Файл: Учебное пособие основы рисунка Для учащихся 1 класса Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы Живопись ( срок обучения 5(6) лет).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15
ЗАДАНИЯ:
1. Нарисуй с натуры несколько природных форм ( симметричных и ассиметричных): листьев деревьев, бабочек, жуков , ракушек, перьев, коры дерева.
ПРОПОРЦИИ
Пропорция (от лат. proportio — соотношение, соразмерность).
Соотношение частей к целому и соотношение их между собой.
В рисунке очень важно правильно передавать пропорции , тогда работа будет грамотной и правдивой.
Для того, чтобы правильно передать пропорции объекта, художники используют метод визирования.
Для этого в вытянутой руке держат карандаш так, чтобы его положение было вертикальным или горизонтальным (в зависимости от того, по высоте или по длине надо соизмерить пропорциональные соотношения натуры). Закрыв один глаз, надо так держать карандаш, чтобы он был виден на фоне изображаемой натуры. Можно соразмерять высоту и ширину предмета или некоторые из его частей. Передвигая вдоль карандаша палец, отмечают такое расстояние до конца карандаша, которое зрительно совпадает с одной из частей натуры. Эту часть затем на глаз
«откладывают» столько раз, сколько она «уложится» по всей длине или высоте изображаемого предмета. Та же часть натуры должна соответственно столько же раз «уменьшаться» в рисунке. [8].
Рис. 18

16
Рис.19. Разберем метод визирования на примере рисунка 19.
Закрыв один глаз и вытянув руку, замеряем высоту яблока. На рисунке видно, что если уложить высоту яблока в высоту бутылки, то оно «влезет» три раза с небольшим остатком.
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитай тему.
2. Поставь натюрморт из двух предметов разных по размеру(наподобие бутылки и яблока). Нарисуй их, используя метод визирования.
СИЛУЭТ
Силуэт – плоскостное изображение, прием работы, вид графики.
Силуэт подобен тени объекта. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. (из словаря –книги)
Силуэт - темное на светлом фоне одноцветное плоскостное изображение . человека, животного или предмета. Термин произошел от фамилии французского министра финансов XVIII в. Э. де Силуэтта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля.
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ С СИЛУЭТОМ

17
Рис.21 Рис. 22 Д. Митрохин «Силуэт»
Бионическое формообразование в
графическом дизайне Т. А. Мазурины
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитай тему
2. Сделай несколько силуэтных зарисовок простых предметов.
3. Сходи в краеведческий музей, сделай силуэтные зарисовки нескольких птиц
РАЗДЕЛ 2. ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК
ЗАРИСОВКИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
Зарисовка фигуры человека – это внимательное рисование, направленное на изучение анатомических пропорций и особенностей фигуры, на тональные изменения.
Первые наброски рекомендуется выполнять со стоящей одетой фигуры, находящейся в спокойной определенной позе, с явно выраженным положением корпуса по отношению к опорной плоскости ног. Делать их следует с разных точек по отношению к натуре. Наброски и зарисовки чаще всего делаются небольшого размера, поэтому работа над наброском человека развивает умение оперировать масштабными соотношениями , тренирует в определении «на глаз» пропорций фигуры. [9, с. 27].


18
Рис. 24. «Гимназист» А. Дейнека, 1914 г.
Рис.25. «Кустодиев» Репин И. Е., 1900 г.
Ты уже знаешь, что такое пропорции. Рассмотрим пропорции тела человека.
«История развития изобразительного искусства и архитектуры знает много правил и канонов размеров человеческого тела. Из всех предложенных историей самой убедительной , простой и верной мерой для измерения тела человека является голова. В качестве ориентира приведем только основные сведения о размерах человеческого тела и его частей.
Соотношение головы к росту взрослого человека колеблется приблизительно от 1:7,2 до 1:8. У людей пропорции головы по отношению к телу имеют свои индивидуальные размерные характеристики. Это связано с их ростом. Так, у людей с невысоким ростом голова, как правило, имеет большую величину, чем у высоких. .
На рисунке 26 фигура человека с размахом рук в стороны вписана в квадрат. При этом голова, руки, ноги касаются сторон квадрата. Это значит, что рост человека соответствует расстоянию размаха руки.
На этом же рисунке показаны пропорции человеческого тела с возрастными особенностями. У детей голова значительно крупнее по отношению к телу, чем у взрослых. Причем, туловище у детей длиннее, чем верхние и нижние конечности. У новорожденного голова укладывается в длину тела три с половиной – четыре раза, у трехлетнего ребенка – 4,5 – 5 раз, у семилетнего – 6 раз. В четырнадцать – 7 раз.» [10].

19
Рис. 26 . Николай ЛИ. Пропорциональные отношения тела человека.
ЗАДАНИЯ.
1. Внимательно прочитай тему, рассмотри зарисовки Репина и
Дейнеки, обрати внимание на линию и штрих.
2. Сделай несколько зарисовок людей с натуры.
Раздел 3. ЗАКОНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ. СВЕТОТЕНЬ .
НАГЛЯДНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.
«Перспектива – это система изображения на плоскости глубины пространства.
Перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки. Она называется точкой зрения». [11]
«Пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. (
Параллельные линии – это линии, которые никогда не пересекаются).

20
Рис. 27
Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.
Рис. 28 Рис. 29
То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют точкой схода. Эта точка всегда лежит на линии горизонта – на уровне наших глаз».
[12]
«На рис.29 изображена фронтальная точка зрения, при которой имеется одна точка схода, совпадающая с точкой Р. Такая перспектива называется фронтальной» .[13]
«Также существует угловая перспектива, когда линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода – слева и справа от наблюдателя.


21
Рис.30 Рис.31
В перспективе квадрат превращается в нашем восприятии в трапецию, а круг превращается в эллипс – перспективное изображение окружности , где есть плавный переход от ближней части к дальней. При взгляде снизу или сверху всегда сокращается глубина дальней от нас половинки эллипса.
Если при рисовании есть сомнения в правильности изображения круга, надо построить вокруг него уходящий в той же перспективе квадрат.
При перемене точки зрения, и рисунок предметов на плоскости может существенно измениться.
На предметы можно смотреть сверху, снизу и сбоку, меняя точку зрения. Если смотреть на предмет прямо, так, чтобы наши глаза были на середине высоты предмета, то мы увидим его плоским, то есть только одну его сторону. Лист бумаги в таком случае покажется нам полоской. Во всех остальных случаях мы видим сразу три стороны предмета»[ 11].

22
Рис. 32. [14]

23
Рис. 33
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно перечитай всю тему, повтори изученный материал.
2. Сделай линейные зарисовки тетрадного листка , расположенного на разных уровнях высоты, применяя фронтальную и угловую перспективы.
СВЕТОТЕНЬ
«Светотень - это распределение света и тени на поверхности предметов. Именно светотеневые переходы позволяют нам наиболее объемно видеть форму предметов.
Освещение бывает естественное (солнечный, лунный свет) и искусственное (электрический свет, свечи и т.д).
В зависимости от направленности световых лучей свет может быть концентрированный и рассеянный. Например, концентрированным будет солнечный свет и свет электрической лампы. Он характерен выраженной направленностью. Рассеянное освещение - это мягкий, падающий из окна свет.
Концентрированное и рассеянное освещение дает на предметах различный характер светотени.
При концентрированном свете увеличиваются контрасты света и тени, они становятся более отчетливыми. Такое освещение лучше всего использовать для обучения рисованию.

24
При рассеянном же свете, наоборот, светотеневые переходы очень мягкие и не так выразительно подчеркивают форму.
Рисуя различные предметы, мы должны учитывать не только их освещенность, но и физические особенности поверхности. Различные по фактуре предметы по-разному отражают и поглощают свет. На глянцевых поверхностях мы видим незначительное различие между освещенными и затененными участками, но видим яркие блики и отражение других предметов в гладкой поверхности. На глиняной же поверхности будут очень хорошо выражены светотеневые переходы, но не столь яркими будут блики.
Нужно различать еще такие понятия как тон и плотность.
Тон - это светосила, которая зависит от силы освещения.
Плотность - это темнота тона.
А также блик и полутон. Блик - это самое яркое отражение света на поверхности предмета. Различная по фактуре поверхность дает разные блики. Глянцевые поверхности имеют яркие блики с четкими краями.
Матовые поверхности - более размытые и менее яркие. Есть материалы, которые вообще не могут иметь блик. Например, дерево, пористые материалы, камни.
Полутон (или полутень) - это переход между светом и тенью.
Тени в рисунке делятся на собственную и падающую. Собственная
тень - это затененная часть самого предмета. Падающая тень - это тень, отбрасываемая предметом на поверхность или другие предметы.
Плотность, форма и размер теней зависит от многих факторов: положения источника света и его удаленности от предмета направленность световых лучей формы самого предмета
Самое темное место падающей тени находится под предметом. Но тени никогда не бывают абсолютно черными.
Светораздел - это самое темное место собственной тени. Самый темный (резкий) светораздел характерен при ослепительном освещении, но при этом стираются светотеневые градации.
Есть еще одно очень важное понятие
- рефлекс.
Рефлекс - это отраженный свет (или цвет) на предмете от окружающих объектов. Рефлекс выглядит световым пятном слабой интенсивности в области собственной тени (если отсвет находится на затененной части предмета). Цветовой рефлекс можно увидеть, например, в виде зеленого отсвета на коричневой вазе от скатерти»[15] .
Итак, мы кратко разобрали основные понятия светотени, а теперь рассмотрим закономерности распределения светотени на рисунке.


25
Рис. 34 [16]
Рис.35. [17]

26
ЗАДАНИЯ:
1. Прочитай внимательно всю тему, повтори изученный материал.
2. Сделай несколько светотеневых зарисовок простых предметов ( овощи, фрукты).
РАЗДЕЛ 4. ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК. ФАКТУРА И
МАТЕРИАЛЬНОСТЬ.
ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК
«Живописный рисунок – это рисунок, который, как и живопись, использует пятно для построения формы и пространства. Пятно нужного тона должно лечь на место, обусловленное конструкцией предмета.
Живописный рисунок вполне обходится без линий, поэтому все предварительные стадии рисунка – построение пропорций, конструкция предметов обычно держится в голове, а на бумагу наносятся штрихи, обозначающие тень, полутона и свет изображаемых предметов. Иногда в живописном рисунке используется прием, когда все штрихи направлены в одну сторону» [18].
Рис. 36. [18] Рис. 37. [18]
ЗАДАНИЯ:
1. Нарисуй несколько простых предметов быта, используя технику живописного рисунка.

27
МАТЕРИАЛЬНОСТЬ
Материальность в академическом рисунке – это передача того материала, из которого сделан нарисованный предмет . Например, если глядя на рисунок, зритель видит, что изображенный предмет именно стеклянный , деревянный или бумажный, то художник правильно передал материальность.
«Материальностьизображаемых предметов передается прежде всего характером светотени. Предметы, состоящие из разных материалов, имеют характерные для них градации светотени. Гипсовый предмет цилиндрической формы имеет плавные переходы от света через полутень, тень и рефлекс. Стеклянный цилиндрический сосуд не имеет ярко выраженных градаций светотени. На его форме только блики и рефлексы.
Металлические предметы тоже характеризуются в основном бликами и рефлексами. Если передать на рисунке характер светотени, то предметы будут выглядеть материальными» [19].
ЗАДАНИЯ:
1.
Повтори изученный материал.
2.
Сделай зарисовки предметов , стараясь передать их материальность.
МЯГКИЕ МАТЕРИАЛЫ
После того, как мы уже попрактиковались в работе над рисунком простым карандашом, можно смело пробовать работать мягким материалом. Что же такое мягкий материал и как им работать? Мягкий материал - это мелки угля, сангины, соуса или пастели, еще мел, этими материалами мы можем работать в самых разнообразных техниках, можем комбинировать их между собой, добиваясь тем самым различных живописных эффектов в рисунке.
«Работы, исполненные в мягком материале, нуждаются в защите.
Дело в том, что мягкие материалы непрочно держатся на поверхности листа и при любом контакте стираются. Поэтому они нуждаются в закреплении специальным раствором – фиксатором. Для этой же цели можно применять бесцветный лак для волос.
Уголь - чрезвычайно податливый материал, отличающийся приятной матовой фактурой. Уголь является самым темным из всех мягких


28 материалов, т.е. имеет наибольший тональный диапазон. Выпускается в виде палочек и карандашей.
Затачивают уголь наждачной бумагой. Для проведения тонких линий уголь затачивается не как карандаш, а под косым срезом. Большие плоскости можно тонировать, располагая уголь плашмя.
Угольный рисунок в процессе работы требует осторожного обращения с ним. Уголь сдувается с бумаги, осыпается даже от легкого сотрясения, стирается при прикосновении к нему рукой. Но в то же время это является и его достоинством. Например, неудачно начатый рисунок можно смахнуть ударами тряпки.
Уголь хорошо стирается резинкой и растирается. Однако не следует злоупотреблять резинкой в рисунках углем: при дальнейшей работе следы резинки могут проступить в виде полос и пятен. Резинка нарушает поверхность бумаги, и уголь ложится на эти места по-другому.
Для рисунка углем нужна шероховатая, пористая бумага. Гладкая поверхность здесь непригодна, так как уголь на ней держится очень слабо.
Углем можно работать как на белой бумаге, так и на тонированной.
Рис. 38 Рис. 39. А. Дюрер
«Портрет матери», уголь, 1514 г.
Сангина – материал, имеющий различные по плотности и цветовому оттенку красно-коричневые тона. Сангина имеет небольшой тональный диапазон, но отличается воздушностью и мягкостью, тонкими тональными переходами. Выпускается в виде палочек и карандашей. Палочками сангины можно работать плашмя, широко тонируя большие поверхности, и торцом.
Сангина неплохо стирается резинкой и растирается растушевкой. При растирании сангина немного меняет цвет, но это свойство сангины может

29 обогащать рисунок. Во время работы сангину можно смачивать, что позволяет добиваться большей плотности тона.
Рис. 40 Рис. 41
Рис. 42 . Микеланджело «Два всадника», сангина.
Рис. 43. Ученическая работа , сангина. [21] Рис. 44. Н. Блохин, зарисовка,сангина

30
Соус – материал черного, серого или коричневого цвета. Черный соус наряду с углем имеет большой тональный диапазон.
Соус позволяет работать не только штрихом и растиркой. Соус является материалом, растворяемым в воде. Как акварель и тушь, он позволяет работать приемом отмывки - заливкой кистью («мокрый соус»).
Можно сочетать сухой и мокрый соус.
Соус хорошо ложится и на белую, и на тонированную бумагу» [20] .
Рис. 45
Рис. 46. Крамской И.Н. «Портрет
Кошелева», соус.
Клячка- это очень мягкая резинка , которая не стирает тон, а как- бы промакивет его, забирая с собой лишнюю плотность тона.
Для того чтобы успешно работать мягким материалом, нужен опыт рисования простым графитным карандашом. Это необходимое условие для того чтобы работа мягким материалом принесла художнику удовольствие и достойный результат.
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитай тему, повтори изученный материал.
2. В краеведческом музее выполни живописные зарисовки чучел животных, используя мягкие материалы.
3. Дома сделай зарисовки домашних животных, используя мягкие материалы.
4. Сделай зарисовку мягкой игрушки, используя уголь или сангину.