ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обмотки короткозамкнутых роторов не имеют изоляции. В двигателях общего назначения мощностью до 300...400 кВт их выполняют заливкой пазов алюминием или его сплавами, причем одновременно со стержнями обмотки отливают замыкающие кольца с вентиляционными лопатками (см. рис. 3.10). В ряде конструкций двигателей этой мощности и во всех двигателях большей мощности обмотку роторов изготовляют из вставных стержней, в подавляющем большинстве случаев — медных. К выступающим из пазов концам стержней припаивают или приваривают замыкающие кольца.
Рис. 9.5. Двигатель серии АИ с фазным ротором
со степенью защиты IP23, А=225 мм:
1 — вал; 2,9 — подшипниковые щиты; 3 — коробка выводов; 4 — сердечник статора; 5 — сердечник ротора; 6 — лобовые части обмотки статора; 7 — лобовые части обмотки ротора; 8 — вентилятор; 10 — кожух контактных колец; 11 — контактные кольца; 12 — корпус
Рис. 9.6. Изменение тока и момента при реостатном пуске
асинхронного двигателя с фазным ротором:
1—3 — характеристики при различных ступенях пускового реостата с последовательно убывающими значениями сопротивлений; 4 — естественные характеристики; Мнаиб, Мнаим — наибольший и наименьший моменты, развиваемые двигателем в процессе реостатного пуска; I2наиб, I2нанм — наибольший и наименьший токи ротора во время разгона двигателя
Технология изготовления роторов с короткозамкнутой обмоткой значительно проще, чем фазных. Кроме того, в связи с отсутствием изоляции, контактных колец, скользящих контактов и пусковых реостатов уменьшаются габариты и стоимость двигателей, повышается их надежность и упрощаются техническое обслуживание и эксплуатация. Поэтому большинство современных асинхронных двигателей выполняют с короткозамкнутыми роторами. Одним из недостатков асинхронных двигателей с короткозамкнутыми роторами является невозможность включить в цепь ротора во время пуска реостат для увеличения пускового момента и снижения тока. При проектировании двигателей с короткозамкнутыми роторами направленным выбором параметров ограничивают пусковой ток до 6 – 7 кратного по сравнению с номинальным, а для повышения пусковых моментов используют эффект вытеснения тока в стержнях обмотки ротора. Он заключается в неравномерном распределении плотности тока по поперечному сечению стержня. Под действием эффекта вытеснения плотность тока в ближайшей к дну паза части каждого стержня уменьшается, а в верхней возрастает. Неравномерность распределения плотности тока вызывает увеличение электрических потерь в обмотке, эквивалентное увеличению ее активного сопротивления, и пусковой момент двигателя возрастает.
Действие эффекта вытеснения тока проявляется в большей степени при большей частоте тока, поэтому в двигательном режиме наибольшая неравномерность распределения плотности тока по сечению стержня наблюдается при s = 1, когдаf2 = f1. При этом же скольжении будет и наибольшее эквивалентное сопротивление обмотки ротора, вызывающее увеличение пускового момента. При разгоне двигателя частота тока в роторе уменьшается (f2 = f1s) и соответстственно уменьшается сопротивление обмотки. В режимах, близких к номинальному, частота тока в роторе мала, эффект вытеснения тока практически не проявляется и плотность тока одинакова по всему сечению стержней ротора.
Увеличение эквивалентного сопротивления под действием эффекта вытеснения тока проявляется в большей степени в стержнях, поперечное сечение которых имеет большую высоту или уменьшенную площадь верхней части по сравнению с нижней. Поэтому в роторах двигателей, предназначенных для работы с тяжелыми условиями пуска, делают глубокие прямоугольные пазы (глубокопазные роторы) или стержни обмотки выполняют фигурными. Обмотки роторов с фигурными пазами выполняют в большинстве двигателей заливкой алюминием или его сплавами. Это позволяет выполнять конфигурацию пазов с оптимальными размерными соотношениями стержней для достижения требуемого действия эффекта вытеснения тока.
Еще больший эффект увеличения сопротивления при пуске возникает в роторах с двойной беличьей клеткой, в пазах которой друг над другом располагают стержни двух обмоток. Верхние стержни образуют одну обмотку, нижние — другую. При пуске, когда эффект вытеснения тока проявляется в наибольшей степени, практически весь ток протекает по верхней клетке. Ее называют пусковой. При работе в номинальном режиме и с малыми скольжениями действие эффекта вытеснения тока очень мало и ток распределяется равномерно по обеим обмоткам пропорционально их активному сопротивлению. Обмотку, образованную нижними стержнями, называют рабочей.
Обмотки роторов с двойной беличьей клеткой выполняют как литыми, так и из вставных стержней. В литых обмотках обе клетки — и рабочую, и пусковую — и замыкающие кольца одновременно заливают одинаковым металлом. В роторах со вставными стержнями рабочую обмотку выполняют из медных, а пусковую — обычно из латунных стержней. В таких роторах замыкающие кольца обмоток раздельные, из того же материала, что и стержни. Латунь применяют для пусковых клеток, так как она имеет большее удельное сопротивление, чем медь, и сопротивление обмотки ротора в пусковых режимах возрастает сильнее, чем при стержнях из одинакового материала. Кроме того, теплоемкость латуни выше, чем меди, поэтому нагрев латунных стержней за время пуска двигателя ниже, чем медных того же размера.
Двигатели с фигурными пазами или с двойной клеткой на роторе имеют более высокие пусковые характеристики, чем с грушевидными или полуовальными пазами, однако у них больше индуктивное сопротивление обмоток роторов. Это приводит к понижению максимальных моментов и ухудшению коэффициента мощности двигателей в номинальном режиме. Поэтому такие роторы выполняют лишь для двигателей, предназначенных для тяжелых условий пуска, для которых требования к пусковым характеристикам более важны, чем к другим энергетическим показателям [6].
9.2. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ 4А
Асинхронные двигатели являются основными двигателями в электроприводах практически всех промышленных предприятий. В СССР выпуск асинхронных двигателей превышал 10 млн. штук в год. Наиболее распространены двигатели на номинальное напряжение до 660 В,
суммарная установленная мощность которых составляет около 200 млн. кВт.
Двигатели серии 4А выпускались в 80-х г. XX в. в массовом количестве и в настоящее время эксплуатируются, практически, на всех промышленных предприятиях России. Серия охватывает диапазон мощностей от 0,6 до 400 кВт и построена на 17 стандартных высотах оси вращения от 50 до 355 мм (табл. 9.1 и 9.2). Серия включает основное исполнение двигателей, ряд модификаций и специализированные исполнения. Двигатели основного исполнения предназначены для нормальных условий работы и применяются двигателями общего назначения. Это трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, рассчитанные на частоту сети 50 Гц. Они имеют исполнение по степени защиты IР44 во всем диапазоне высот оси вращения и IP23 в диапазоне высот осей вращения 160...355 мм.
Т а б л и ц а 9.1. Увязка мощности высоты исполнение по степени
оси вращения двигателей серии 4А, защиты IP44
Высота оси вращения, мм | Условная длина сердечника, станины | Мощность, кВт, при числе полюсов 2р | |||||
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | ||
50 | А | 0,09 | 0,06 | — | — | — | — |
В | 0,12 | 0,09 | — | — | — | — | |
56 | А | 0,18 | 0,12 | — | — | — | — |
В | 0,25 | 0,18 | — | — | — | — | |
63 | А | 0,37 | 0,25 | 0,18 | — | — | — |
В | 0,55 | 0,37 | 0,25 | — | — | — | |
71 | А | 0,75 | 0,55 | 0,37 | — | — | — |
В | 1,1 | 0,75 | 0,55 | 0,25 | — | — | |
80 | А | 1,5 | 1,1 | 0,75 | 0,37 | — | — |
В | 2,2 | 1,5 | 1,1 | 0,55 | — | — | |
90 | LA(B) | 3 | 2,2 | 1,5 | 0,75; | — | — |
| | | | (1,1) | — | — | |
100 | S | 4 | 3 | — | — | — | — |
L | 5,5 | 4 | 2,2 | 1,5 | — | — | |
112 | МА(В) | 7,5 | 5,5 | 3(4) | 2(3) | — | — |
132 | S | — | 7,5 | 5,5 | 4 | — | — |
M | 11 | 11 | 7,5 | 5,5 | — | — | |
160 | S | 15 | 15 | 11 | 7,5 | — | — |
M | 18,5 | 18,5 | 15 | 11 | — | | |
180 | S | 22 | 22 | — | — | — | — |
M | 30 | 30 | 18,5 | 15 | — | — | |
200 | M | 37 | 37 | 22 | 18,5 | — | — |
L | 45 | 45 | 30 | 22 | — | — | |
225 | М | 55 | 55 | 37 | 30 | — | — |
250 | S | 75 | 75 | 45 | 37 | 30 | — |
М | 90 | 90 | 55 | 45 | 37 | — | |
280 | S | 110 | ПО | 75 | 55 | 37 | —_ |
| M | 132 | 132 | 90 | 75 | 45 | — |
315 | S | 160 | 160 | ПО | 90 | 55 | 45 |
M | 200 | 200 | 132 | ПО | 75 | 55 | |
355 | S | 250 | 250 | 160 | 132 | 90 | 75 |
M | 315 | 315 | 200 | 160 | 110 | 90 |
Таблица 9.2. Увязка мощности и высоты оси вращения двигателей
серии 4А, исполнение по степени защиты IP23
Высота оси вращения, мм | Условная длина сердечника станины | Мощность, кВт, при числе полюсов 2р | |||||
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | ||
160 | S | 22 | 18,5 | — | — | — | — |
М | 30 | 22 | — | — | — | — | |
180 | S | 37 | 30 | 10,5 | 15 | — | — |
М | 45 | 37 | 22 | 18,5 | — | — | |
200 | М | 55 | 45 | 30 | 22 | — | — |
L | 75 | 55 | 37 | 30 | — | — | |
225 | М | 90 | 75 | 45 | 37 | — | — |
250 | S | 110 | 90 | 55 | 45 | — | — |
М | 132 | 110 | 75 | 55 | — | — | |
280 | S | 160 | 132 | 90 | 75 | 45 | — |
М | 200 | 160 | 110 | 90 | 55 | — | |
315 | S | — | 200 | 132 | 110 | 75 | 55 |
М | 250 | 250 | 160 | 132 | 90 | 75 | |
355 | S | 315 | 315 | 200 | 160 | 110 | 90 |
М | 400 | 400 | 250 | 200 | 132 | 110 |
В серии принята следующая система условных обозначений двигателей: