Файл: Закономерности ощущения Закономерность ощущения Его характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАДАНИЕ 2

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОЩУЩЕНИЯ



Закономерность ощущения

Его характеристика




См. мое пособие «Процессы чувственного познания…» со с. 24







1. Наличие абсолютной и дифференциальной чувствительности.

Абсолютная чувствительность определяется величиной того минимального и максимального раздражителя, который вызывает ощущение.

Дифференциальная чувствительность – определяется

наименьшим различием между раздражителями, при котором

возникает ощущение новой силы (дифференциальный порог).




2.Основной психофизический закон, (закон Вебера-Фехнера)

описывает зависимость между силой действия раздражителя и интенсивностью возникающего при этом ощущения. Суть закона в том, что чем больше интенсивность стимула, тем больше и интенсивность ощущения.
Закон можно сформулировать так: интенсивность ощущений возрастает не прямо пропорционально изменению раздражителей, а значительно медленнее




3.Дифференциальная чувствительность подчиняется
закону: чем больше раздражение, тем больше надо его усилить, чтобы вызвать едва заметное ощущение различия.

Эта закономерность характерна и для восприятия социальных объектов: например, потеря некоторой суммы денег при заключении небольшой сделки на небольшую сумму может вызвать эмоционально окрашенные реакции намного более сильные, чем потеря той же или даже большей суммы при заключении крупной сделки на большую сумму.




4. Адаптация

приспособление к внешним условиям,

изменение чувствительности анализаторов к раздражителям в результате их предшествующего воздействия.




5.Сенсибилизация

повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов (физиологических или психологических причин).




6.







7. Последовательные образы.

Последовательные образности являются проявлением инертности нервных процессов, и продолжительность их может быть использована для измерения подвижности нервной системы (проба Рождественской).




8. Дополнительные цвета.

Дополнительные цвета – цвета, которые при оптическом смешивании взаимно уничтожаются, создают белый цвет




9. Смешение и не смешение ощущений.

Цвета в восприятии человека могут смешиваться. Выделяют три основных (красный, синий, желтый) и три дополнительных цвета (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Это базовые цвета. Соединяя их, можно получить все другие цвета и их оттенки (теоретически да, на практике немного другая ситуация).




10. Громкость и частота звуков

связаны при низкой интенсивности. Низкие частоты не слышны при тихом звуке.




11. Чувствительность зависит от силы нервной системы и темперамента человека.

Чем более сильной является нервная система человека тем менее она чувствительна, тем выше пороги ощущений у разных анализаторов, особенно у зрительного. Эксперименты подтвердили эту гипотезу и вместе с тем показали, что зависимость между двумя этими параметрами нервной системы носит статистический характер, выступая отнюдь не в виде функционального соотношения, а в виде корреляции.




12. Чувствительность зависит от мотивации, от желания или нежелания что-либо ощущать.

Если раздражитель свидетельствует о чем-то важном или приятном, чувствительность на него возрастает.




13. Длительное уменьшение потока ощущений вызывает явление сенсорного голода.

Ограничение притока информации негативно действует
на психику, которая является системой по переработке информации и нуждается в определенном уровне активности.



ЗАДАНИЕ 3

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ



Свойство восприятия

Его характеристика




См. мое пособие со с. 35







Предметность (объективизация)

это восприятие объекта как находящегося вне субъекта, объективно существующего, не в виде набора ощущений, а в виде отдельных предметов. Человек всегда воспринимает всегда именно предметы, расположенные во внешнем мире. В окружающем мире человек всегда вычленяет то один, то другой предмет, а все остальное в этот момент становится

фоном. Предметность восприятия проявляется также при разглядывании двойственных изображений, в которых можно видеть то один предмет, то другой.




Целостность

свойство восприятия, состоящее в том, что в ходе перцептивного процесса формируется целостный образ

предмета, в котором вся информация об отдельных свойствах и качествах предмета интегрируется в целостную структуру.

При этом имеет место доминирование целого над частями.




Структурность

восприятие не является простой

суммой ощущений, а представляет собой абстрагированную из

этих ощущений целостную структуру.




Константность

восприятие окружающих предметов как относительно постоянных (по форме, величине и т.д.). Это

позволяет человеку опознавать их при определенных изменениях, поворотах, новом освещении и пр.




Избирательность

преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. На избирательность восприятия очень влияют, например, актуальные потребности, эмоции и психические травмы, профессиональной деятельностью человека;




6. Обобщенность

в восприятии выделяются не все свойства объекта, а наиболее значимые, при этом происходит отнесение его к определенному классу объектов. Таким образом, перцептивный образ является обобщенным, и эта обобщенность именно перцептивная, она определяется именно структурой наглядного образа, и не совпадает мыслительной обобщенностью, обобщенностью понятий.




7. Категориальность

свойство восприятия, состоящее в том, что любой воспринимаемый образ человек в конечном счете относит к определенной категории предметов и явлений,

называет его словом.




Осмысленность

свойство восприятия, состоящее в том, что перцептивные образы имеют определенное значение, смысл, рассматриваются с точки зрения всего контекста ситуации, в которую они включены, ее значения для личности.















Закономерность восприятия

Ее характеристика




См. мое пособие со с.49







Закон дифференциации фигуры и фона

в поле человеческого восприятия всегда выделяются фигура и фон; они могут все время меняться местами




Закон прегнантности

«тенденция видеть самую простую форму»: при зрительном восприятии человек всегда выделяет простые, «хорошие» формы, соответствующие простым сенсорным эталонам, они лучше воспринимаются, чем сложные конфигурации, составленные из нескольких простых форм.




Закон амплификации (завершения).

Человек склонен достроить образ до целого, даже в нем не хватает каких-то частей, имеются лакуны – пропуски информации.




Закон транспозиции (сопоставления, сравнения).

Человек всегда невольно сравнивает одни объекты с другими, это влияет на восприятие их величины, цвета и пр.




Закон сходства.

В единое целое люди чаще всего объединяют объекты, имеющие сходство между собой и отличающиеся от других.




7. Закон близости.

Он состоит в том, что расположенные рядом объекты

Часто объединяются человеком в единое целое.




8. Закон «общей судьбы».

В единое целое человек часто объединяет те объекты, которые объединены общим направлением движения, общим контуром линии, т.е. «общей судьбой»




Закон апперцепции.

Он состоит в том, что восприятие человека зависит от его личностных особенностей, состояния, установки на восприятие. То, как человек воспринимает тот или иной объект, в значительной степени состоит от него

самого.

Сенсорные эталоны и их формирование у детей




Сенсорные эталоны

определение, см. мое пособие на с. 72

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида воспринимаемых с помощью органов чувств свойств и отношений предметов и явлений – цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д.




Способы формирования сенсорных эталонов

- организация жизни и деятельности ребенка

- развивающие игры и упражнения

см. мое пособие со с.73

В целях обогащения сенсорного опыта детей можно использовать различные виды дидактических игр:

1. Игры-поручения, основанные на действиях детей с игрушками и предметами;

2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к появлению и исчезновению предметов;

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей неизвестностью «Узнай», «Что здесь?»; 4. Сюжетно-ролевые дидактические игры – изображают различные жизненные ситуации, в которых ребенок выполняет роль взрослых;

5. Игры – соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто быстрее?»;

6. Игры, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного (цвет, форма).