Файл: Особенности содержания основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой вдохновение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности содержания основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой «ВДОХНОВЕНИЕ»

В авторский состав программы «Вдохнове­ние» входят не только ученые, но и опытные практики, имеющие многолетний опыт рабо­ты по инновационным авторским програм­мам. Их опыт также представлен в программе в полном объеме. Их подходы и методические пособия изданы, и ими пользуются воспитате­ли по всей стране. В качестве примеров мож­но привести пособия по музыкальному вос­питанию заслуженного учителя Российской Федерации Т.А. Рокитянской, А.И. Бурениной и Т.Э. Тютюнниковой, работающих по методу Карла Орфа, пособия по ведению педаго­гических наблюдений и индивидуализации Л.В. Свирской и др.

Программа рекомендована: УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования;

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предлагает выверенные педагогические инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые Программой, формируют надежную основу для принятия педагогических решений. Подходы дифференцированного обучения, предлагаемые программой, позволяют учесть индивидуальные особенности развития каждого ребенка в группе и добиться лучших результатов образования. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. «Вдохновение» предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей. Программа «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования. Программа «Вдохновение» сопровождается развернутым учебно-методическим комплектом, который поможет реализовать все ее положения как начинающим педагогам, так и мастерам дошкольной педагогики.


Целью программы «Вдохновение» является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования.

Задачи программы:

1)

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2)

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3)

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4)

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5)

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6)

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,

формирования предпосылок учебной деятельности;


Особенность программы — ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляет педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.



Практические примеры и советы, которыми насыщена программа, — это «ярмарка идей», на которой педагоги смогут найти как готовые решения, так и основу для создания своих оригинальных решений образовательных задач.

Девиз программы— «Вдохновлять!». Только тот воспитатель сможет выстроить полноценный и качественный образовательно-воспитательный процесс, кто воодушевлен своей работой, видит в ней смысл и выполняет ее с радостью и удовольствием.

Вдохновение дарит педагогам чувство соб­ственной профессиональной компетентности, профессиональную свободу, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня.

Создание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности.

Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает, только тогда он будет чувствовать уверенность, надежную основу для своей педагогической деятельности. Поэтому в тексте программы дается убедительное научное обоснование каждого положения, при­водятся важнейшие данные современных ис­следований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик нашей страны и мира.

Программа написана по принципу «просто о сложном», все положения иллюстрируются на­глядными примерами, сопровождаются конкрет­ными методическими рекомендациями по органи­зации образовательного процесса, организации пространства и предметно-развивающей среды.

Программа «Вдохновение» ориентирует, вдох­новляет взрослых на созидание счастливых мо­ментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед. Живое, а не формаль­ное отношение к образовательному процессу — главное кредо педагогов «Вдохновения».

ЧЕТЫРЕ СТЕРЖНЕВЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ

• Новое видение образа ребенка, его развития, а также сущности

образования и образовательного процесса.

• Идея интерактивного взаимодействия всех участников образовательных

отношений, идея «учебного сообщества», основанного на

диалогическом принципе содействия (соконструкции), участия,

в котором активен и ребенок, и взрослый. В учебном сообществе учатся

все – и дети, и взрослые.

• Наличие технологии организации образовательной деятельности.


Универсальной и функциональной по организационным действиям.

Открытой для идей, креативной, учитывающей индивидуальные

интересы и потребности детей и взрослых, ресурсы местного

сообщества – по содержанию.

• Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской

инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями,

представителями местного сообщества). Отказ от идеи единственной

ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов

и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную

роль.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

• Принцип поддержки разнообразия детства.

• Принципы содействия, сотрудничества и участия.

• Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов.

• Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности.

• Принцип дифференциации обучения.

• Принцип эмоционального благополучия.

• Принцип обучения на модели собственного поведения.

• Принцип признания права на ошибку.

• Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах.

• Принцип преемственности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие:

• математика;

• окружающий мир: естествознание, экология и техника;

• окружающий мир: общество, история и культура.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие:

• изобразительные, пластические искусства, конструирование и моделирование;

• музыка, музыкальное движение, танец.

Физическое развитие:

• движение и спорт;

• здоровье, гигиена, безопасность.

Разделы Программы

1 Целевой раздел

2 Содержательный раздел

3 Организационный раздел

4 Дополнительный раздел

Структура содержательных разделов:

1) связь раздела с другими разделами программы;

2) целевые ориентиры в области;

3) организация воспитателем образовательной деятельности детей;

4) организация педагогической деятельности;

5) установки в образовательном процессе;

6) примеры детских и детско-взрослых (детско-родительских) проектов;

7) примерный перечень средств обучения и воспитания (оборудование,

игры и игрушки, материалы, программное обеспечение и прочее);

8) организация пространства и оснащение материалами предметно-

развивающей среды;

9) эмоциональная атмосфера;


10) сотрудничество с семьей.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Взаимодействие с родителями является одним из базовых принципов программы.

В программе описаны формы сотрудничества, наработанные успешной практикой, на основе которой каждый детский сад может ставить свой вариант.

Основной подход в работе с семьей – взаимодополняющее партнерство, творческое взаимодействие.

Программа «Вдохновение» предлагает современную методику взаимодействия образовательной организации с семьей в соответствии с концепцией «Компетентный родитель» (поддержанную ЮНЕСКО) и опирается на опыт реализации данной концепции в рамках проекта ЮНЕСКО в Москве и на опыт, накопленный в европейских странах.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

1. Программа предполагает вариативность ее использования в зависимости от конкретной ситуации и места расположения детского сада, специфики состава детей и их семей. Програм­ма не только допускает, но и предполагает различные формы ее реализации. Например, ее содержание может быть реализовано как в группах одного возраста, так и разновоз­растных группах, в группах с малым составом детей и в больших группах, в группах полного дня и группах кратковременного пребывания.

2. Содержание и способы работы с детьми по­строены на надежном и современном научно- практическом фундаменте, в котором:

- учитываются социокультурные изменения в современном мире — их анализу посвя­щен отдельный раздел программы;

- уделяется значительное внимание различным аспектам детского развития, индивидуальным особенностям развития, различиям между паспортным и реальным возрастом ребенка;

- раскрываются цели и возможности предо­ставления детям активной роли в образова­тельном процессе.

Только на таком фундаменте можно постро­ить подлинно развивающее образование, которое избегает как перегрузок и избы­точного ускорения в детском развитии, так и недогрузок и замедления индивидуальной скорости развития (работа педагога должна идти «в зоне ближайшего развития», кото­рая у каждого ребенка своя!).

3. Рамочный характер программы позволяет при ее реализации учесть условия, жизненные кон­тексты, состав детей в конкретных дошкольных организациях