Файл: Практических заданий по дисциплине уголовноисполнительное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.

Предметом уголовно-исполнительного права (рис. 1) являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).



Рис.Предмет уголовно-исполнительного права

В связи с тем что само уголовное наказание представляет собой наиболее жесткую форму государственного принуждения, главным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения. Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диапозитивного метода, основанного на дозволениях, равноправии сторон, позволяющего субъектам самостоятельно осуществлять выбор поведения. Например, осужденный и иные лица имеют возможность обратиться в суд с жалобой на действия администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания.


Самостоятельность рассматриваемой отрасли права определяется и наличием системы норм, закрепленных в УИК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах (подробнее см. тему 2).

Уголовно-исполнительное право имеет тесную взаимосвязь с другими отраслями права и, в первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все они объединены общей целью (борьбой с преступностью), едиными принципами и методами правового регулирования. Их нормы с разных позиций регулируют общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу назначения, исполнения (отбывания) и освобождения от уголовного наказания. Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие уголовно-исполнительного права практически со всеми другими отраслями системы российского права. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных, с гражданским правом – в связи с осуществлением осужденными своих имущественных прав, с трудовым правом – регламентацией трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных и др.

Практические задания: 1.

Добавьте недостающие задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ

Ответ:

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации

2. Добавьте виды уголовно-исполнительных правовых норм в зависимости от метода правового регулирования



Ответ:

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения

, их принято подразделять на: регулятивные, поощрительные, охранительные .

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:

а)  обязывающие – устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК);

б)  уполномочивающие – предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК);

в)  запрещающие – устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК).

Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК и др.).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК).
Практическое занятие № 2 по темам лекционных занятий «Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания» и «Учреждения и органы государства, исполняющие уголовные наказания, и контроль за их деятельностью»

  1. Назовите особенности правового статуса осужденных в уголовноисполнительном законодательстве.

Термины «правовой статус» и «правовое положение» тождественны, ибо статус с лат. означает состояние, положение, хотя в теории права между ними проводится различие. В тоже время глава 2 УИК РФ называется «Правовое положение осужденных». Основной идеей института «Правовое положение осужденных» является сохранение гражданства за осужденными, следовательно сохранение гражданства обеспечивает осужденным обладание и пользование правами и свободами человека и гражданина РФ, но в соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством. Теория права рассматривает общий, специальный и индивидуальный статусы. С точки зрения общего правового статуса личности все граждане 14 равны, включая и осужденных, ибо они, как граждане РФ, обладают правами и обязанностями , хотя и в урезанном виде. Каков же механизм возникновения специального статуса осужденных? За основу берется общий правовой статус личности, который в результате 5 функций: изъятия, ограничения, дублирования, конкретизации и дополнения, трансформируется в специальный статус осужденного (например, осужденные к лишению свободы лишены права на выбор места жительства, осужденные к исправительным работам, ограничены в праве на материальное вознаграждение, т.к. заработную плату они получают, не в полном объеме, а с вычетом от 5 до 20%). Итак, правовой статус осужденных – есть совокупность законодательно закрепленных обязанностей, прав, свобод и законных интересов, возникающих в результате изъятия, ограничения, дублирования, конкретизации и дополнения общего правового статуса личности на период отбывания наказания. Содержательная сторона правового статуса осужденных исходя из выше указанного определения состоит из: 1) юридическая обязанность – это установленная нормами права мера необходимого поведения осужденного на период отбывания наказания. Одной из основных обязанностей осужденных является обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказание (ч. 3 ст. 11 УИК РФ); 2) Субъективное право осужденных – это установленная в законе мера возможного поведения и возможность пользоваться социальными благами, которая обеспечивается юридической обязанностью администрации и гарантируется государством. Основные права осужденных ко всем видам наказаний, за исключением смертной казни, перечисленные в ст. 12 УИК РФ 3) Законные интересы осужденных – это охраняемые государством и закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию социальными благами, которые могут быть обеспечены администрацией ИУ, 15 судом только при наступлении юридических фактов. Например, перевод осужденного из одних условий отбывания в другие (например,из обычных условий в облегченные). Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функцией государства, для осуществления которой создаются специализированные государственные учреждения и органы. Негосударственные учреждения и органы не могут исполнять уголовные наказания, например, как в США, Германии, Англии, где существует система частных тюрем. В тоже время действующее законодательство привлекает к труду осужденных не только на государственных предприятиях, но и на предприятиях других форм собственности. Специализированные органы и учреждения по исполнению уголовных наказаний создаются в рамках МЮ РФ и Минобороны России. В рамках МЮ функционирует Федеральная служба исполнения наказаний – (далее ФСИН), которая является юридическим лицом. Финансируется ФСИН целевым назначением из федерального бюджета. В системе исправительных учреждений выделяется подсистема лестных исправительных учреждений. Виды учреждений и органов, исполняющие уголовные наказания перечислены в ст.16 УИК РФ. Наказания в виде штрафа исполняется судебными приставамиисполнителями по мету жительства (работы) осужденного. Наказание в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы исполняются уголовноисполнительной инспекцией. Наказания в виде лишения специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, 16 вынесшим приговор. Следует подчеркнуть, что один и тот же орган не может одновременно назначать наказание и исполнять его. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром; арест- арестным домом. Наказание в виде лишения свободы исполняется колониейпоселением, воспитательной колонией, лечебно-исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строго или особого режима, либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ст.77 УИК РФ – следственным изолятором. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы (далее УИС). В отношении военнослужащих наказания исполняются: дисциплинарной воинской частью,
командованием гарнизонов, командованием воинских частей. За исполнением уголовных наказаний и деятельностью персонала УИС предусмотрена система контроля и надзора: 1) Контроль органов государственной власти включает в себя деятельность Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, которая заключается в рассмотрении жалоб и заявлений осужденных, посещении исправительных учреждений, депутатских запросах, парламентских слушаниях и т.д. 2) Судебный контроль осуществляется при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом в соответствии со статьями 397 и 398 УПК РФ (например, об изменении вида исправительного учреждения, об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью и т.д.), и не менее главное в осуществлении контроля заключается в том, что суд в соответствии с ч.2 ст.20 УИК РФ рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на 17 действия администрации и учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. 3) Ведомственный контроль осуществляют работники Министерства юстиции РФ, ФСИН России, Департамент правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний. Формами контроля являются: инспектирование, включающее в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке, оценке состояния и результатов служебной деятельности территориальных органов ФСИН России; контрольная проверка – направлена на изучение и оценку результатов работы по устранению причин и недостатков, выявленных в ходе инспектирования. 4) Прокурорский надзор – осуществляет специальное управление по надзору и законностью исполнения уголовных наказаний не реже одного раза в месяц. Формы надзора: проверка приказов и распоряжений администрации, рассмотрение жалоб, заявлений администрации, ходатайств осужденных, санкции на введение режима особых условий и т.д. 5) Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, арестных домах, исправительных учреждениях и дисциплинированных воинских частях осуществляют: а) наблюдательные комиссии и их члены вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций ИУ видеть их, но не слышать; б) общественные объединения оказывают лишь содействие в работе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

2. Назовите основные права и юридические обязанности осужденных по уголовно-исполнительному законодательству.

При определении правового положения осужденных принципиальным является закрепление в законе их прав и обязанностей. Права и обязанности осужденных определяются действующим уголовно-исполнительным законодательством исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (ч. 4 ст. 10УИКРФ).

К основным обязанностям осужденных относятся (ст. 11 УИК РФ):

  • исполнение ими установленных законодательством РФ обязанностей граждан РФ, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены;

  • соблюдение порядка и условий отбывания наказаний;

  • выполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;

  • вежливое общение с персоналом и иными лицами;

  • выполнение обязанности являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц. Согласно законодательству (ст. 12 УИК РФ) осужденные имеют право на:

  • получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания;

  • вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания;

  • даже на добровольной основе не подвергаться медицинским и иным опытам, связанным с испытанием лекарств, новых методов диагностики, лечения заболеваний;

  • обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее – вышестоящие органы), суд. органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека:

  • ведение переписки на родном языке;

  • оказание медицинской и психологической помощи;

  • социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • получение юридической помощи.