ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет» |
Кафедра Истории и Политологии |
Форма экзаменационного билета
Дисциплина История
(наименование дисциплины)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
1.Древняя Русь в IX- начале XII в: возникновение государства, киевские князья и их деятельность. "Повесть временных лет" как исторический источник. Дискуссия о начале формирования государственности у восточных славян, "норманнская теория".
2.Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.
Отмена крепостного права (1861)
Финансовая реформа (1863)
Реформа высшего образования (1863)
Земская реформа (1864)
Судебная реформа (1864)
Цензурная реформа (1865)
Реформа городского самоуправления (1870)
Реформа среднего образования (1871)
Военная реформа (1874)
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
ц(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
1. Принятие и утверждение христианства на Руси. Историческое значение крещения Руси.
Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.
988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.
991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.
Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.
2. Общественная мысль России XIX в. Консервативное, либеральное и радикальное направления общественной мысли.
1. Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.
2. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
3. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
4. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.
5. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
6. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.
7. Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
1.Особенности социально-экономического и политического устройства Древней Руси. Законодательство Древней Руси.
2.Контрреформы Александра III.
Действительно, контрреформы Александра III немного затормозили развитие революционного движения и «заморозили» социальные противоречия, но не сделали их менее взрывоопасными. Протестных движений стало меньше, а террористических актов практически не было до начала XX века. Контрреформы должны были укрепить класс помещиков, положение которых в последнее время заметно пошатнулось.
Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
1.Политическая раздробленность Руси в XII-XIII вв.: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве, последствия.
2.Россия в начале XX века. Проблема экономического роста и модернизации. Особенности первой буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., причины, ключевые события, результаты.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
1.Монголо-татарское нашествие на Русь. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Последствия завоевания. Борьба с агрессией крестоносцев.
2.Политические партии России в начале XX века: классификация, программы, тактика.
Революция 1905–1907 гг. создала благоприятные условия для образования множества политических партий, как русских, так и национальных. Все они в те годы действовали вполне легально. Они представляли собой очень широкий спектр социальных, национальных и даже религиозных интересов, выраженных в их программах. Все политические партии можно свести к трём основным классификационным группам: 1) революционно-демократические партии (социал-демократические и неонароднические), 2) либерально-оппозиционные (в основном партии русской и национальной либеральной буржуазии, а также либеральной интеллигенции) и 3) консервативно охранительные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархические, черносотенные). Всего было около 90 партий.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6
1. Начало объединения русских земель. Причины и предпосылки возвышение Москвы, деятельность московских князей. Куликовская битва и ее значение.
2. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, политическая и социальная сущность, итоги, последствия.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
1. Формирование единого российского государства (XV - начало XVI вв.) Окончательное объединение русских земель. Судебник Ивана III. Мероприятия Ивана III по централизации власти.
2. Февральская революция 1917 г.: причины, ход, результаты. Особенности организации власти от февраля к октябрю 1917 г. Политика Временного правительства.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
1.Реформы Ивана IV. Их историческое значение. Опричнина.
В 50е годы была продолжена губная реформа: реформа местного управления. Она предусматривала передачу дел по тяжким уголовным преступлениям из рук наместников выборным представителям местного дворянства-губным старостам.
· Земская реформа. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В ходе земской реформы были созданы земские органы(выборные орг.местн.самоупр.),которые выполняли некоторые государственные функции. (Система кормлений - на Руси система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения.)
Реформа системы управления была одной из центральных. Ликвидирование кормлений привело к тому, что служилые люди получали только один вид вознаграждения-государево земельное и денежное жалование. А так же произошло своего рода перерасперделение власти в пользу центрального управления, его значение возросло.
· создание первых функциональных органов управления – приказов. (Ямской приказ-упр-е гос почтовой службой, Разбойный приказ и тд.)
· Военные реформы: создание Стрелецкого войска (первого постоянного войска),вооруженного огнестрельным оружием. Уложение о службе(1556г) устанавливало единый порядок военной службы,основой которого выступало дворянское землевладение( дворянин с первых 150д. земли шел на службу сам,а с остальных приводил слуг) Отсюда повысилась боеспособность и численность армии.
· Церковные реформы: создавался единый пантеон святых, что было утверждено в 1551 г. Стоглавым собором. Сборник стоглав унифицировал обряды, поднимал роль церкви в повседневной жизни. Важнейшие привелегие: неотчужд-ть земельных владений.
· Реформы налогообложения.Налоговая и податная реформа. Важную статью дохода составляли налоги. Размер налога с земли определялся ее качеством.
Значение реформ в становлении сословно-представительной монархии. В ней была опора слабости управл-го аппарата
Опричнина это земельный удел, выделявшийся княжеской вдове. Система внутриполитических мер ивана 4 для борьбы с предполагаемой изменой всреде знати. (массовые репрессии, казни, ссылки)Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., когда учредил опричнину, предствлявшую собой систему мер, направленных на укрепление само-державия и дальнейшее закрепощение крестьян.
Данный период характеризовался недоверием Ивана Грозного к боярам, единомышленникам, воеводам. Он обрушивал опалы на всех, кого подозревал в изменах. 1565г. царь объявил, что оставил государство, причина-гнев на бояр, служилых людей, которые творят насилие, измены. Иван вернулся в Москву и террор становился неотъемлемой частью политики. Политический смысл опричины в неограниченном самодержавии.
В 1565г. Государство разделилось на две части – опричнину- особый государев удел и земщину, между которыми, разумеется, не могло быть дружественных отношений, потому что опричнина учреждалась вследствие подозрительности и вражды царя к правителям земским. Опричники дали клятву государю выполнять все его указы и устранять неверных Опричина разделила страну, в свой удел царь включил богатые районы и города страны в . В 1571 г. Крымский хан устремился к Москве и до тла выжег столицу, опричное войско бежало. В 1572 г. опричнина была отменена, причем царь запретил своим подданным даже упоминать само слово "опричнина".
2.Гражданская война: сущность, идеология и практика противоборствующих сторон.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
1."Смутное время": причины, ход, характер организации власти, последствия.
2.Октябрьская революция 1917 г.: причины победы большевиков. Оценка революционных событий 1917 г. в современной историографии.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10
1.Правление первых Романовых. Раскол в русской церкви.
2.Индустриализация, коллективизация в СССР: содержание, методы, итоги.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11
1.Реформы Петра Великого и их значение для создания Российского государства.
2."Военный коммунизм": основные положения и последствия.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12
1. Внешняя политика Петра I. Провозглашение империи.
2.Новая экономическая политика: причины перехода к НЭПу, сущность, итоги.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13
1.Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия.
2.Формирование общественного строя и политического режима в 1920-1930-х гг.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14
1.Просвещенный абсолютизм в России. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.
2.Приоритеты советской внешней политики 1921-1941годов.
Утверждаю: зав. кафедрой ____ должность, ФИО
(подпись) (дата)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
1.Реформирование политической системы при Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева.