Файл: Девятая. Проектирование асинхронных машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обмотки короткозамкнутых роторов не имеют изоляции. В двигателях общего назначения мощностью до 300...400 кВт их выполняют заливкой пазов алюминием или его сплавами, причем одновре­менно со стержнями обмотки отливают замыкающие кольца с вентиляционными лопатками (см. рис. 3.10). В ряде конструкций двигателей этой мощности и во всех двигателях большей мощности обмотку роторов изготовляют из вставных стержней, в подавляю­щем большинстве случаев — медных. К выступающим из пазов концам стержней припаивают или приваривают замыкающие кольца.

Рис. 9.5. Двигатель серии АИ с фазным ротором

со степенью защиты IP23, А=225 мм:

1 — вал; 2,9 — подшипниковые щиты; 3 — коробка выводов; 4 — сердечник статора; 5 — сер­дечник ротора; 6 — лобовые части обмотки статора; 7 — лобовые части обмотки ротора; 8 — вентилятор; 10 — кожух контактных колец; 11 — контактные кольца; 12 — корпус

Рис. 9.6. Изменение тока и момента при реостатном пуске

асинхронного двигателя с фазным ротором:

1—3 — характеристики при различных ступенях пускового реостата с последовательно убываю­щими значениями сопротивлений; 4 — естественные характеристики; Мнаиб, Мнаим — наиболь­ший и наименьший моменты, развиваемые двигателем в процессе реостатного пуска; I2наиб, I2нанм — наибольший и наименьший токи ротора во время разгона двигателя
Технология изготовления роторов с короткозамкнутой обмот­кой значительно проще, чем фазных. Кроме того, в связи с отсутст­вием изоляции, контактных колец, скользящих контактов и пуско­вых реостатов уменьшаются габариты и стоимость двигателей, повышается их надежность и упрощаются техническое обслуживание и эксплуатация. Поэтому большинство современных асинхрон­ных двигателей выполняют с короткозамкнутыми роторами. Одним из недостатков асинхронных двигателей с короткозамкнутыми роторами является невозможность включить в цепь ротора во время пуска реостат для увеличения пускового момента и снижения тока. При проектировании двигателей с короткозамкнутыми роторами направленным выбором параметров ограничивают пусковой ток до 6 – 7 кратного по сравнению с номинальным, а для повышения пусковых моментов используют эффект вытеснения тока в стержнях обмотки ротора. Он заключается в неравномерном распределении плотности тока по поперечному сечению стержня. Под действием эффекта вытеснения плотность тока в ближайшей к дну паза части каждого стержня уменьшается, а в верхней возрастает. Неравномерность распределения плотности тока вызывает увеличение электрических потерь в обмотке, эквивалентное увеличению ее активного сопротивления, и пусковой момент двигателя возрастает.


Действие эффекта вытеснения тока проявляется в большей степени при большей частоте тока, поэтому в двигательном режиме наибольшая неравномерность распределения плотности тока по сечению стержня наблюдается при s = 1, когдаf2 = f1. При этом же скольжении будет и наибольшее эквивалентное сопротивление обмотки ротора, вызывающее увеличение пускового момента. При разгоне двигателя частота тока в роторе уменьшается (f2 = f1s) и соответстственно уменьшается сопротивление обмотки. В режимах, близких к номинальному, частота тока в роторе мала, эффект вытеснения тока практически не проявляется и плотность тока одинакова по всему сечению стержней ротора.

Увеличение эквивалентного сопротивления под действием эффекта вытеснения тока проявляется в большей степени в стержнях, поперечное сечение которых имеет большую высоту или уменьшен­ную площадь верхней части по сравнению с нижней. Поэтому в роторах двигателей, предназначенных для работы с тяжелыми условиями пуска, делают глубокие прямоугольные пазы (глубокопазные роторы) или стержни обмотки выполняют фигурными. Обмотки роторов с фигурными пазами выполняют в большинстве двигателей заливкой алюминием или его сплавами. Это позволяет выполнять конфигурацию пазов с оптимальными размерными соотношениями стержней для достижения требуемого действия эффекта вытеснения тока.

Еще больший эффект увеличения сопротивления при пуске воз­никает в роторах с двойной беличьей клеткой, в пазах которой друг над другом располагают стержни двух обмоток. Верхние стержни образуют одну обмотку, нижние — другую. При пуске, когда эффект вытеснения тока проявляется в наибольшей степени, практически весь ток протекает по верхней клетке. Ее называют пусковой. При работе в номинальном режиме и с малыми скольжениями дей­ствие эффекта вытеснения тока очень мало и ток распределяется равномерно по обеим обмоткам пропорционально их активному со­противлению. Обмотку, образованную нижними стержнями, называют рабочей.

Обмотки роторов с двойной беличьей клеткой выполняют как литыми, так и из вставных стержней. В литых обмотках обе клет­ки — и рабочую, и пусковую — и замыкающие кольца одновремен­но заливают одинаковым металлом. В роторах со вставными стерж­нями рабочую обмотку выполняют из медных, а пусковую — обычно из латунных стержней. В таких роторах замыкающие кольца обмоток раздельные, из того же материала, что и стержни. Латунь применяют для пусковых клеток, так как она имеет большее удельное сопротивление, чем медь, и сопротивление обмотки рото­ра в пусковых режимах возрастает сильнее, чем при стержнях из одинакового материала. Кроме того, теплоемкость латуни выше, чем меди, поэтому нагрев латунных стержней за время пуска двига­теля ниже, чем медных того же размера.



Двигатели с фигурными пазами или с двойной клеткой на ро­торе имеют более высокие пусковые характеристики, чем с гру­шевидными или полуовальными пазами, однако у них больше индуктивное сопротивление обмоток роторов. Это приводит к понижению максимальных моментов и ухудшению коэффициента мощности двигателей в номинальном режиме. Поэтому такие роторы выполняют лишь для двигателей, предназначенных для тяжелых условий пуска, для которых требования к пусковым ха­рактеристикам более важны, чем к другим энергетическим пока­зателям [6].
9.2. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ 4А
Асинхронные двигатели являются основными двигателями в электроприводах практически всех промышленных предприятий. В СССР выпуск асинхронных двигателей превышал 10 млн. штук в год. Наиболее распространены двигатели на номинальное напряже­ние до 660 В,

суммарная установленная мощность которых состав­ляет около 200 млн. кВт.

Двигатели серии 4А выпускались в 80-х г. XX в. в массовом количестве и в настоящее время эксплуатируются, практически, на всех промышленных предприятиях России. Серия охватывает диапазон мощностей от 0,6 до 400 кВт и построена на 17 стан­дартных высотах оси вращения от 50 до 355 мм (табл. 9.1 и 9.2). Серия включает основное исполнение двигателей, ряд модифика­ций и специализированные исполнения. Двигатели основного ис­полнения предназначены для нормальных условий работы и применяются двигателями общего назначения. Это трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, рассчитанные на частоту сети 50 Гц. Они имеют исполнение по степени защиты IР44 во всем диапазоне высот оси вращения и IP23 в диапазоне высот осей вращения 160...355 мм.
Т а б л и ц а 9.1. Увязка мощности высоты исполнение по степени

оси вращения двигателей серии 4А, защиты IP44


Высота

оси вращения, мм

Условная длина сердечника, станины

Мощность, кВт, при числе полюсов 2р

2

4

6

8

10

12

50

А

0,09

0,06









В

0,12

0,09









56

А

0,18

0,12









В

0,25

0,18









63

А

0,37

0,25

0,18







В

0,55

0,37

0,25







71

А

0,75

0,55

0,37







В

1,1

0,75

0,55

0,25





80

А

1,5

1,1

0,75

0,37





В

2,2

1,5

1,1

0,55





90

LA(B)

3

2,2

1,5

0,75;

















(1,1)





100

S

4

3









L

5,5

4

2,2

1,5





112

МА(В)

7,5

5,5

3(4)

2(3)





132

S



7,5

5,5

4





M

11

11

7,5

5,5





160

S

15

15

11

7,5





M

18,5

18,5

15

11






180

S

22

22









M

30

30

18,5

15





200

M

37

37

22

18,5





L

45

45

30

22





225

М

55

55

37

30





250

S

75

75

45

37

30



М

90

90

55

45

37



280

S

110

ПО

75

55

37

—_




M

132

132

90

75

45



315

S

160

160

ПО

90

55

45

M

200

200

132

ПО

75

55

355



S

250

250

160

132

90

75

M

315

315

200

160

110

90




Таблица 9.2. Увязка мощности и высоты оси вращения двигателей

серии 4А, исполнение по степени защиты IP23


Высота оси вращения, мм

Условная длина сердечника станины

Мощность, кВт, при числе полюсов 2р

2

4

6

8

10

12

160

S

22

18,5









М

30

22









180

S

37

30

10,5

15





М

45

37

22

18,5





200

М

55

45

30

22





L

75

55

37

30





225

М

90

75

45

37





250

S

110

90

55

45





М

132

110

75

55





280

S

160

132

90

75

45



М

200

160

110

90

55



315

S



200

132

110

75

55

М

250

250

160

132

90

75

355

S

315

315

200

160

110

90

М

400

400

250

200

132

110



В серии принята следующая система условных обозначений дви­гателей: