Файл: Памятники истории и культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИО педагога

Шонанова Ляззат Жубанышевна

Дата

12.04.2023

Класс  10 «А», «Б», «В»

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Раздел: Развитие культуры

Глава:Традиционная культура казахского народа-наследие степной цивилизации

Тема урока

Памятники истории и культуры

Цели обучения(ссылка на учебную программу)

10.4.1.5 исследовать известные памятники истории и культуры степной цивилизации;

10.4.1.6 классифицировать памятники истории и культуры, учитывая их типологические особенности;

Цель урока

-исследуют памятники истории и культуры степной цивилизации

- опишут и классифицируют памятники истории и культуры казахского народа, учитывая типологические особенности

- нанесут на контурную карту памятники истории и культуры казахского народа по типологии

- оценят значимость памятников для казахского народа


Критерии успеха

Понимание важности поддержки сохранения памятников для казахского народа


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Заполнить таблицу

Традиция

Описание













Выход на тему урока.

Постановка темы и целей урока

Проблемный вопрос: Какие меры предпринимаются государством по сохранению памятников истории и культуры степной цивилизации?

Показывают решения задач, Приветствие.

Настройка вопросов разбирают с учителем




Диалогическое обучение

Саморегулируемое обучение


Критическое мышление

Изучение нового материала

Определение новой темы урока.Знакомство с целями урока.Новый материал

А)Запись плана учебного материала.

1.Проект Сакральная карта Казахстана"
2.Классификация сакральных объектов.
3.Сакральные объекты общенационального значения.
Духовные святыни и национальная идентичности

В)Запись новых терминов, дат, имён в ходе объяснения.

Деление класса на 3 группы, прием «Фигура» (учащиеся делятся на группы по геометрическим фигурам)

Прием: «Древо знаний»учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. По ходу изучения материала, записывают на листочках 5 вопросов, затем листочки сдают. Наиболее интересные оцениваются.

Прием «Ментальная карта»



Описывают и классифицируют памятники истории и культуры казахского народа по типологическим особенностям

Дескрипторы:

  1. классифицируют по типам: находят 1 тип памятников

  2. классифицируют по типам: находят 2 тип памятников

  3. обозначают месторасположение памятников

Взаимооценивание: «Светофор»

зеленый цвет: «Информация понятна»

желтый цвет: «Возникли вопросы»

красный цвет: «Надо еще поработать»



Задание для большинства:

Прием

(ИР) нанесите на контурную карту памятники истории и культуры казахского народа

Дескрипторы:

Правильно отмечают на карте месторасположение памятников по типам:

  1. Градостроительные: Туркестан, Сауран, Сыгнак, Сайрам, Сарайшык, Сузак.

  2. Культовые: мавзолеи Жанибек хана, Есим хана, пещера Кенесары, мавзолей Раимбек батыра, мавзолей Агыбай батыра, мавзолей Карасай и Агынтай батыров.



Задание для некоторых:

Написать эссе по формуле «ПОПС» на тему «Значение памятников истории и культуры для казахского народа»

ПОПС - это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения: П-позиция, О-обоснование, П-пример, С-следствие.

(ИР)оценят значение памятников для казахского народа

Дескрипторы:

  1. Аргументирует значимость памятников для казахского народа

  2. Отмечает важность сохранения традиций народа

  3. Доказывает значение памятников истории и культуры для казахского народа

Самооценивание: Метод – «Кулак-ладонь»

Используется 3жеста:

- раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли цели и ожидаемого результата;

- три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении цели, но следует еще поработать;

-кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи



Ученики работают над составлением вопросов
Отвечают на наводящие вопросы учителя.

Самооценка

Выполняют задания в группах, спикеры выходят к доске.

Самооценка
Каждая группа презентует свою работу


Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия«Стикер

Геометричес кие фигуры


Рефлексия

рефлексия

Оценивая уровень усвоения учебного материала, учащиеся

Красный – недостаточно усвоил данную тему;

Желтый – хорошо усвоил

Зеленый – очень хорошо усвоил.


Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.










Приложение

•Проект Сакральная карта Казахстана"

•Классификация сакральных объектов.

•Духовные святыни и национальная идентичность.

Перед Казахстаном стоит задача модерниза¬ции общества. Она невозможна без модернизации общественного сознания и духовного возрождения нации. В апреле 2017 г. в своей статье “Взгляд в будущее: модернизация общественного созна¬ния” Первый Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев назвал духовное возрождение одной из главных задач нации. Одним из путей духовного возрождения является повышение общественного внимания к духовным святыням (сакральным местам) Казахстана, которые рас¬сматриваются как одно из оснований духовной традиции.По своему значению сакральные места делятся на макросакральные, имеющие общенациональное значение, и микроса- кральные (например, святыни, имеющие значение только для жителей какого-то одного аула и посещаемые только ими).

По своему типу святые места делятся на четыре группы: 1) природно-ландшафтные объекты; 2) археологические и архитек¬турные памятники; 3) святые религиозные паломнические места; 4) места, связанные с историческими личностями и политиче¬скими событиями. Одним из важнейших условий определения сакральности того или иного объекта является живая практи¬ка поклонения и паломничества к нему (не секрет, что паломничество осуществляется не только к объектам, собственно, религи- Хан ТенгРи

озного культа, но и к археологическим или историческим памятникам или объектам природы, воспринимаемым как святые).

Сакральные объекты общенационального значения. В список вошли 100 сакральных объектов общенационального значения. В группе особо почитаемых природно-ландшафтных объектов гора Аулие-Акмечеть (Улытау), пик Хан-Тенгри, гора Белуха (каз. Мүзтау, Алтай), Чарын- ский каньон, гора Казыгурт (каз. Қазығүрт) неподалеку от Шымкента,пещеры Коныр-Аулие в Абайском районе, гора Отпан-тау (Мангистау), Бектау-ата (к северу от Балкаша), Жылаган-ата в Каратау. С этими горами и пещерами связано много народных легенд. Как обладающие, по мнению верующих, целительными свойствами и особой благодатью, они являются объектом паломничества. Окружающие эти объекты легенды вплетены в ткань сакральной географии — мифологической картины мира. Так, например, мифологическая связь пещер с рожда-ющим началом привлекает к ним женщин, страдающих от бесплодия (их особенно много среди паломников к этим сакральным объектам).

Во вторую группу вошли археологические памятники древности,

поселения и некрополи, включая многие из тех, что упоминались в первом разделе учебника: Ботайское поселение, археологический комплекс Бегазы, наскальные рисунки Тамгалы, Иссыкские, Борал- дайские, Шиликтинские и Берельские курганы, памятники тюркского времени Мерке и Жайсан и др., всего двенадцать объектов. В этой группе также древние и средневековые городища Чирик-Рабат, Тараз, Дженд (каз. Жент), Сыгнак, Отрар, Сузак, Сауран, Сарайчик, Сайрам. Привлекает внимание городище XIV в. в местности Акколь-Жайылма неподалеку от Экибастуза, которое, вероятно, было когда-то ставкой ханов Ак Орды. Конечно, археологические объекты посещают и обыч-ные туристы, однако в последние годы они все чаще становятся объ-ектами паломников, почитающих их как часть культурного наследия и памятники кочевой цивилизации.

Третью группу сакральных объектов представляют собой религи-озные и культовые святыни, являющиеся местами паломничества и объектами поклонения: мавзолеи, мазары, некрополи, мечети, храмы. Среди этих святынь — мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи в Туркестане, мавзолеи Арыстан-баб, Укаша-ата, Карахана, Айша-биби, многочис-ленные некрополи и подземные мечети Мангистау. В значительной сте-пени данная группа сакральных объектов связана с феноменом святых (эулие), среди которых и древние мифологические персонажи, и кора-нические персонажи, и реальные исторические лица. Вокруг каждой святыни сложился комплекс преданий и легенд, как мифологического, так и исторического характера. В эту группу входит и христианская святыня — Вознесенский кафедральный собор в Алматы.

Четвертая группа сакральных объектов — места, связанные с крупными историческими или культурными фигурами: Аблайха¬ном, Абулхаир ханом, Есим ханом, Кобланды батыром, Махамбетом, Ф. М. Достоевским, Т. Шевченко, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым и др. Заключительные объекты списка — это места, связанные с истори-ческими или политическими событиями, например, места выигранных казахами битв с джунгарами (Орбулак, Буланты, Анракай), мемори-альный комплекс жертв политических репрессий АЛЖИР, монумент“Сильнее смерти”, посвященный жертвам Семипалатинского полигона, монументы “Астана-Байтерек” и “Қазақелі” и Триумфальная арка “Мәңгілік ел” в Нур-Султане и др. Сакральные объекты этой группы рассказывают о героических сражениях, единстве казахского народа и драматических вехах в истории Казахской Степи.


Помимо общенационального списка, составлен также список из 500 региональных объектов; ведется паспортизация объектов специальными комиссиями. Вычленение объектов из гораздо более широких списков связано не столько с давностью объекта, сколько его способностью играть консолидирующую роль в обществе, выступать в качестве на-циональной святыни.

Духовные святыни Казахстана — каркас национальной идентич¬ности. Интерес к национальным святыням связан с поисками нацио¬нальной идентичности. Национальная идентичность связана не только с языком, но и с национальными ценностями, среди которых — почи¬тание национальных духовных святынь. Особенности “народного исла¬ма” в Казахстане — это не в последнюю очередь культ предков (“ару- ахов”) и культ святых, включающий паломничество к святым местам и связанную с этим обрядность. Жесткий атеизм советского периода пытался уничтожить не только официальную религию, духовенство и религиозные книги, но и все то, что относилось к области народной религии и стало частью традиции. В советское время уничтожались святые могилы, пресекались попытки паломничества к сакральным местам. Восстановление уважения к религии в период независимости имело благотворное значение, однако возвращение населения Казах-стана к религии проходило зачастую силами проповедников, чуждыхнациональной духовной традиции. Это делало казахстанских мусуль-национальной идентичностью в пользу религиозной. Возвращение национальных духовных святынь в религиозное поле помогает вос-становить преемственность с религией предков и тем самым укрепить и сохранить национальную идентичность и национальный культурно-генетический код.

Кодификация национальных духовных святынь важна и с точки зрения воспитания подлинного патриотизма. Поиски и посещение ду-ховных святынь в каждой местности, как и любая краеведческая работа школьников, имеют педагогическое значение, воспитывая любовь к родному краю, к родной земле.

Подведем итог: важное значение для формирования национальной идентичности имеют национальные духовные святыни — сакральные объекты, традиционно являющиеся объектом поклонения и почитания в народе. Среди этих сакральных объектов природные объекты, архео-логические и исторические памятники, объекты религиозного культа, светские памятники культуры и истории. Все вместе они являются хранилищем исторической памяти народа. Практика почитания нацио-нальных духовных святынь относится к числу традиций и передается из поколения в поколение. В наши дни в Казахстане осуществляется проект создания “Сакральной карты Казахстана”.


Проверьте свои знания:

1. Расскажите о проекте “Сакральная карта Казахстана”. Когда он был начат и в чем его суть?

2. Почему важно знать и хранить сакральные объекты? В чем значение этих объ¬ектов для исторической памяти народа?

3. Расскажите о классификации сакральных объектов. На какие группы они де¬лятся по значению? На какие группы они делятся по типу?

4. Какие сакральные объекты находятся в вашем регионе (области)?

Приложение №2








Традиция

Описание




































Традиция

Описание





































Традиция

Описание





































Традиция

Описание





































Традиция

Описание





































Традиция

Описание





































Традиция

Описание




































Традиция

Описание





































Традиция

Описание