Файл: Практических заданий по дисциплине уголовноисполнительное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.
Охарактеризуйте нормы уголовно-исполнительного права.

Норма уголовно-исполнительного права - это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Норма уголовно-исполнительного права - основной элемент отрасли права, его первый уровень.

Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободыисправительных работ, при освобождении от отбывания наказания.

Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права.

Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры.

Особенностью норм уголовно-исправительного права является то, что некоторые из них рецепиированы из других отраслей права.

Это прежде всего относится к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст. 103-107 УИК РФ); их пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности (ст. 98 УИК РФ); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст. 99-101 УИК РФ).

Существует группа специальных норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права
 в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции).

В уголовно-исполнительном праве различают нормы-задачи; нормы- принципы и нормы-дефиниции.

К нормам-задачам относятся, в частности, следующие: ст. 1 УИК РФ, определяющая цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК РФ, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений - исправление осужденных.

К нормам-принципам относится ст. 8 УИК РФ, формулирующая систему принципов этой отрасли права.

В нормах- деференциях раскрываются определенные понятия.

Например, в ч. 1 ст. 9 УИК РФ дается определение исправления осужденных, а в ч. 1 ст. 82 УИК РФ - понятие режима в исправительных учреждениях.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.

В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК РФ) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением наказания.

Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 УИК РФ) отсылают к другим нормам УИК РФ, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм.

Они имеют внутриотраслевое назначение.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на регулятивные? поощрительные, охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений.

В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на: а) обязывающие - устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК РФ); б) уполномочивающие- предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК РФ); в) запрещающие - устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные.

Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК РФ), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК РФ).



Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК РФ и др.).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовноисполнительного права (ст. 102, 115 УИК РФ).

Структура норм уголовно-исполнительного права.

В структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.

Структура нормы права - это и есть связь между ее элементами.

Иными словами, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя - с санкцией, и наоборот.

Структуру правовой нормы легко представить в виде формулы: «Если... то... иначе».

Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция - какое правило поведения закрепляется; санкция - какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения.

Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.

Гипотеза — это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма.

Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы.

Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться.

Во многих случаях гипотеза выносится за приделы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм.

В ряде случаев гипотеза содержится в самом тексте нормы (ст. 97 УИК РФ).

В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы - правила поведения субъектов и участников правоотношения, определены их права и обязанности.

Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают.

В статьях нередко содержится несколько норм.

В качестве санкции рассматриваются предусмотренные нормой права последствия нарушения установленных ею правил поведения.

Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК РФ), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ.

Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту - осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или 
трудового права.

Дайте характеристику предмета и метода уголовно-исполнительного права

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей.

Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных правовых актов об обращении с осужденными. Стратегической линией современной уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Основные задачи уголовно-исполнительной политики:

  1. определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

  2. установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

  3. обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

  4. определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;

  5. определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;

  6. разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

Основной формой реализации