Файл: Учебное пособие основы рисунка Для учащихся 1 класса Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы Живопись ( срок обучения 5(6) лет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31
Раздел 5. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК
ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК
«Тональный рисунок предназначен для внимательного , длительного изучения натуры. В задачу тонального рисунка входит выявление формы предметов, их тональный разбор с учетом освещенности, передача их материальности ( т.е. того материала, из которого сделан предмет), световоздушной среды постановки. При этом должны передаваться пропорциональные соотношения между предметами, конструкция их формы. То есть тональный рисунок предполагает комплексность в изучении натуры и законов ее восприятия. Тональное решение в длительном учебном рисунке предполагает большую степень законченности рисунка. Однако полезно самостоятельно выполнять и краткосрочные рисунки, наброски «от пятна».
Обязательным и важным требованием к тональному рисунку является передача общего тона натурной постановки и ее тонального диапазона.
Общий тон постановки – это характеристика ее плотности в целом ( т.е. темная постановка или светлая и насколько). Общий тон постановки, который несложно определить визуально, определяет и общий тон рисунка.
Тональный диапазон постановки также определяется визуально. Для этого нужно выявить, что в натуре является самым светлым и самым темным. Если разница между самым светлым и самым темным в натуре велика, это должно быть передано в рисунке, если эта разница незначительна, то и рисунок должен выполняться в небольшом тональном диапазоне.
Самое светлое и самое темное будут крайними точками в тональном диапазоне рисунка. По отношению к этим противоположным по светосиле пятнам определяется плотность других тонов в рисунке.
Один из распространенных недостатков тонального рисунка карандашом – чрезмерная перечерненность. Такой рисунок смотрится глухо, теряет приятную матовость и начинает блестеть в перегруженных тоном местах. Рисунок должен быть благородно серебристым, даже самые темные его участки должны восприниматься прозрачно, в нем должен быть воздух. Поэтому не следует нажимать на карандаш в полную силу, рисунок нужно выполнять с некоторым тональным запасом.» [22]
32
Рис. 47 . [23]
Рис. 48. [23]
33
Рис. 49.[23]
ЗАДАНИЯ: ( каждое задание выполняется к новому дню занятий)
1. Сделай зарисовки простых предметов по форме на сером фоне.
2. Выполни зарисовки фруктов и овощей на светлом и темном фонах.
3. Выполни зарисовки по памяти предметов предыдущего задания.
4. Выполни зарисовки мелких предметов
5. Повтори весь изученный материал, подготовься к контрольному уроку.
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот и закончился учебный год, мы поздравляем тебя с окончанием первого класса!
Уходя на каникулы, пользуйся этим пособием: читай темы, выполняй задания, делай зарисовки с натуры. По каждой теме сравнивай свои первые зарисовки с новыми работами. Не забывай посещать музеи, выставки, анализировать все увиденное тобой искусство.
В этом пособии дана краткая информация по всем основным темам.
Более подробно с каждой из них ты можешь ознакомиться в источниках, приведенных ниже ( см. «Используемая литература»).
К УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ
Данное учебное пособие разработано в соответствии с программой учебного предмета «Рисунок».
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет и 6 лет составляет:
аудиторные занятия:
1 - 3 классы - по 3 часа в неделю;
4 - 5 классы - по 4 часа в неделю;
6 - класс - по 3 часа в неделю.
самостоятельная работа:
1 - 2 классы - по 2 часа в неделю
3 - 6 классы - по 3 часа в неделю.
35
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
Освоение терминологии предмета «Рисунок»;
Приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;
Приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
Формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Обоснованием структуры программы являются Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
36
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
[1] - Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» / учебник для общеобразовательных организаций, 6 класс. –
2016. Стр.24.
[2] - Шаров В.С. «Академическое обучение изобразительному искусству», стр. 76.
[3] - Шаров В.С. «Академическое обучение изобразительному искусству», стр. 81.
[4] - Шаров В.С. «Академическое обучение изобразительному искусству», стр. 84
[5] - http://какнаучитьсярисовать.рф/линия%20и%20штрих/
[6] - Шаров В.С. «Академическое обучение изобразительному искусству», стр. 60.
[7] - http://studopedia.ru/6_137592_zashchita-ot-peregreva.html
[8] - http://shkola-izo.livejournal.com/1657.html
[9] -
Гомзякова Е. Л. Наброски и зарисовки фигуры человека // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. – С. 121–
125. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56213.htm.
[10] -
Н. Ли «Основы учебного академического рисунка», стр. 25.
[11]
- Неменская Л. А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» / учебник для общеобразовательных организаций, 6 класс. –
2016. Стр.66.
[12] - https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-izo-klass-perspektiva-lineynaya- perspektiva-pravilaе-lineynoy-perspektivi-791814.html
)
[13] -
Шаров В.С. «Академическое обучение изобразительному искусству»
, стр.40.
[14] - Е.В. Ладыгин «Основы наблюдательной и линейной перспективы», набор плакатов для учащихся художественных, общеобразовательных и средних специальных учебных заведений. Таблица №4.
[15] - http://to-draw.ru/Svetoten-v-risunke-urok-dlya%20nachinaiushchih.html
37
[16] - Шаров В.С. «Академическое обучение изобразительному искусству», стр.53
[17] - Д.А. Тимошенко «Академический рисунок», набор плакатов для учащихся художественных, общеобразовательных и средних специальных учебных заведений по методике обучения рисования с натуры. Таблица № 3.
[18] - http://art-exercises.ru/risunok/zhivopisniy_risunok/
[19] - http://kievartschool.com/archives/2904
[20] - Шаров В.С. «Академическое обучение изобразительному искусству», стр. 108.
[21] - https://masterkrasok.ru/posts/drawing/karandash/kakie-byvayut-karandashi
[22] - Шаров В.С. «Академическое обучение изобразительному искусству», стр. 103.
[23] - http://www.time4art.com.ua/academic-drawing/