Файл: Аутизм. Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Видео Мир глазами аутиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помощь в сопровождении людей с аутизмом осуществляется в форме так называемого принципа двух путей. Их, образно выражаясь, можно рассматривать как людей другой культуры. Они воспринимают мир по-другому, учатся по-другому, у них другие ценности, правила и интересы.
Однако тем не менее они живут в мире, который создан нашей «неаутистической культурой», которая предъявляет соответствующие требования людям другой культуры, т.е. людям с аутизмом.
Чтобы вести максимально независимую жизнь, они должны получать поддержку при развитии их способностей и навыков, которые помогают им преодолевать предъявляемые нашим миром требования. Но вместе с этим мы должны «прислушиваться» к людям с аутизмом и создавать им такое окружение, где в значительной мере компенсируется дефицит и трудности, вызванные аутистическим нарушением. Это дает возможность изучать новые типы поведения.

Люди, которые работают с аутистами, не должны являться специалистами только в своей узкой области (логопедия, психология, дефектология), они должны быть специалистами по аутизму.

Существенную роль играет сотрудничество с родителями. В то время как профессионалы могут помогать своими знаниями как «специалисты по аутизму», родители предстают в роли
«специалистов по своему ребенку». Родители – важный источник информации длясоставление программы помощи и неотъемлемые партнеры при осуществлении такой программы. Без их помощи практически невозможна эффективная помощь, которая должна включаться в повседневную жизнь ребенка.

Существенным признаком аутистического расстройства является неравномерный профиль развития такого человека, который не позволяет по уровню развития способностей в одной области сделать вывод о развитии способностей в другой. Это значит, что люди с аутизмом, с похожими проявлениями аутистического нарушения и похожим уровнем развития могут иметь абсолютно разные трудности и проблемы. Следовательно, им требуются также разные виды и масштабы помощи. Поэтому центральное значение имеет индивидуализация помощи. Каждому человеку необходима своя специальная программа и при ее внедрении важно определить, что же может быть полезно именно этому конкретному человеку.

Для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы необходима полная и актуальная информация о способностях, интересах и специфический проблемах в различных сферах жизни. Сильная сторона ТЕАССН – это наличие диагностики РЕР, про которую я напишу в следующем сообщении.

Все программы помощи ориентированы на сильные стороны и интересы человека с аутизмом и используют их для компенсации слабых сторон. Особое значение в конкретном планировании оказания помощи имеют способности, уже сформированные у человека с аутизмом и которые можно усовершенствовать путем целенаправленной поддержки.
В ТЕАССН идет работа по 9-ти функциональным сферам и коррекции аномального поведения.
Функциональные сферы:

Крупная моторика

Мелкая моторика

Координация руки и глаза

Имитация

Восприятие

Познавательная деятельность

Речь

Самообслуживание

Социальные отношения


Холдинг-терапия
Цель холдинг терапии — образования физической связи между матерью и ребенком. Терапия помогает ребенку развить ощущение и привычку чувствовать себя комфортно на руках у мамы, родителям позволяет научиться успокаивать, переключать ребенка, лучше понимать своего малыша. Не бояться истерик и вспышек ярости своего аутенка. Такие занятия формирует возрастающее чувство взаимной привязанности между родителями и ребенком.
Что нужно для терапии: спокойная атмосфера, место где не побеспокоят и меньше отвлекающего вокруг. Несколько часов времени и желание помочь своему ребенку.
Задачи терапии объятий:
-восполнить дефицит общения
-приручить ребенка к рукам
-спровоцировать усиление вокализаций ребенка и появление новых или первых слов.
-сформировать у ребенка привязанность к близкому человеку, стремление трогать, изучать лицо мамы
-улучшить способность долго общаться и взаимодействовать.
-улучшить глазной контакт и стать физически и эмоционально ближе…
Что можно делать на терапии объятий:
-разучивать потешки, обыгрывать стишки и песенки(по кочкам, рельсы-рельсы, песни Железновых и т.д)
-читать и рассматривать книжки, фотографии, альбомы
-баловаться руками, языком, имитировать
-изучать счет на пальцах, рисовать на теле буквы
-смотреть карточки, показывать Где, Кто, Покажи?
-повторять за мамой звуки и слоги, учить новые слова
-обниматься и делать массаж всего тела(в том числе с маслом, мячиками, растираться и т.д.)
-прятаться вместе под плед или одеяло, укачиваться, крепко-крепко обниматься
-изучать лицо и тело друг друга, гладить своего ребенка и щекотать
-говорить с ребенком на откровенные темы, строить планы на будущее, вспоминать прошлое, высказывать свои обиды
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция очень нужная, простая и правильная терапия. Книги о данной методике зачастую сложны. Мы с сыном занимались данной методикой сами. И с помощью специалистов.
Эта терапия дала нам значительный эффект и помогла снять многие проблемы.
95% аутистов имеют нарушения обработки сенсорной информации. Слишком остро воспринимают одно и не замечают другое. У моего сына было множество сенсорных нарушение, он не слышал и не понимал речь. Боялся музыкальных игрушек. Не чувствовал боли(не заметил ожог первой степени, игнорировал укусы и травмы). Боялся переворотов, быть вниз головой. Закрывал уши и бил себя по ушам, избегал любых физических нагрузок, был неловок и неуклюж…
СУТЬ сенсорной терапии: окружающая среда представляет нам различный ощущения. Именно эти ощущения, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться! У аутистов что то нарушилось, что то пошло не так, нужно восстановить эти пораженные пути ввода-вывода информации и тогда развитие пойдет более правильным курсом!
ЦЕЛЬ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ снижении или наоборот стимулирование чувствительности ребенка и оказании ему помощи в правильной обработке информации. Например, если ребенок

испытывает трудности с осязанием, терапия будет заключаться в ощупывании разных на ощупь предметов.
Почему есть сенсорные проблемы у детей с аутизмом.
-сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко и остро.
— плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность.
— дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям и МОТИВАЦИЮ: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются «детскими» и полезными.
-в наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. У современных детей сенсорные перегрузки зрения-слух (телевизор, планшет) и сенсорный голод всего остального.
ЧТО СОБСТВЕННО ДЕЛАТЬ: постепенно тренировать то что отстает, воспринимается не
правильно, вызывает дискомфорт!
Стимуляционные занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей.
Сенсорная интеграция в некоторых случаях может оказаться эффективнее лекарств и системы поощрений и наказаний.
ПОМНИТЕ. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, правильное восприятие необходимо ребенку для успешного обучения. Наша задача снять сенсорные проблемы и предоставить возможности физически развиваться!
Большую часть времени мы развиваем сына именно так.Развивать можно все что угодно. Как угодно. Практически все что окружает ребенка и создано для ребенка можно использовать.
Игрушки и упражнения, снаряды и просто движение. Может быть вам кажется что это просто
ИГРА. Развлечение. Но именно так РАЗВИВАЮТСЯ дети. Тренируя моторику, баланс, равновесие, всесторонне развивая и закаляя и смеша ребенка вы делаете ему ХОРОШО. Очень полезно прыгать(ликфора), очень полезно быть ловким. Не зря считают что мелкая моторика напрямую связана с речью. Общая моторика очень сильно связана с развитием в целом. Чем больше ребенок находится на воздухе. В дали от ноутбука, планшета, телефона, зацикленных действий, дверок шкафов и любимого Томаса. Тем лучше. Чем разнообразнее ваше сенсорное и вообще развитие.
Тем больше шансов!
1   2   3   4

Видео: Сенсорная интеграция
АВА-терапия для аутистов
.
Ава терапия для аутистов – метод, суть которого заключается в описании различных поведенческих мотивов и актов больного ребенка, определений его реакций, которые подкрепляют или, наоборот, ослабляют такое неправильное с точки зрения обычного человека поведение.
Действительно, поведение аутичного малыша почти всегда кажется странным, почти непредсказуемым. Например, он может проявлять панический страх или бурную агрессию в ситуациях совершенно безобидных в нашем понимании, или часами сидеть, погруженным в самого
себя. При этом такой ребенок, чаще всего, отказывается взаимодействовать даже с самыми близкими ему людьми, скажем, с мамой или папой, бабушкой или дедушкой.
Тонкости работы с детьми-аутистами в АВА-терапии
В ава терапии в настоящее время выделяют четыре основных вида поведения больного ребенка, непременно выделяют предшествующие этому факторы, различные реакции окружающей малыша среды (в первую очередь это касается близких ему людей), а также всевозможные стимулы, так или иначе способствующие его искаженной поведенческой реакции. Надо сказать, что степень эффективности такого анализа практически всегда зависит от длительной и кропотливой работы специалиста, ведущего наблюдение за аутичным ребенком, собирающего информацию, необходимую для последующей обработки. Причем, в этой сложной работе наряду с ава- терапистом, как правило, участвуют и члены семьи особенного ребенка.
Как говорят опытные специалисты, процесс этот трудоемкий и длительный, однако в процессе такой работы загадочное и непредсказуемое поведение аутичного ребенка раскрывается и приобретает вполне определенный смысл. Конечно, любое поведение аутичного малыша может со стороны показаться искаженным, как, допустим, отражение в кривом зеркале. Однако при определенной практике , человеческие черты можно уловить и потом легко воспринимать даже в этом искаженном отражении. Вот почему ава-терапист в первую очередь старается как можно подробнее и глубоко описать причудливое поведение аутичного ребенка, то есть то, что на самом деле является лишь отражением «кривого зеркала» аутизма.
С этой целью по системе, скажем, VP-MAPP (есть и другие альтернативные системы) проводится тестирование, дабы выявить и описать текущий уровень развития малыша, а также определить актуальные цели дальнейшей работы с ним. Такая программа является руководством для работы специалиста (ава-тераписта) на какой-то определенный срок. В Сети интернет легко можно найти формальные границы этого срока, предлагающие корректировку такой программы раз в месяц.
Однако на практике подобную корректировку ава-тераписты проводят, ориентируясь не на формальные сроки, а только на изменения в поведении ребенка, который постепенно приобретает те или иные навыки. Для этого используются специальные чек-листы (тесты), которые специалист заполняет после каждого занятия. Именно они показывают динамику развития больного ребенка, именно они позволяют ава-тераписту корректировать программу, причем очень тонко, эффективно и именно в те сроки, которые подсказывает практика, а не формальные требования.
Главное в АВА-терапии – установление тесного контакта с особенным ребенком
Процесс, который мы условно называем ава-терапия, имеет четко обозначенные первоначальные цели – установление контакта с таким ребенком, обучение его сотрудничеству со специалистом и близкими родственниками. А это позволяет более быстро и эффективно приобретать им самые необходимые навыки, например, сидеть за столом, продуктивно заниматься любой другой простейшей деятельностью, заменив свое странное поведение на социально приемлемое.


К сожалению, многие родители не понимают этого, они хотят форсировано наверстать задержку в развитии своего малыша, дать ему чуть ли не академические навыки с первого же занятия. А это тупиковый путь.
АВА-тераписты, которые ориентируются на определение текущих приоритетов в развитии такого малыша, считают, что именно навыки, причем любые, способствующие социализации ребенка, являются главными, а не что-то иное. Скажем, его умение пользоваться туалетом куда важнее, чем знание того, что молоко нам дают коровы и козы, ну и так далее. Причем такие простые навыки и укрепление сотрудничества с особенным ребенком всегда ускоряют процесс обучения и освобождения его от аутизма, даже если методы ава-терапии используются частично или вообще не применяются. Ребенок в этом случае легко перерастает эти методы, сама ава терапия отходит на задний план, поскольку он начинает сотрудничать с другими людьми на уровне обычного человеческого общения, то есть практически происходит генерализация коммуникативных навыков.
АВА терапия, не смотря на то, что является наиболее распространенным и даже наиболее действенным методом коррекционной работы с детьми аутистами, продолжает вызывать массу дискуссий и споров, порождать различные мифы и обрастать все новыми предрассудками. Этой теме можно посвятить отдельную большую статью. В этой же мы ограничимся утверждением, что всевозможные страшилки, которые рождаются возле метода ава-терапии, не имеют никакой научной основы.
Видео: Аутизм. Коррекция суть АВА-терапии
Инклюзия детей с РАС: организация опыта обучения
При работе с детьми с РАС стиль преподавания имеет важнейшее значение для обеспечения эффективности обучающего процесса. К ключевым моментам, на которые необходимо обратить внимание, можно отнести следующие:
• Даже у аутичных детей с хорошими вербальными навыками могут возникать трудности с беглой обработкой речи преподавателя. Большое значение имеет визуальная поддержка и возможности для эмпирического (основанного на опыте) обучения.
• Яркий, живой, мотивирующий стиль преподавания, насыщенный аналогиями и изменениями интонации, может смутить аутичного ребенка или ввести его в заблуждение, в результате чего он может не воспринять ключевую информацию. Спокойная, последовательная манера преподавания в сочетании с социальным обучением может оказаться очень полезной.
• Следует избегать небуквальной, образной речи, которая может смутить аутичного ребенка.