Файл: Аутизм. Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Видео Мир глазами аутиста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другие страны
Одной из сфер, успешно осваивающих трудоустройство людей с аутизмом, являются информационные технологии. Специальные подразделения, в которых работают аутисты (как правило, они занимаются тестированием программных продуктов), созданы в Microsoft, Oracle, SAP и CSC. На основе этого опыта были созданы специализированная английская IT-компания
AutismWorks и немецкая Auticon.
В 1992 году швейцарским фондом Pourl’EducationdesEnfantsAutistes в городе Морж на берегу
Женевского озера была открыта международная школа для аутистов от 2 до 30 лет, в которой есть программы для получения начального, среднего и высшего образования на французском и английском языках.
Израильская организация Beit-Ekstein внедрила в Израиле инновационную модель трудоустройства взрослых с аутизмом. Персональный план трудоустройства разрабатывается специально для каждого лица со спектром аутизма в соответствии с его конкретными потребностями и навыками.
Государство покрывает расходы по созданию специализированных рабочих мест. Используя эту систему, компания Beit-Ekstein только в одном из трех своих центров предоставила работу 100 аутистам, которые занимаются сортировкой и упаковкой товаров. Ассоциация аутистов «Алут» является оператором десяти центров занятости по всей стране, каждый из которых рассчитан на 20–
30 человек. Они занимаются в основном садоводством, производством художественной керамики и витражей. Через компанию Andjoy аутист имеет шанс получить работу в сфере флористики, в кинологической фирме GevaZiv их привлекают к уходу за собаками. Ариэльский университет разработал программу бесплатного обучения аутистов и проживания в общежитиях.
Японская компания NihonRikagakuIndustryCo., Ltd. уже несколько десятилетий активно трудоустраивает людей с аутизмом. Фирма выпускает мел, школьные и офисные принадлежности.
В 1960 году к ее руководителю обратился преподаватель вспомогательной школы с просьбой принять на работу двоих его выпускников, чтобы перед тем, как они попадут в дом для престарелых и инвалидов, подарить им радость полноценного труда. Этот опыт вышел за рамки эксперимента, а с 1987 года на работу стали принимать аутистов и людей с дефектами умственного развития.
Оказалось, что работа по сортировке мела по цвету, его подбору как нельзя лучше подходит для аутистов и людей с отставанием в развитии. Результаты и эффективность их труда ничуть не хуже качества работы обычных сотрудников. Сейчас из 76 сотрудников фирмы 56 — люди с различными отклонениями умственного развития, в том числе и аутисты. Из них более 60% — с тяжелой формой отклонений.
Российская практика
В России есть целый ряд организаций, которые помогают людям с аутизмом пройти обучение и получить работу.
Центр «Антон тут рядом» — единственный в России центр социальной реабилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом. Открыт в 2013 году с помощью фонда «Выход в
Петербурге». В центре работают с детьми от 3 лет, есть своя театральная студия, инклюзивные детские сады, школьные классы, летние лагеря и экопоселение.
Информационный сайт «Аутизм в России» предоставляет родителям аккумулированную информацию о медицинских, реабилитационных и образовательных организациях, занимающихся с детьми-аутистами в России.
Проект «Наивно? Очень» был создан по инициативе известной актрисы Нелли Уваровой в 2010 году. В 2014 году были открыты собственные производственные творческие мастерские, где ребята c аутизмом и иными формами ментальной инвалидности придумывают образы для сувениров, керамики, футболок и других изделий. Товары с рисунками «Наивно? Очень» находят своего покупателя — идет формирование собственной розничной сети магазинов и оптовых каналов сбыта продукции.
Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов «Мария» была создана в 1998 году. Занимается предоставлением социальных услуг детям и взрослым с психическими, умственными нарушениями, синдромом Дауна, аутизмом, обеспечивает занятость в мастерских людям с ограниченными возможностями здоровья.
DistingTec — это социальный проект, целью которого является интеграция, обучение и трудоустройство высокофункциональных людей аутистического спектра. При этом модель, которая легла в основу проекта, успешно апробирована в ряде стран. Одной из задач проекта является адаптация этой модели к российским реалиям.
Методы работы с детьми-аутистами
1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия
3. Концепция ТЕАССН
4. Холдинг-терапия
5.Сенсорная интеграция
6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)
Арт-терапия при аутизме
Арт-терапия при аутизме — один из весьма эффективных методов лечения аутичных детей. При ее использовании развиваются коммуникативные навыки у ребенка, страдающего аутизмом.
Использование арт-терапии позволяет понять внутренний мир таких детей, понять, что происходит у них в голове, о чем они думают.
Рисование способствует снижению эмоционального напряжения и созданию ощущения большего комфорта у ребенка-аутиста. Это в свою очередь приводит к повышению толерантности ребенка к
психотерапевтическим отношениям. Благодаря этому снижается тревожность, и ребенок становится более открытым, более раскрепощенным для контакта со специалистом.
При помощи арт-терапии ребенок, страдающий аутизмом, может рассказать нам о своих переживаниях, о том, что его интересует и волнует, о своих страхах. Именно эта техника позволяет понять и оценить более глубоко состояние психики такого особенного ребенка. У ребенка развиваются не только коммуникативные навыки, но и воображение.
Задачи арт-терапии
Сама по себе арт-терапия — это один из видов психотерапии и психологической коррекции, который основан на творчестве и искусстве. Главные задачи арт-терапии включают:
1. Дать человеку социально приемлемый выход, выплеск агрессии и иным негативным чувствам.
2. В качестве вспомогательного способа облегчить лечение (психотерапию).
3. Получить наглядный материал для психодиагностики пациента.
4. Проработать подавленные чувства и мысли.
5. Установить контакт.
6. Помочь развить самоконтроль.
7. Научить концентрировать внимание на чувствах и ощущениях.
8. Развить в ребенке творческие способности и дать возможность повысить самооценку.
Арт-терапию используют при трудностях эмоционального развития, стрессах, депрессиях, эмоциональной неустойчивости, импульсивности эмоциональных реакций, чувстве одиночества, межличностных конфликтах, повышенной тревожности, страхах, фобиях и прочее.
Основные принципы арт-терапии
Для адаптационных и коммуникативных целей используют различные альтернативные методы лечения аутизма, среди которых можно выделить основные:
1. снятие оценочности — погружение ребенка в творческое состояние при помощи музыки, рисования, аппликации, лепки;
2. взаимодействие с природой и новыми предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое происходит в наиболее благотворной атмосфере;
3. снятие барьерной установки, страхов (к примеру, снятие барьера «я не умею рисовать», способно подвигнуть ребенка на получение новых навыков, которые кроме прочего способствуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитие речевого центра и активизации других мозговых процессов).
Как осуществляется арт-терапия при аутизме?
Занятия по арт-терапии могут походить как в индивидуальной форме, так и в групповой. При индивидуальных занятия могут применяться авторские методики. В таком случая авторская методика может быть разработана для каждого ребенка индивидуально с учетом его личных особенностей. Групповые формы занятий арт-терапией позволяют развивать коммуникационные навыки ребенка с другими детьми. Обычно занятия проходят в непринуждённой атмосфере творчества. Такие занятия для ребенка, страдающего аутизмом, возможны только при условии, что степень его аутистического расстройства позволяет ему в них участвовать.
Эти методики направлены, в первую очередь, на развитие воображение, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования, снятия напряжения.
Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, не способны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками. Всему этому обучают на занятиях арт- терапии при аутизме, используя программы ранней педагогической помощи деткам с отклонениями в развитии.
При помощи арт-терапии ребенок, страдающий аутизмом, может рассказать нам о своих переживаниях, о том, что его интересует и волнует, о своих страхах. Именно эта техника позволяет понять и оценить более глубоко состояние психики такого особенного ребенка. У ребенка развиваются не только коммуникативные навыки, но и воображение.
Задачи арт-терапии
Сама по себе арт-терапия — это один из видов психотерапии и психологической коррекции, который основан на творчестве и искусстве. Главные задачи арт-терапии включают:
1. Дать человеку социально приемлемый выход, выплеск агрессии и иным негативным чувствам.
2. В качестве вспомогательного способа облегчить лечение (психотерапию).
3. Получить наглядный материал для психодиагностики пациента.
4. Проработать подавленные чувства и мысли.
5. Установить контакт.
6. Помочь развить самоконтроль.
7. Научить концентрировать внимание на чувствах и ощущениях.
8. Развить в ребенке творческие способности и дать возможность повысить самооценку.
Арт-терапию используют при трудностях эмоционального развития, стрессах, депрессиях, эмоциональной неустойчивости, импульсивности эмоциональных реакций, чувстве одиночества, межличностных конфликтах, повышенной тревожности, страхах, фобиях и прочее.
Основные принципы арт-терапии
Для адаптационных и коммуникативных целей используют различные альтернативные методы лечения аутизма, среди которых можно выделить основные:
1. снятие оценочности — погружение ребенка в творческое состояние при помощи музыки, рисования, аппликации, лепки;
2. взаимодействие с природой и новыми предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое происходит в наиболее благотворной атмосфере;
3. снятие барьерной установки, страхов (к примеру, снятие барьера «я не умею рисовать», способно подвигнуть ребенка на получение новых навыков, которые кроме прочего способствуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитие речевого центра и активизации других мозговых процессов).
Как осуществляется арт-терапия при аутизме?
Занятия по арт-терапии могут походить как в индивидуальной форме, так и в групповой. При индивидуальных занятия могут применяться авторские методики. В таком случая авторская методика может быть разработана для каждого ребенка индивидуально с учетом его личных особенностей. Групповые формы занятий арт-терапией позволяют развивать коммуникационные навыки ребенка с другими детьми. Обычно занятия проходят в непринуждённой атмосфере творчества. Такие занятия для ребенка, страдающего аутизмом, возможны только при условии, что степень его аутистического расстройства позволяет ему в них участвовать.
Эти методики направлены, в первую очередь, на развитие воображение, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования, снятия напряжения.
Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, не способны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками. Всему этому обучают на занятиях арт- терапии при аутизме, используя программы ранней педагогической помощи деткам с отклонениями в развитии.
Что же касается музыки, то «лечение звуком» — широко известная методика. Музыка способна успокаивать, приводить психику в относительный порядок, позволять расслабиться, снизить слуховую и тактильную непереносимость. Поэтому лечение звуком детей, лечение аутизма у детей музыкой, может дать положительные результаты.
В более «старших» группах, при относительно неплохой коммуникации среди особенных детей и соответствующих навыках, могут также ставить спектакли, театральные и хореографические представления.
Какова эффективность арт-терапии при аутизме?
В результате применения комплекса методик арт-терапии наблюдаются позитивные изменения. В частности: установление контакта, более доверительные отношения аутиста с другими детьми, улучшение поведения, расширение и укрепление диапазона способов взаимодействия с предметами, материалами, как известными детям, так и с новыми, которые применяют в изобразительной деятельности. Кроме того, «лечение детского аутизма творчеством» помогает уменьшить стереотипии и использование схем в рисовании, развить мелкую моторику и координацию рук.
Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия
На сегодня альтернативные методы лечения аутизма, коррекции аустических расстройств, включают такой подход, как общение с животными. В частности, иппотерапия и дельфинотерапия признаны одними из лучших лекарств против аутизма.
Благотворность влияния общения деток с симпатичными морскими млекопитающими была установлена учеными Великобритании еще в 1978 году, а использоваться широко стала в начале
90х. При помощи дельфинов лечение детей-инвалидов начали в Нюрнберге (Германия). На сегодня лидером по масштабам использования дельфинотерапии в медицинской практике являются США.
Опыт ее применения в России составляет около 10 лет и еще меньше ее предлагают центры лечения аутизма детей.
Что такое дельфинотерапия при аутизме?
Дельфинотерапия, по сути своей, – комплексное воздействие на весь организм. Складывается оно из излучаемых дельфином ультразвуковых волн, двигательной активности, в результате пребывания в воде, морская, кстати, обладает определенными целебными свойствами. А также мощного психологического эффекта. Будучи исключительно коммуникабельным, дельфин побуждает человека, который находится в бассейне вместе с ним, к совместному плаванию, совместным играм, невербальному обмену информацией.
Именно поэтому так ценнадельфинотерапия при аутизме.
Однако это непременно должен быть особый специально организованный процесс, проходящий под наблюдением целого ряда специалистов центра лечения аутизма, необходимых в конкретном случае: ветеринара, тренера, врача, психолога (педагога, психотерапевта, дефектолога). Кроме того, участвовать в дельфинотерапии могут только специально обученные животные, дельфины, обладающие «хорошим характером» и «коммуникативным талантом» для общения с особыми детками.
Иппотерапия (от греч. hippo - лошадь) - лечение аутизма и других заболеваний с помощью лошади.
Данный метод известен повсеместно ещё с древних времён, однако в России при этом иппотерапию начали применять только с 90-х годов ХХ века.
Иппотерапия для детей с проблемами моторики, координации движений, управления своим телом, поражениями ЦНС, ДЦП и прочими подобными отклонениями физического и умственного развития может стать бесценным компонентом лечения. При передвижении на лошади верхом человек вынужден удерживать равновесие, синхронизировать и координировать свои движения, включая тем самым в работу все без исключения мышцы тела, даже бездействующие обычно.
Мышцы рук и ног при этом обеспечивают самостоятельные движения, не зависящие никак друг от друга, тем самым заставляя работать одновременно оба полушария головного мозга. Помимо этого, иппотерапия – методика стимулирующая развитие мелкой моторики, способствующая формированию точных, сложных движений. Иппотерапия для детей способна обеспечить такой важнейший эффект, который не может быть достигнут никакими иными двигательными методами лечения.
Иппотерапия при аутизме помогает развитию памяти, внимания, мышления. Необходимость, постоянной концентрации внимания и сосредоточенности, при верховой езде, максимально возможной самоорганизации и собранности, необходимость планировать и запоминать собственные действия, их последовательность, активизирует массу психических процессов. Также иппотерапия для аутистов предоставляет возможность практиковаться, получить опыт в социальном взаимодействии. Иппотерапия при аутизме позволяет использовать контакт с лошадью для адаптации, социализации детей с аутическими расстройствами.
Концепция ТЕАССН
ТЕАССН –
сокращенно от TreatmentandEducationforAutisticandrelatedCommunicationhandicappedChildren (терап ия и обучение аутистичных и имеющих коммуникационные нарушения детей) – комплексная государственная программ в штате Северная Каролина (США).
В выпущенном на русском языке сборнике упражнений несколько другой перевод абривиатуры –
Поддержка и обучение аутичных и отстающих в развитии детей.
ТЕАССН – это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи людям с аутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов
Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями.
Данная программа является государственной в некоторых штатах Америки и европейский странах, например в Бельгии.
Цель
Людям с аутизмом, несмотря на тяжесть их расстройства, необходимо создавать условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.
Основные принципы концепции ТЕАССН
Аутизм – это всестороннее нарушение развития. Люди с аутизмом в течение всей своей жизни ограничены данным расстройством. Поэтому они нуждаются в поддержке и сопровождении во всех сферах жизни и на протяжении всего жизненного пути.