Файл: О. М. Альберти Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Специальная (коррекционная) начальная школа 60 Сибирский лучик.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О.М.Альберти

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа №60 «Сибирский лучик»,

г. Новосибирск, sibluchik-60@yandex.ru

Т.В.Дударева

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа №60 «Сибирский лучик»,

г. Новосибирск, sibluchik-60@yandex.ru

Е.Г. Костюченко

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа №60 «Сибирский лучик»,

г. Новосибирск, sibluchik-60@yandex.ru
создание системы психолого-педагогического и

медико-социального сопровождения детей

с ограниченными возможностями здоровья

В КОРРЕКЦИОННОм УЧРЕЖДЕНИи
В статье представлена система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в условиях специального коррекционного учреждения. Авторами анализируются психологические особенности обучающихся с ОВЗ, которые негативно сказываются на формировании базовых учебных навыков. Делается вывод о том, что справиться с имеющимися у них нарушениями и вытекающими из-за этого трудностями помогает правильноорганизованная коррекционно-педагогическая работа и система медико-социального сопровождения.
Ключевые слова: обучающиеся с особыми образовательными потребностями в системе НОО, подходы к обучению детей с ОВЗ, психолого-педагогическое направление,медико-социальное сопровождение.
МКОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа №60 «Сибирский лучик» учреждена для детей с ОВЗ. В организациисозданывсе предпосылкидля получения НОО в рамках специальных образовательных стандартов; лечения и оздоровления; социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ.В последнее время значительно увеличивается количество детей с тяжелыми комплексными нарушениями (ТМНР).По результатам диагностических исследований специалистов нашего учреждения в 2021-2022 учебном годудоля детей с ТМНР составляетоколо 40% контингента обучающихся. Динамика такова, что за последние три года количество детей с ТМНР в МКОУ С(К)НШ №60 увеличилось в пять раз.


Консолидация усилий всех специалистов нашего учреждения позволяет эффективно реализовывать систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Вопросы организации психолого-педагогического сопровождения, раскрыли в своих исследованиях Л.М. Шипицына, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, Н.Ю. Синягина, М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, И.С. Якиманская и др.

Анализ состава детей, посещающих наше учреждение, показал, что у 100% обучающихся наблюдается совокупность сенсорных, двигательных и интеллектуальных нарушений.

По реализуемым образовательным программам можно выделить четыре основные группы:



В системе комплексного сопровождения детей с ТМНР реализуется индивидуальный образовательный маршрут, который признается единственно возможным и обязательным. Его реализация обязательна как в условиях образовательного учреждения, так и дома. На всех уровнях образования в нашем учреждении, вводится компонент «жизненные компетенции». Главной задачей обучения является максимально возможная социальная адаптация.

Н ами создана Модель решения образовательных задач в процессе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной Модели выделены различные нарушения структур и функций ЦНС, определяются проблемы в развитии ребенка, возникающие в ходе данного нарушения и находятся пути решения. Например:


Все мероприятия сосредоточены на создание специального образовательного пространства для усвоения адаптированных образовательных программ дошкольного и начального общего образования и интеграцию в социум.

Тесное сотрудничество специалистов в разработке и реализации коррекционных мероприятий определяет структуру взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей деятельности учителей начальной школы, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога, врача невролога, педиатра, инструкторов по плаванию, работников других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества. Предоставленный механизм совместной работы

специалистов реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Вся система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ С(К)НШ № 60 реализуется последовательно. Модули, их адресность позволяют устранять и предупреждать возникновение дезорганизующих факторов.


Важнейшими составляющими для осуществления данной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в МКОУ С(К)НШ № 60 являются правильно построенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и социальное партнёрство.

Согласно требованиям ФГОС НОО организацию психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ С(К)НШ № 60 рассматриваем в направлениях формирования личностных, метапредметных и собственно предметных результатов.




В МКОУ С(К)НШ № 60 создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными  возможностями   здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего времени его учёбы. В службу сопровождения входят специалисты:


Высокие результаты работы достигаются с помощью тесного взаимодействия специалистов, которое осуществляется по направлениям: диагностическое, коррекционное, консультативно-просветительское.



Обязательным является разбор данных психолого-педагогического и медико-социального обследования, а также определение соответствия и эффективности средств, форм сопровождения в учебно-воспитательном процессе.

Данный процесс представлен схемой.

ДД – дифференциальная диагностика, УО – углубленное обследование,

А – анализ полученных данных, КРР – коррекционно-развивающая работа,

ДДР – диагностика динамики развития



По результатам диагностики специалисты заполняют документы, в которых определяют уровень развития ребенка. Дефектолог – формирование учебной и познавательной деятельности, логопед – речевой, психолог – познавательной деятельности и эмоционально-личностного развития.

Полученная информация является базой для разработки индивидуальных программ обучения детей с ОВЗ.

Координатором данного сопровождения является школьный  психолого-медико-педагогический консилиум (шППк). Школьный ППк – основной инструмент организации образовательной деятельности детей с ОВЗ. Директор ежегодно утверждает план работы, по которому осуществляет деятельность шППк. На школьном ППк решается вопрос о выборе  образовательного  маршрута, исходя из  потребностей, особенностей развития и  возможностей ребенка   с   ОВЗ. Выстраивается коррекционно-развивающая работа в конкретной деятельности – на уроках, занятиях, где подбираются такие методы и средства обучения, которые направлены на развитие ребенка и компенсацию его дефекта.

Одним из ведущих звеньев сопровождения детей с ОВЗ является Социальное партнёрство.

Оно предусматривает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ОВЗ;

  • сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;

  • сотрудничество с родительской общественностью.



Совместные усилия всех специалистов нашего учреждения в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы обеспечивают систему комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и позволяют эффективно решать проблемы каждого ребёнка с ОВЗ. Данные формы взаимодействия специалистов (консилиумы и службы сопровожденияобразовательного учреждения) предоставляют многопрофильную помощь ребёнку, его родителям (законным представителям)в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием и социализацией обучающихся.

Список источников

  1. Битянова,М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298 с.

  2. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой / Институт специальной педагогики и психологии. - СПб.: Речь, 2000. - 108 с.

  3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 528 с.

  4. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова [и др.]; под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. -240с.



Информация об авторах
Альберти Оксана Михайловна –заместитель директора

Дударева Татьяна Валентиновна –учитель-логопед

Костюченко Елена Геннадьевна –педагог-психолог