражением качественного состояния правовой жизни общества, правовая культура является отображением опыта участия общества в правовой и политической жизни, является транслятором правовых ценностей в процессе становления гражданского общества и укрепления правового государства. В то же время, правосознание индивида является неотъемлемой составной частью его культуры. Именно от уровня развития правового сознания зависит поведение человека, то есть его правовая культура. В общенаучном и философском ее понимании культура есть все то, что создается человеком в процессе его жизни и деятельности. Индивидуальная правовая культура – это общее представление человека о действующем в обществе праве (совокупности юридических законов), а также все содержание правомерной и неправомерной деятельности личности. Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют не об отсутствии правовой культуры, как полагают некоторые исследователи, трактующие культуру не в онтологическом (бытийном), но преимущественно в аксиологическом (оценочном) ее аспекте, а о наличии у индивида или группы правовой культуры особого качества. Примером таковой является субкультура правового нигилизма, включающая в себя как субъективно-идеологическое отрицание необходимости существования юридических законов вообще, так и объективно-поведенческое пренебрежение конкретно-историческим позитивным правом. Папа, мама, сын. Дерево, дочь, семья, пир. Сам термин «правовая культура» означает оценку «качества» правового состояния общества и государства. В юридической литературе существует множество определений правовой культуры. Часть авторов вкладывают в это понятие определенный уровень развитости правовой системы, уровень состояния законности, отношение общества к предписаниям права, к закону, правовую грамотность. Другие включают в правовую культуру правовое сознание, правопорядок, правомерное поведение, законность. Третьи определяют правовую культуру как феномен, непосредственно связанный с состоянием правовой жизни, уровнем правовых актов и т.д. Некоторые авторы отождествляют понятие «правовая культура» и «правовая культура общества». Так, В. П. Сальников понимает под правовой культурой общества «разновидность общественной культуры, которая отражает уровень правового сознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывает ценности, созданные людьми в сфере права»

1. Из социально-философского понимания культуры как совокупности средств, способов и результатов человеческой деятельности следует, что правовая культура индивида – это реализуемое им в практической повседневности индивидуальное правосознание. В силу этого безосновательно говорить о полном отсутствии правосознания у человека, который имеет неверное, искаженное представление о праве или даже относится к правовым требованиям враждебно, совершает правонарушения и т.д. Такой индивидуум обладает низким с точки зрения науки уровнем правосознания. Но в этом случае следует вести речь не об отсутствии у конкретного индивидуума правосознания, а об отсутствии у него желательной для общества правовой культуры, поскольку присущее ему (пусть искаженное, деформированное, иррациональное и т. д.) правосознание реализуется в противоправном поведении. Правовую культуру можно признать достаточно развитой у индивидуума, хотя и малообразованного в правовом отношении, но в целом положительно оценивающего необходимость установления и поддержания правопорядка.

Присущее всякому развитому индивидууму знание о существовании юридических законов само по себе еще не может свидетельствовать о наличии у него потребного обществу уровня правовой культуры. Показателем такого уровня может быть только законопослушное поведение гражданина, которое детерминируется личностным мировоззрением, общепринятыми моральными нормами, а также социально ценным качеством его правосознания. Ожидаемая обществом и государством правовая культура включает в себя прежде всего ту часть правосознания, которая выражает положительное отношение к праву вообще, определенную степень понимания действующих в обществе юридических законов, что и порождает в сознании людей положительные поведенческие установки. Если же индивид мало осведомлен в правовых требованиях, неверно оценивает с точки зрения действующего права различные жизненные ситуации, совершает противоправные действия, то такие его представления о праве и социальные действия вовсе не находятся за пределами индивидуальной правовой культуры, но свидетельствуют всего лишь о её определенном качестве, на которое законодатель (государство) и воспитатель (семья, школа, церковь) должны обратить внимание с целью изменения этого качества в интересах должного функционирования и желаемого развития общества в целом. П
Reading these letters, Nicholas felt a dread of their wanting to takПравовая культура – это прежде всего система ценностей и норм, укоренившихся в сознании и мотивации, обуславливающих поведение индивида и выражающихся в традициях, стиле взаимоотношения между личностью и правом. Правовая культура определяет успех внедрения и функционирования демократических норм и ценностей. Она включает такие элементы, как культура правового сознания, культура правовых отношений, культура правовой деятельности, то есть законность, правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права. Уровень правовой культуры в обществе определяется разновидностью и согласованностью элементов, масштабом и глубиной юридического образования, правового воспитания, качеством профессионально подготовки юристов, степенью развития науки и правого мышления граждан.

Актуальность и интерес к теме правовой культуры объясняется тем, что в юридической науке исследуются многие стороны общественной жизни, определяются внешние черты формальной юридической характеристики правового статуса граждан, их субъективных прав и обязанностей, и это напрямую связано с формированием конституционного правосознания граждан государства. Именно через конституционное правосознание создается возможность формирования правовой культуры, социально-волевого начала для реализации коммуникативного взаимодействия индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений в информационно-образовательном пространстве. Папа, мама, сын. Дерево, дочь, Исследуя проблему формирования правовой культуры, следует отметить, что понятия «правовая культура» и «правосознание» не существуют друг без друга. Правосознание – это сложное социальное явление, которое проявляется в различных формах. В юридической науке много внимания уделено общетеоретическому обсуждению формирования правосознания, исследованиям общих проблем формирования правовой культуры и правового сознания граждан. В своих работах ученые определяют форму, стандарты и критерии понятий, структуру и сущность, осознание и восприятие обществом национального законодательства. Формирование общетеоретических стандартов правовой культуры и конституционного правосознания представлено в научных трудах П.П. Баранова, В.И. Бегинина, К.Г. Бельского, А.В. Грошева, Н.Л. Гранат, И.А. Ильина. В свою очередь, правовая культура характеризуется тем, что она складывается из нескольких основных элементов. Она включает интеллектуальный момент, степень знакомства людей с конституционно-правовыми нормами, их
понимание и добровольную реализацию1. Уровень юридической культуры зависит от того, насколько внедрилась в сознание людей необходимость строгого и неуклонного соблюдения правовых норм. «Сознательное и добровольное осуществление своих обязанностей является одним из условий эффективного развития демократии. Осознание личностью своей ответственности перед обществом, государством, гражданами представляет собой один из элементов правосознания, поскольку уважение к праву, закону должно быть личным убеждением каждой личности, превращаться в привычку, в навык»2. Папа, мама, сын. Дерево, дочь, семья,

Анализ имеющего научного материала по данному вопросу позволяет выявить ряд спорных суждений и высказать по ним критические замечания.

Первое суждение – правовая культура, как утверждают многие, шире правосознания. Правовая культура, по мнению многих исследователей, отличается от правосознания тем, что помимо правовой идеологии и правовой психологии включает в себя правомерное поведение. Правосознание рассматривается как составная часть правовой культуры, характеризующаяся уважением и сознательностью выполнения правовых предписаний в процессе индивидуальной жизнедеятельности1.

По мнению Б. К. Мартыненко, является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правовая культура включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Она не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Ряд авторов с данной позицией не согласен, считая ее ошибочной, во-первых, потому что исключает из правовой культуры правовую идеологию и правовую психологию. В результате теряется связь с правосознанием и, соответственно, юридическая культура оказывается по объёму меньше правосознания. Во-вторых, указание на юридически значимое поведение предполагает и правонарушения, то есть антипод правовой культуры2. Аналогичной позиции придерживается Б. Укиев. Правосознание, по его мнению, понятие более узкое по объёму, чем понятие правовой культуры, которая охватывает все стороны правосознания и представляет собой явление более широкое и «качественно насыщенное» в единстве правовых знаний, оценок, правового поведения3. he