ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФИО педагога | Шонанова Ляззат Жубанышевна | ||||||||||||
Дата | 12.04.2023 | ||||||||||||
Класс 10 «А», «Б», «В» | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||||||||
Раздел: Развитие культуры | Глава:Традиционная культура казахского народа-наследие степной цивилизации | ||||||||||||
Тема урока | Памятники истории и культуры | ||||||||||||
Цели обучения(ссылка на учебную программу) | 10.4.1.5 исследовать известные памятники истории и культуры степной цивилизации; 10.4.1.6 классифицировать памятники истории и культуры, учитывая их типологические особенности; | ||||||||||||
Цель урока | -исследуют памятники истории и культуры степной цивилизации - опишут и классифицируют памятники истории и культуры казахского народа, учитывая типологические особенности - нанесут на контурную карту памятники истории и культуры казахского народа по типологии - оценят значимость памятников для казахского народа | ||||||||||||
Критерии успеха | Понимание важности поддержки сохранения памятников для казахского народа | ||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | |||||||||
Организационный этап | Организационный момент. Проверка домашнего задания. Заполнить таблицу
Выход на тему урока. Постановка темы и целей урока Проблемный вопрос: Какие меры предпринимаются государством по сохранению памятников истории и культуры степной цивилизации? | Показывают решения задач, Приветствие. Настройка вопросов разбирают с учителем | | Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение Критическое мышление | |||||||||
Изучение нового материала | Определение новой темы урока.Знакомство с целями урока.Новый материал А)Запись плана учебного материала. 1.Проект Сакральная карта Казахстана" 2.Классификация сакральных объектов. 3.Сакральные объекты общенационального значения. Духовные святыни и национальная идентичности В)Запись новых терминов, дат, имён в ходе объяснения. Деление класса на 3 группы, прием «Фигура» (учащиеся делятся на группы по геометрическим фигурам) Прием: «Древо знаний»учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. По ходу изучения материала, записывают на листочках 5 вопросов, затем листочки сдают. Наиболее интересные оцениваются. Прием «Ментальная карта» Описывают и классифицируют памятники истории и культуры казахского народа по типологическим особенностям Дескрипторы:
Взаимооценивание: «Светофор» зеленый цвет: «Информация понятна» желтый цвет: «Возникли вопросы» красный цвет: «Надо еще поработать» Задание для большинства: Прием (ИР) нанесите на контурную карту памятники истории и культуры казахского народа Дескрипторы: Правильно отмечают на карте месторасположение памятников по типам:
Задание для некоторых: Написать эссе по формуле «ПОПС» на тему «Значение памятников истории и культуры для казахского народа» ПОПС - это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения: П-позиция, О-обоснование, П-пример, С-следствие. (ИР)оценят значение памятников для казахского народа Дескрипторы:
Самооценивание: Метод – «Кулак-ладонь» Используется 3жеста: - раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли цели и ожидаемого результата; - три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении цели, но следует еще поработать; -кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи | Ученики работают над составлением вопросов Отвечают на наводящие вопросы учителя. Самооценка Выполняют задания в группах, спикеры выходят к доске. Самооценка Каждая группа презентует свою работу | Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия«Стикер | Геометричес кие фигуры | |||||||||
Рефлексия | рефлексия Оценивая уровень усвоения учебного материала, учащиеся Красный – недостаточно усвоил данную тему; Желтый – хорошо усвоил Зеленый – очень хорошо усвоил. | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | | |
Приложение
•Проект Сакральная карта Казахстана"
•Классификация сакральных объектов.
•Духовные святыни и национальная идентичность.
Перед Казахстаном стоит задача модерниза¬ции общества. Она невозможна без модернизации общественного сознания и духовного возрождения нации. В апреле 2017 г. в своей статье “Взгляд в будущее: модернизация общественного созна¬ния” Первый Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев назвал духовное возрождение одной из главных задач нации. Одним из путей духовного возрождения является повышение общественного внимания к духовным святыням (сакральным местам) Казахстана, которые рас¬сматриваются как одно из оснований духовной традиции.По своему значению сакральные места делятся на макросакральные, имеющие общенациональное значение, и микроса- кральные (например, святыни, имеющие значение только для жителей какого-то одного аула и посещаемые только ими).
По своему типу святые места делятся на четыре группы: 1) природно-ландшафтные объекты; 2) археологические и архитек¬турные памятники; 3) святые религиозные паломнические места; 4) места, связанные с историческими личностями и политиче¬скими событиями. Одним из важнейших условий определения сакральности того или иного объекта является живая практи¬ка поклонения и паломничества к нему (не секрет, что паломничество осуществляется не только к объектам, собственно, религи- Хан ТенгРи
озного культа, но и к археологическим или историческим памятникам или объектам природы, воспринимаемым как святые).
Сакральные объекты общенационального значения. В список вошли 100 сакральных объектов общенационального значения. В группе особо почитаемых природно-ландшафтных объектов гора Аулие-Акмечеть (Улытау), пик Хан-Тенгри, гора Белуха (каз. Мүзтау, Алтай), Чарын- ский каньон, гора Казыгурт (каз. Қазығүрт) неподалеку от Шымкента,пещеры Коныр-Аулие в Абайском районе, гора Отпан-тау (Мангистау), Бектау-ата (к северу от Балкаша), Жылаган-ата в Каратау. С этими горами и пещерами связано много народных легенд. Как обладающие, по мнению верующих, целительными свойствами и особой благодатью, они являются объектом паломничества. Окружающие эти объекты легенды вплетены в ткань сакральной географии — мифологической картины мира. Так, например, мифологическая связь пещер с рожда-ющим началом привлекает к ним женщин, страдающих от бесплодия (их особенно много среди паломников к этим сакральным объектам).
Во вторую группу вошли археологические памятники древности,
поселения и некрополи, включая многие из тех, что упоминались в первом разделе учебника: Ботайское поселение, археологический комплекс Бегазы, наскальные рисунки Тамгалы, Иссыкские, Борал- дайские, Шиликтинские и Берельские курганы, памятники тюркского времени Мерке и Жайсан и др., всего двенадцать объектов. В этой группе также древние и средневековые городища Чирик-Рабат, Тараз, Дженд (каз. Жент), Сыгнак, Отрар, Сузак, Сауран, Сарайчик, Сайрам. Привлекает внимание городище XIV в. в местности Акколь-Жайылма неподалеку от Экибастуза, которое, вероятно, было когда-то ставкой ханов Ак Орды. Конечно, археологические объекты посещают и обыч-ные туристы, однако в последние годы они все чаще становятся объ-ектами паломников, почитающих их как часть культурного наследия и памятники кочевой цивилизации.
Третью группу сакральных объектов представляют собой религи-озные и культовые святыни, являющиеся местами паломничества и объектами поклонения: мавзолеи, мазары, некрополи, мечети, храмы. Среди этих святынь — мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи в Туркестане, мавзолеи Арыстан-баб, Укаша-ата, Карахана, Айша-биби, многочис-ленные некрополи и подземные мечети Мангистау. В значительной сте-пени данная группа сакральных объектов связана с феноменом святых (эулие), среди которых и древние мифологические персонажи, и кора-нические персонажи, и реальные исторические лица. Вокруг каждой святыни сложился комплекс преданий и легенд, как мифологического, так и исторического характера. В эту группу входит и христианская святыня — Вознесенский кафедральный собор в Алматы.
Четвертая группа сакральных объектов — места, связанные с крупными историческими или культурными фигурами: Аблайха¬ном, Абулхаир ханом, Есим ханом, Кобланды батыром, Махамбетом, Ф. М. Достоевским, Т. Шевченко, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым и др. Заключительные объекты списка — это места, связанные с истори-ческими или политическими событиями, например, места выигранных казахами битв с джунгарами (Орбулак, Буланты, Анракай), мемори-альный комплекс жертв политических репрессий АЛЖИР, монумент“Сильнее смерти”, посвященный жертвам Семипалатинского полигона, монументы “Астана-Байтерек” и “Қазақелі” и Триумфальная арка “Мәңгілік ел” в Нур-Султане и др. Сакральные объекты этой группы рассказывают о героических сражениях, единстве казахского народа и драматических вехах в истории Казахской Степи.
Помимо общенационального списка, составлен также список из 500 региональных объектов; ведется паспортизация объектов специальными комиссиями. Вычленение объектов из гораздо более широких списков связано не столько с давностью объекта, сколько его способностью играть консолидирующую роль в обществе, выступать в качестве на-циональной святыни.
Духовные святыни Казахстана — каркас национальной идентич¬ности. Интерес к национальным святыням связан с поисками нацио¬нальной идентичности. Национальная идентичность связана не только с языком, но и с национальными ценностями, среди которых — почи¬тание национальных духовных святынь. Особенности “народного исла¬ма” в Казахстане — это не в последнюю очередь культ предков (“ару- ахов”) и культ святых, включающий паломничество к святым местам и связанную с этим обрядность. Жесткий атеизм советского периода пытался уничтожить не только официальную религию, духовенство и религиозные книги, но и все то, что относилось к области народной религии и стало частью традиции. В советское время уничтожались святые могилы, пресекались попытки паломничества к сакральным местам. Восстановление уважения к религии в период независимости имело благотворное значение, однако возвращение населения Казах-стана к религии проходило зачастую силами проповедников, чуждыхнациональной духовной традиции. Это делало казахстанских мусуль-национальной идентичностью в пользу религиозной. Возвращение национальных духовных святынь в религиозное поле помогает вос-становить преемственность с религией предков и тем самым укрепить и сохранить национальную идентичность и национальный культурно-генетический код.
Кодификация национальных духовных святынь важна и с точки зрения воспитания подлинного патриотизма. Поиски и посещение ду-ховных святынь в каждой местности, как и любая краеведческая работа школьников, имеют педагогическое значение, воспитывая любовь к родному краю, к родной земле.
Подведем итог: важное значение для формирования национальной идентичности имеют национальные духовные святыни — сакральные объекты, традиционно являющиеся объектом поклонения и почитания в народе. Среди этих сакральных объектов природные объекты, архео-логические и исторические памятники, объекты религиозного культа, светские памятники культуры и истории. Все вместе они являются хранилищем исторической памяти народа. Практика почитания нацио-нальных духовных святынь относится к числу традиций и передается из поколения в поколение. В наши дни в Казахстане осуществляется проект создания “Сакральной карты Казахстана”.
Проверьте свои знания:
1. Расскажите о проекте “Сакральная карта Казахстана”. Когда он был начат и в чем его суть?
2. Почему важно знать и хранить сакральные объекты? В чем значение этих объ¬ектов для исторической памяти народа?
3. Расскажите о классификации сакральных объектов. На какие группы они де¬лятся по значению? На какие группы они делятся по типу?
4. Какие сакральные объекты находятся в вашем регионе (области)?
Приложение №2
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|