Файл: Аутизм. Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Видео Мир глазами аутиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Рекомендуется использовать ясные, четкие правила, например, в отношении того, когда нельзя разговаривать, которые должны сопровождаться визуальной поддержкой.
• Для ребенка с аутизмом принятие решений может оказаться довольно сложной задачей. Как правило, такие дети склонны придерживаться тех видов деятельности, которые являются для них наиболее предпочтительными или знакомыми. Начинайте с четко определенных вариантов выбора:
(а) или (b), и когда ребенок научится справляться с этой задачей, добавляйте третий вариант и т.д., до тех пор пока он не научится осуществлять свободный выбор.
Проблемы внимания
• Концентрация внимания в классе может затрудняться множеством отвлекающих стимулов, присутствующих в окружающей среде. Детям с РАС зачастую бывает сложно «отфильтровать» отвлекающие стимулы, особенно такие, к которым у них наблюдается особая чувствительность.
• Преподавателям может быть трудно привлечь внимание аутичного ребенка к материалу урока, поскольку аутичные дети, как правило, имеют стойкие интересы и предпочтения в отношении предпочитаемых ими видов деятельности.
Дети с РАС с большей вероятностью будут работать над заданием, если:
- задания строятся на базе их интересов, к примеру, математические задачи на скорость и расстояние могут быть связаны с поездами (когда поезда являются областью особых интересов для ребенка);
- задания организуются в знакомом, предпочитаемом контексте и имеют четкую взаимосвязь между хорошо известным материалом и менее знакомым.
- выполнение заданий связано с чем-то, что имеет для ребенка поощряющие характеристики, но в то же время согласуется с ограничениями, накладываемыми обстановкой школьного класса. Это может быть что-то, чем остальные ученики вряд ли заинтересуются: складывание учебников, изучение расписания поездов и т.п. Не забывайте предоставлять ребенку визуальное напоминание того, за что он работает (карточка с ключевым словом или картинка).
- задания предоставляются таким образом, чтобы ребенок получил четкое представление о том, сколько ему потребуется работать. Для этой цели можно использовать рабочие листы. К примеру, если класс работает по книге, и учащихся просят ответить лишь на некоторые вопросы (например,
1, 4, 5, 6), но на странице в книге присутствуют и другие вопросы, аутичный ребенок может почувствовать тревогу из-за пропущенных вопросов и потерять концентрацию над выполнением задания. Чтобы избежать такой ситуации, можно подготовить рабочие листы с перечнем тех вопросов, на которые детям необходимо дать ответы, чтобы устранить любые отвлекающие стимулы.
- должно присутствовать четкое понятие слова «завершение». Некоторые дети с РАС с трудом отрываются от заданий, которые они уже начали выполнять. Это может привести к трудностям с переходами к новым видам деятельности или своевременным окончанием урока. Опыт показывает, что предоставление ребенку задания с четким ограничением по времени, в течение которого он в состоянии его выполнить, помогает избежать нежелательного поведения.


Мотивация
• Аутичного ребенка бывает сложно замотивировать, используя обычные социальные поощрения, и иногда применение более «реальных» поощрений, таких как время на занятие любимым видом деятельности, может оказаться более эффективным.
• Многие дети с РАС не видят смысла в занятии той деятельностью, которая их не интересует, и, как следствие, они отказываются от участия в ней. Это может касаться даже показа результатов решенной задачи или редактирования письменной работы.
• Для аутичных детей автоматизированное обучение с использованием компьютеров является, как правило, менее стрессовым, чем классическое опосредованное людьми обучение, и потому при такой форме преподавания они часто обучаются более эффективно и охотно.
• Дети с аутизмом могут настороженно относиться к новым заданиям и предпочитают выполнять уже известную и хорошо знакомую им работу. Важно, чтобы преподаватель умел соотносить незнакомый материал со знакомым, и делал связь между ним более четкой и явной.
• При необходимости принять решение аутичный ребенок зачастую склонен выбирать
«безопасный», знакомый и предсказуемый вариант.
• Желательно строить учебный процесс таким образом, чтобы учитывать индивидуальные и особые интересы аутичного ребенка.
Работа в группах
Как упоминалось ранее, для детей с РАС обучение, опосредованное другими людьми, может представлять собой серьезное затруднение. Это связано с тем, что аутичные дети, как правило, испытывают сложности с такими навыками, как:
• Выслушивание других людей
• Рассмотрение идей других людей
• Четкое выражение собственных идей
• Ведение переговоров с целью решения проблемы
• Выяснение различий во мнениях
• А также с рядом прагматических навыков, таких как:
- соблюдение очередности;
- соблюдение сроков проведения мероприятий;
- соблюдение соответствующего стиля поведения;
- чувство дистанции (как близко к другим людям можно стоять или сидеть).
• Обмен идеями и совместное использование рабочих материалов

• Принятие конструктивной критики и терпимое отношение к выбору идеи или решения, которые были предложены другими людьми.
Иногда возникает необходимость в выборе определенной цели для аутичного ребенка между социальным опытом и опытом обучения.
Если задачей является получение опыта и результатов в обучении, подобная цель лучше всего достигается в негрупповом рабочем контексте. Достижение социальных целей может быть организовано в групповом рабочем контексте.
Для построения успешного сотрудничества необходимы:
- специфический, индивидуализированный подход к обучению;
- практика согласно подготовленному сценарию;
- обобщение до условий облегченных групповых сессий.
Распределение ролей в групповой среде может дать аутичному ребенку возможность внести ценный вклад в работу группы. Например, речь может идти о тщательном измерении данных, четком чтении вслух вопросов или отчетов о деятельности, точной настройке оборудования. Те же принципы могут распространяться и на социальную среду.
Обобщение навыков
При аутизме ограниченная способность к обобщению связана с нарушениями механизма центрального связывания. По этой причине для аутичного ребенка построение связей может оказаться трудной задачей, если:
• Информация предоставляется на другом уроке/предмете
• Информация предоставляется в другом кабинете
• Информация предоставляется другим человеком
• Информация была предоставлена ранее, но в другом контексте
• Были внесены небольшие (незначительные для других учащихся) изменения в задание
• В прошлом использовались другие формы слов
Между «знакомым» и «незнакомым» материалом всегда должна устанавливаться очень
четкая связь. Полезным будет:
- практиковать изучаемый материал во всех ситуациях и контекстах, поскольку аутичному ребенку будет довольно сложно обобщить познания в математике до познаний в языке; работу в одном кабинете до работы в другом; занятия с одним учителем до занятий с другим; и т.п.


- четко говорить то, ЧТО необходимо сделать: «Женя, сядь на стул», а не «Не ходи туда / Не делай этого».
- помнить о том, что «показать», как правило, оказывается более эффективной тактикой, чем
«сказать».
Дети с РАС, как правило, могут иметь лишь ограниченное понимание временных рамок для выполнения какой-либо деятельности. Они могут работать в своем собственном, неторопливом темпе, не успевая закончить работу над заданием, или же завершают задание очень быстро с большим количеством ошибок. В результате, зачастую аутичные дети демонстрируют худшую успеваемость, чем могли бы демонстрировать, и выглядят менее способными, чем их сверстники, только потому, что у них есть сложности с пониманием временных ограничений.
Воображение / социальное понимание
Трудности в этой сфере традиционно связывают с триадой нарушений, свойственных расстройствам аутистического спектра. Ребенок может иметь проблемы с:
• Построением последовательностей, прогнозированием и пониманием причинно-следственных связей, чему нормотипичные дети, как правило, обучаются в раннем возрасте в ходе игры.
• Решением проблем и стремлением к изучению устройства окружающей среды, поскольку аутичные дети младшего возраста, как правило, делают это спонтанно исключительно в контексте своих специфических интересов.
• Выделение характерных черт и основных мыслей.
Видео: 6 правил общения с ребенком-аутистом
Обучение детей с аутизмом в школе: ответы на часто задаваемые вопросы
1. Какие особенности могут быть у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?
Иногда дети с РАС отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но все-таки чаще особенности детей с РАС отчетливо проявляются при общении с ними.
Ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются.
Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его завершить. Детям с РАС, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении.


Чаще всего дети с РАС имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях.
Некоторые дети с РАС учатся читать довольно рано, даже до того как начинают говорить фразами, и запоем прочитывают чуть ли не всю школьную программу еще до того, как они поступят в школу, или настолько серьезно увлекаются каким-то предметом, например историей, что знают школьную программу по этому предмету не хуже учителя.
Но у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.
У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств). То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.
Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем, покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или долгом ожидании.
Странности в поведении ребенка с РАС (так же как любое странное поведение ребенка без РАС) могут получить объяснение специалиста, и с помощью практических занятий с ребенком и его родителями такое поведение может быть изменено.
2. Зачем детям с РАС нужна общеобразовательная школа? Разве им не лучше в коррекционной?
Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.
1   2   3   4

После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.

3. Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?
О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует уже долгие годы. Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса, поэтому выигрывают все дети. Есть и другие преимущества.
В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.
4. Ребенок с РАС будет учиться в обычном классе?
Для детей с РАС создаются ресурсные классы, в которых проводится подготовка к обучению в обычном классе.
5. Что такое ресурсный класс?
Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.
Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.
Учащиеся общеобразовательных классов также могут получать в ресурсном классе дополнительную помощь специалистов.
6. Кто решает, когда ученик с РАС будет готов к включению в обычный класс?
Решение о том, что ребенок с РАС готов к включению в обычный класс, принимает учитель ресурсного класса.
Решения о выборе уроков, которые ребенок будет посещать, об увеличении количества времени нахождения в классе, об уменьшении тьюторской поддержки, согласовываются с учителями общеобразовательного класса. При необходимости учитель ресурсного класса адаптирует учебные материалы под нужды ученика.
7. Какие задачи решает учитель ресурсного класса? Что входит в его обязанности?
Учитель ресурсного класса — это ведущий специалист по организации работы с учениками с РАС в школе. Он должен иметь высшее специальное педагогическое образование. Оптимальным для работы в ресурсном классе является учитель-дефектолог.
Если работа ресурсного класса строится на основе Прикладного анализа поведения (АВА), учитель должен иметь дополнительное образование в этом направлении.