Файл: Учебное пособие основы рисунка Для учащихся 1 класса Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы Живопись ( срок обучения 5(6) лет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
«ОСНОВЫ РИСУНКА»
Для учащихся 1 класса
Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»
( срок обучения 5(6) лет)
Кпрограмме учебного предмета «Рисунок», разработанной на основе и с учетом
федеральных государственных требований
Составитель : Фёдорова Ирина Николаевна, преподаватель МБУ ДО «ДШИ г. Курильска».
2
Дорогой, юный художник!
Ты выдержал экзамены и поступил в 1 класс предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»!
Мы поздравляем тебя. Но помни, что программа не простая, тебе придется много трудиться на занятиях и дома; много рисовать, читать, тренировать руку и глаз.
Рисунок, - самый сложный предмет и он же – основа всех предметов и видов изобразительного искусства. Это пособие будет тебе помощником в течение 1 года обучения. Внимательно читай каждую главу дома после пройденной темы и выполняй задания во второй половине пособия.
Удачи тебе и творческих успехов!
Автор
«Ваша познавательная деятельность в учебном процессе будет состоять из двух частей, форм. Первая форма – получение знаний, умений и навыков от преподавателя. Вторая – самостоятельная работа в этом
направлении, самообучение.
Учебный процесс направляется преподавателем, который отвечает за воспитание ваших профессиональных качеств, за развитие их в правильном направлении. Важная роль преподавателя заключается также в формировании вашей творческой личности.
Не менее важной формой познавательной деятельности является самообучение.
Самообучением будут являться самостоятельная практическая работа, работа с профессиональной литературой, компьютером, просмотр специальных программ по телевидению и прослушивание их по радио, посещение музеев, выставочных залов и т.д.»
Из книги В.С. Шарова
«Академическое обучение изобразительному искусству»
3
СОДЕРЖАНИЕ
Дорогой, юный художник!…………………………………………...………..2
Содержание………………..................................................................................3
Раздел 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ОСВОЕНИИ УЧЕБНОГО
РИСУНКА
Рисунок…………………………………………………………………………4
Организация работы………………………………………..………………….4
Проведение линий……………………………………………………………..6
Техника штриха ……………………………………………………………….8
Тон ……………………………………………………………………………..9
Использование карандаша как измерительного инструмента……………..10
Рисование шахматной доски…………………………………………………10
Композиция…………………………………………………………………....12
Симметрия. Ассиметрия ……………………………………………………..14
Пропорции……………………………………………………………….…….15
Силуэт …………………………………………………………………….…...16
Раздел 2. ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК
Зарисовки фигуры человека…………………………………………….……17
Раздел 3. ЗАКОНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ. СВЕТОТЕНЬ
Наглядная перспектива…………….………………………………………....19
Светотень………………………………………………...………………….....23
Раздел 4. ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК. ФАКТУРА И
МАТЕРИАЛЬНОСТЬ
Живописный рисунок………………………………………………………...26
Материальность……………………………………………………………….27
Мягкие материалы…………………………………………………………….27
Раздел 5. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК
Тональный рисунок…………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………….34
Используемая литература…………………………………………………….37
4
Раздел 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ОСВОЕНИИ
УЧЕБНОГО РИСУНКА.
РИСУНОК
Рисунок
или
— вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.
«Рисунок выполняется графическими материалами – чаще всего карандашом или углем, но он может быть сделан так же пером, ручкой или кистью.
Все художественные рисунки – это графические произведения.
ГРАФИКА – целая область изобразительного искусства. Существует много графических техник, а главное – целей, для которых создаются рисунки. Существуют разные виды рисунка.
Набросок - это рисунок, сделанный очень быстро. В наброске художник стремится изобразить основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идея будущей работы, ее проект, эскиз..
Рисунок может быть и более долгим, изучающим. Тогда его называют
зарисовкой. Чаще всего такими бывают вспомогательные рисунки. Они необходимы в работе художника: это зарисовки разных деталей для будущей картины или будущего проекта…Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок.
Четких разделительных границ между всеми этими видами рисунков, конечно, нет.
Существует учебный рисунок. Цель учебного рисунка – освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи.
Творческий рисунок всегда особенный, в нем автор стремится выразить то, что ему кажется интересным. Для этого и необходимо учиться рисовать».
[1]
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Как правило, художник работает за мольбертом стоя или сидя. Если художник сидит, то рисует на расстоянии вытянутой руки от мольберта.
Мольберт не ставится на колени!
Устанавливают мольберт так, чтобы на него падал свет слева от окна.
Сидеть за мольбертом надо так, чтобы, изучая натуру, не менять точку зрения. То есть, художник только поднимает и опускает глаза,
оставляя корпус в неподвижном положении.
5
Рис. 1.
Очень важна правильная постановка руки.
«Существуют два основных варианта держать карандаш, между которыми нет принципиального различия. На рис. 2а карандаш в руке удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним. На рис.
2б карандаш держится всеми пальцами, как шпага.
Карандаш нужно держать достаточно далеко от заточенного конца, чтобы не заслонять от себя рисунок. К тому же длинный рычаг позволяет работать более широко, экономя усилия руки. Поэтому карандаш должен быть длинным. Карандаш, сточенный больше чем на половину, не пригоден для рисования.
Во время работы карандаш держится в основном на весу. Это дает наибольшие возможности для маневра руки. К тому же рисунок не затирается и лучше виден в целом. Легкий упор на рабочую поверхность листа, если в этом возникает необходимость, осуществляется на концы пальцев безымянного и мизинца ( рис. 2в ) либо на конец мизинца (рис.
2г)..
Постановка руки требует определенного упорства и терпения. Освоив навык работы карандашом, вы так же легко сможете работать кистью, мягким материалом и т.д.» [2]
6
Рис. 2 .
В рисунке художники используют различные графические материалы: карандаши, ручки, фломастеры, тушь, уголь, сангина, пастель, соус и другие.
Основные средства художественной выразительности рисунка – линия, пятно, штрих. Эти понятия будут раскрываться в следующих главах .
ЗАДАНИЯ
1. Внимательно прочитай тему
2. Выполни рисунок с натуры, правильно сидя и держа карандаш.
ПРОВЕДЕНИЕ ЛИНИЙ
«Первая задача, возникающая при обучении рисунку ( вопрос техники рисования), - научиться правильно проводить линии. Художник всегда рисует от руки, это придает рисунку ощущение трепетности и живого восприятия. Поэтому вам нужно научиться проводить от руки линии в различном направлении и различной длины, прямые и округлые. Прямые линии проводятся энергичным «прочерковым» движением. Проведенная
7 прямая линия должна обладать прямизной и натянутостью струны. Так же проводятся и закругленные линии. Упругость и «натянутость» линии обеспечивает именно быстрота движения. ( рис. 3)
Рис. 3
Если линия, которую нужно провести длинная, ее можно составить из отрезков, также проведенных прочерком.
Пока «прочерковое» движение не отработано, бывает сложно сразу провести линию. В этом случае нужно, как бы прицеливаясь и едва касаясь бумаги карандашом, несколько раз выполнить движение. Убедившись в уверенности и точности своего движения, линию нужно провести уже с нажимом. При проведении линий важно правильно держать карандаш. И помните, что длинный рычаг выступающего из руки карандаша поможет шире и энергичнее проводить линии.
Для отработки техники проведения линий существует следующее упражнение: по периметру листа бумаги формата А-2 или А-3 через каждые несколько сантиметров проставляются точки. Это точки затем соединяются прочерком»( рис.4). [3]
Рис. 4
8
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитай всю тему
2. Выполни упражнения : расставь точки по периметру листа А-4 и соедини их быстрыми прочерковыми линиями.
ТЕХНИКА ШТРИХА
« Существует два основных способа штриховки.
С детства мы все применяем технику штриха-зигзага ( рис. 5а). Эта техника проста и хорошо подходит для передачи фактурных поверхностей, например ствола дерева, листвы и т.д. Однако для равномерно покрытия плоскостей штрих – зигзаг не подходит: он имеет на концах уплотненные повороты. А при нанесении таких штрихов друг на друга возникают уплотненные полосы.
Чтобы равномерно затонировать плоскость или выполнить плавный переход от светлого к темному ( растяжку), необходимо овладеть техникой штриха с исчезающими концами. Такая техника штриха является основной в академическом рисовании. Штриховая линия проводится описанным выше «прочерковым» движением , обеспечивающим «натяжение» линии.
При нанесении этого вида штриха рука производит овалообразное движение в воздухе, позволяющее добиться плавного ослабления концов штриховой линии. Исчезающие концы дают штрихам возможность мягко войти друг в друга, создавая эффект напыления. ( рис.5 б).
Для отработки этой техники штриха существуют упражнения.
Например: равномерно затонировать лист формата А- 4 или добиться равномерной растяжки тона от одного края к другому.»[4].
Рис. 5а рис. 5б.
9
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитай всю тему
2. Выполни упражнения на использование двух видов штриховок
3. Заштрихуй лист формата А-4 .
ТОН
«Тон
- это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируется с помощью штрихов и других художественно- графических средств». [5]
Тональная растяжка - плавный переход от светлого к темному тону.
Рис. 6.
Для правильной передачи тональной разницы, художники используют разные карандаши, их называют мягкими и твердыми. Твердые карандаши
(обозначаются Н или Т) и оставляют более светлые штрихи, а мягкие карандаши (обозначаются В или М) оставляют более яркие, жирные .
Карандаш НВ (или ТМ) называется твердо-мягким , т.е. оставляет штрихи среднего тона.
Рис. 7.
10
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитай всю тему
2. Выполни тональную растяжку, стараясь сделать как можно больше клеточек. Клеточки не обводи линиями, постарайся сделать плавный переход от светлого к темному.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРАНДАША КАК ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО
ИНСТРУМЕНТА
При помощи карандаша можно делить отрезки на равные части.
Чтобы найти середину отрезка, сначала надо найти ее «на глаз», отметив точкой. Затем проверить, приложив карандаш на одну из частей отрезка.
Для этого большим пальцем необходимо отмерить нужное расстояние от не заточенного кончика карандаша ( рис.8а). Затем сравнить этот замер таким же образом со второй частью отрезка. (рис. 8б) Если они не совпадают, то середину необходимо сдвинуть и проверять вышеуказанным способом до тех пор, пока обе части отрезка не будут равными.
Рис. 8а Рис. 8б
ЗАДАНИЯ:
1. Нарисуй несколько горизонтальных и вертикальных отрезков , подели каждый из них на 8 равных частей. В качестве измерительного инструмента используй карандаш.
РИСОВАНИЕ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ
В основе шахматной доски лежит квадрат. Как правильно нарисовать квадрат без помощи линейки? это можно сделать, используя вышеописанный способ. Помни, что все стороны квадрата равны, а также противоположные стороны – параллельны. ( Параллельные линии – это
линии, которые никогда не пересекутся).
Первую сторону квадрата можно нарисовать любой длины ( для первого раза желательно не более длины карандаша). Затем, замерив ее
11 расстояние (рис. 9а), отложить такое же на оставшиеся три стороны квадрата(рис. 9б).
Рис. 9а Рис. 9б
Выполняя это задание, необходимо проверять параллельность линий
(сторон квадрата) относительно краев листа бумаги. Для этого замеряем при помощи карандаша расстояние от края листа до верха вертикали
(стороны квадрата) (Рис. 9а). Затем откладываем это же расстояние от края листа до низа вертикали (стороны квадрата) ( Рис. 9б).Расстояния внизу и вверху должны совпадать, то же самое необходимо сделать с каждой стороны квадрата.
Рис. 10а Рис. 10б
12
Рис. 11
Ученическая работа, 11лет . Рис. 12. Ученическая работа, 11лет .
ЗАДАНИЯ. ( Каждое задание выполняется к новому дню занятий)
1. Нарисуй квадрат, проверь параллельность линий относительно друг друга и краев листа. Подели квадрат на 4 равные части.
2. Подели этот же квадрат на равные клетки , как в шахматной доске.
3. Придумай внутри этого квадрата свой орнамент, используя диагональные и округлые линии.
4. Заштрихуй получившийся орнамент , используя два тона штриха – темный и светлый.
КОМПОЗИЦИЯ
«Главной целью композиции является создание изображения, элементы которого образуют единое гармоничное и выразительное целое.
Процесс размещения элементов композиции в изобразительной плоскости называют компоновкой.
Изображение в формате должно не быть слишком крупном или замельченным. В первом случае изображению будет «тесно» в формате, что вызывает ощущение зажатости, неудобочитаемости изображения
(рис.13а). Во втором случае оно будет теряться, «плавать» в формате, что снижает выразительность изображения ( рис.13б).
Учитывая, что зрительно мы ощущаем тяжесть изображения, поле у нижнего края изобразительной плоскости обычно делается шире, чем поле у ее верхнего края. Это нижнее поле играет роль своего рода постамента, держащего тяжесть изображенных масс. В противном случае изображение будет казаться опущенным, «проваливаться» ( рис. 13в). Однако изображение не должно быть и чрезмерно завышенным ( рис. 13г).
13
Изображение должно быть уравновешенным. Уравновешенным можно считать изображение, левая и правая половины которого равны по массе. То есть суммарная масса изображенных предметов должна быть уравновешена по принципу качелей. На рис. 13д мы видим как массивный кувшин, являющийся главным предметом натюрморта, создает перевес правой стороны. Поэтому для создания равновесия крупный предмет обычно размещается ближе к середине изобразительной плоскости, мелкие же предметы можно придвинуть ближе к ее краю, они не требуют большого поля для себя. На рис. 13е мы видим правильно закомпонованный натюрморт»[6].
Рис. 13 .
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитай тему.
2. Поставь натюрморт из двух простых предметов. Нарисуй его, сделав грамотную композицию.
14
СИММЕТРИЯ
Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии.
Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой.
Ось симметрии – это воображаемая линия, делящая тело на две равные половины.
Асимметрия – это противоположность симметрии, т.е. относительно оси две половины тела не будут одинаковыми. [7]
Рис. 14 Рис. 15
На рисунке 14 показана симметричная капитель ( часть архитектуры), где красная линия – ось симметрии. На рисунке 15 показаны симметричные природные тела.
Рис. 16 Рис. 17