ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества, народных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о видах народного художественного творчества;
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений вобласти декоративно- прикладного искусства;
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладногоискусства, народных художественных ремесел;
- знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно - прикладного искусства, народных художественных ремесел.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Артстудия»
на 2022/2023 учебный год
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретичес кая часть
Практичес кая часть
Всего часов
Формы контроля
I-2
Введение. Виды декоративно- прикладного искусства
1 1
2 3-4-5-6-7-
8
«Осенний букет».
Рельеф из бумаги
1 5
6
Творческая работа
9-10-11-
12-13-14-
15-16-17-
18
Квиллинг
1 9
10
Творческая работа
19-20-21-
22-23-24-
25-26
«Бабочки». Коллаж из фактур
1 7
8
Творческая работа
27-28-29-
30-31-32
Подарок своими руками.Соленое тесто
1 5
6
Творческая работа
33-34-35-
36-37-38-
39-40
«Рождественская сказка». Витраж
1 7
8
Творческая работа
41-42-43-
44-45-46
«Пластилиновая картина». Рельеф из жгутов
1 1
6 47-48-49-
50-51-52-
53-54-55-
56
«Декоративное насекомое». Холодный батик
1 9
10
Творческая работа
57-58-59-
60-61-62-
63-64-65-
66
Скрапбуккинг
1 9
10 67-68-69-
70-71-72-
73-74
«Рыба».
Бумагопластика
1 7
8
Итого:
10 64 74
Содержание изучаемого курса
1. Введение. Виды декоративно-прикладного искусства
Теория: материалы, инструменты. Техника безопасности при работе с ножницами, бумагой, клеем. Правила организации рабочего места. Знакомство с основными видами декоративно – прикладного творчества.
Практическая работа: аппликация из бумаги. Творческая работа.
2. «Осенний букет». Рельеф из бумаги
Теория: знакомство с понятием «рельеф», особенности организации плоскости листа за счет рельефа из мятой бумаги и салфеток.
Практическая работа: рельеф из бумаги «Осенний букет»
3. Квиллинг
Теория: знакомство с техникой и азбукой «квиллинг», особенности работы в технике
«квиллинг»
Практическая работа: изготовить панно в технике «квиллинг»
4. «Бабочки». Коллаж из фактур
Теория: изучение понятия «симметрия».
Практическая работа: выполнить коллаж «Бабочки» разными способами для получения необычных эффектов (губка, зубная щетка, соль), выбрать холодную или теплую гамму для фактур.
5. Подарок своими руками. Соленое тесто
Теория: основные правила приготовления соленого теста, основные правила работы с данным материалом. Правила лепки и сушки изделий из соленого теста.
Практическая работа: выполнить подарок своими руками из соленого теста.
6. «Рождественская сказка». Витраж
Теория: знакомство с витражом, умение выделить композиционный центр и создать цветовую гармонию в композиции.
Практическая работа: придумать композицию на тему «Рождества», разбить рисунок на участки для того, чтобы обвести контуром. А затем замкнутые участки залить витражной краской..
7. «Пластилиновая картина». Рельеф из жгутов
Теория: продолжить знакомство с понятием «рельеф».
Практическая работа: выполнить линейный рисунок (например, силуэт бабочки, насекомого) и заполнить его жгутами из пластилина.
8. «Декоративное насекомое». Холодный батик.
Теория: усвоение теоретических знаний в искусстве художественной росписи ткани.
Формирование практических навыков работы в технике «Холодный батик». Изучение технологических и изобразительных особенностей работы. Проведение инструктажа по технике безопасности.
Практическая работа: выполнить упражнения, а затем длительную работу в холодном батике, аналогично технике витража (контур, заливка участков краской). Цветовое решение композиции выполняется в теплой или холодной гамме. Используется работа с оттенками, вливание цвета в цвет, цветовые и тоновые растяжки, солевой эффект.
8. Скрапбуккинг
Теория: первоначальное знакомство с техникой скрапбуккинга.
Создать эксклюзивное изделие, главное - желание, вкус, терпение и грамотный подбор материалов.
Практическая работа: оформление фотоальбома, фоторамки, записной книжки.
9. «Рыба». Бумагопластика
Теория: знакомство с техникой выполнения бумагопластики, первоначальное знакомство с техникой «папье-маше». Особенности изготовления изделий в технике бумагопластики.
Практическая работа: выполнить работу в объеме – рыбу из мятой бумаги, декорируя
деталями из различных фактур. Создать яркий колорит.
Календарный учебный график
№ п.п.
Месяц
Число
Время проведения
Форма занятия
Кол- во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1-2
Сентябрь
07.09 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
Введение. Виды декоративно- прикладного искусства каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы.
Опрос
3-4 14.09 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
«Осенний букет».
Рельеф из бумаги каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
5-6 21.09 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
«Осенний букет».
Рельеф из бумаги каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
7-8 28.09 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
«Осенний букет».
Рельеф из бумаги каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
9-10
Октябрь
05.10 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
Квиллинг каб.112
Выставка работ, опрос
11-12 12.10 15.40-16.20 16.30-17.10
занятие - сказка
2
Квиллинг каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
13-14 19.10 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
Квиллинг каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
15-16 26.10 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
Квиллинг каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
17-18
Ноябрь
02.11 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
Квиллинг каб.112
Выполнение практической работы
Тест
19-20 09.11 15.40-16.20 занятие - сказка
2
«Бабочки» Коллаж из каб.112
Выполнение
16.30-17.10
фактур самостоятельной практической работы
21-22 16.11 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
«Бабочки» Коллаж из фактур каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
23-24 23.11 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
«Бабочки» Коллаж из фактур каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
25-26 30.11 15.40-16.20 16.30-17.10
комбинированное занятие
2
«Бабочки» Коллаж из фактур каб.112
Выставка работ
27-28
Декабрь
07.12 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
Подарок своими руками. Соленое тесто каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
29-30 14.12 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
Подарок своими руками. Соленое тесто каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы.
Выставка работ
31-32 21.12 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
Подарок своими руками. Соленое тесто каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
33-34 28.12 15.40-16.20 16.30-17.10
Занятие сказка
2
«Рождественская сказка». Витраж каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы.
Выставка работ
35-36
Январь
11.01 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Рождественская сказка». Витраж каб.112
Выставка работ, опрос
37-38 18.01 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Рождественская сказка». Витраж каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
39-40 25.01 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Рождественская сказка» Витраж каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы.
Выставка работ
41-42
Февраль
01.02 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Пластилиновая картина». Рельеф из жгутов каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
43-44 08.02 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Пластилиновая картина». Рельеф из жгутов каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
45-46 15.02 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Пластилиновая картина». Рельеф из жгутов каб.112
Выставка работ
47-48 22.02 15.40-16.20 16.30-17.10
Занятие сказка
2
«Декоративные насекомые».
Холодный батик каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
49-50
Март
01.03 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Декоративные насекомые».
Холодный батик каб.112
Выставка работ, опрос
51-52 08.03 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Декоративные насекомые».
Холодный батик каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
53-54 15.03 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Декоративные насекомые».
Холодный батик каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
55-56 22.03 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Декоративные насекомые».
Холодный батик каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
57-58 29.03 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
Скрапбуккинг каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы.
Выставка работ
59-60
Апрель
05.04 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
Скрапбуккинг каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
61-62 12.04 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
Скрапбуккинг каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
63-64 19.04 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
Скрапбуккинг каб.112
Выставка работ, опрос
65-66 26.04 15.40-16.20 16.30-17.10
Занятие сказка
2
Скрапбуккинг каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
67-68
Май
03.05 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Рыба».
Бумагопластика каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
69-70 10.05 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Рыба».
Бумагопластика каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы
71-72 17.05 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Рыба».
Бумагопластика каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы.
Выставка работ
73-74 24.05 15.40-16.20 16.30-17.10
Комбинированное занятие
2
«Рыба».
Бумагопластика каб.112
Выполнение самостоятельной практической работы.
Выставка работ
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, ультурному наследию.
Метапредметныерузультаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художественно -творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, основные декоративные элементы народных росписей;
- историю возникновения и развития бумаги, бумагопластики, квиллинга, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;
- виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой, разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции.
-понятия: орнамент, роспись, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
-технологию создания панно.
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс.
-цветовое и композиционное решение;
-сувенир, виды и назначение сувениров;
Учащиеся должны уметь:
-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
- моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что -в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений
(шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;
- наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.
Условия реализации программы
Кабинет технологии, инструменты для работы с пластилином, соленым тестом, тканью, бумагой, компьютер, проектор. Компьютерные слайдовые презентации к занятиям.
Формы аттестации.
Контроль знаний учащихся будет осуществляться по результатам творческих, проектных, практических работ, участию в выставках, конкурсах, фестивалях.
Оценочные материалы
Для оценки результатов деятельности учащихся будут использованы следующие формы контроля:
Промежуточный контроль – творческая работа за полугодие.
Итоговый контроль – отчетная работа за год (критерии прилагаются).
Критерии для оценки творческих работ учащихся
Критерии оценки работ Слабая
работа
Нуждается в
доработке
Хорошая
работа
Отличная
1. техника выполнения работы и качество оформления
(10б)
2. композиция (10б)
3. полнота освещения выбранной темы, образность
(10б)
4. цветовое решение работы (8б)
5. оригинальность
(8б)
6. соответствие возрасту автора (5б)
Итого максимально: 41 балл слабая работа – 30-40% работа нуждается в доработке – 40-50% хорошая работа – 70-80% отличная работа - 90-100%
Календарно-тематический план
№ п./п.
Наименование раздела программы, тема занятия
Количество часов
Дата проведения занятия
Iгр.(план)
Дата проведения занятия
Iгр.(факт)
1
Введение. Виды декоративно-прикладного искусства
2 2
«Осенний букет». Рельеф из бумаги
6 3
Квиллинг
10 4
«Бабочки». Коллаж из фактур
8 5
Подарок своими руками. Соленое тесто
6 6
«Рождественская сказка». Витраж
8 7
«Пластилиновая картина». Рельеф из жгутов
6 8
«Декоративное насекомое». Холодный батик
10 9
Скрапбуккинг
10 10
«Рыба». Бумагопластика
8
Итого:
74