Файл: Педагогическое общение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 709

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Фалей М. В.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Учебное пособие
Рекомендуется федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Российский государственный педагогический университет имени АИ. Герцена» к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование по дисциплине по выбору вариативной части.
Регистрационный номер рецензии № от 18 июня 2014 г. МГУП.
Южно-Сахалинск
Издательство СахГУ
2014

УБК 159.9(075.8)
ББК я Ф19
Печатается по решению учебно-методического совета
Сахалинского государственного университета, 2014
Фалей, МВ. Педагогическое общение : учебное пособие / МВ. Фалей. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2014. – 116 с Данное учебное пособие на основе систематизации и структуризации научных психолого-педагогических концепций в удобной и приемлемой форме для усвоения студентами научных знаний раскрывает особенности педагогического общения. Теоретический материал представлен в виде обоснования основных пси- холого-педагогических теорий поданному вопросу и дополнен результатами собственного исследования автора. В пособии детально обсуждаются основные характеристики общения, выделены особенности педагогического общения, во взаимосвязи представлены стили педагогического руководства, стили педагогического общения и модели поведения педагога в процессе педагогического общения. С целью формирования коммуникативных компетенций студентов в пособие включены задания для самостоятельной работы на основе использования активных методов обучения. Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование. Автор надеется, что данное учебное пособие будет полезно и всем, кто интересуется педагогическим общением.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.6я73
Учебное издание
ФАЛЕЙ Марина Владимировна
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Учебное пособие
Корректор В. А. Яковлева Верстка О. А. Надточий
Подписано в печать 18.11.2013. Бумага «Paper One». Гарнитура «Helios». Формат 60x84 Тираж 500 экз. (й завод 1–100 экз. Объем 7,25 усл. пл. Заказ № Издательство Сахалинского государственного университета, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290, каб. Тел. (4242) 45-23-16. Тел./факс (4242) 45-23-17.
E-mail: polygraph@sakhgu.ru, izdatelstvo@sakhgu.ru
© Фалей МВ Сахалинский государственный университет, 2014
ISBN Ф

3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .....................................................................................5
1. Общение как психолого-педагогическая категория ......7 1.1. Основные характеристики общения .............................7 1.2. Функции общения ...........................................................9 1.3. Виды общения ................................................................11
2. Педагогическое общение ....................................................19 2.1. Сущность педагогического общения ............................19 2.2. Функции и средства общения ........................................23 2.3. Этапы профессионально-педагогического общения ..27
3. Стили педагогического общения и управления .............32 3.1. Стили педагогического общения ..................................32 3.2. Стили педагогического руководства ............................34 3.3. Модели поведения педагога в профессиональном общении ..........................................................................37
4. Вербальные средства общения .........................................50 4.1. Основные характеристики речи педагога ....................50 4.2. Диалоги монолог – формы устной речи педагогического общения .............................................52 4.3. Умение слушать как компонент вербального общения ..........................................................................55
5. Невербальные средства общения .....................................61 5.1. Характеристика невербальных средств общения .......61 5.2. Классификация невербальных средств общения .......61
6. Конфликты и конфликтные ситуации в педагогическом общении ................................................75 6.1. Понятие конфликта, классификация видов конфликтов .....................................................................75 6.2. Конфликты между учениками .......................................77 6.3. Возникновение конфликтов между педагогами и учениками ....................................................................79 6.4. Типы и стили разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов ..................................................82

4
7. Культура педагогического общения .................................89 7.1. Понятие культуры педагогического общения ..............89 7.2. Этика педагогического общения. ..................................90 7.3. Педагогический такт ......................................................92 7.4. Условия эффективной организации педагогического общения .............................................95
8. Особенности педагогического общения
с детьми дошкольного возраста .......................................103 8.1. Развитие общения у детей дошкольного возраста .....103 8.2. Формы общения с взрослыми у детей дошкольного возраста ...................................................105 8.3. Стили общения работников дошкольного учреждения с ребенком Список использованной литературы ....................................114

5
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация образования способствовала изменению образовательных приоритетов профессиональной школы. Социальный заказ потребовал от профессиональных учебных заведений подготовку специалистов, обеспечивающую их конкурентоспособность на рынке труда, социальную и профессиональную мобильность. Одной из актуальных задач высших учебных заведений является подготовка специалиста с высоким уровнем профессиональной компетентности и обладающего готовностью реализовывать себя в любом виде деятельности. Любой вид деятельности человека основан на общении. Особую значимость общение приобретает в профессиональной педагогической деятельности. Антуан де Сент Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Только водном виде деятельности это будет роскошью, а в другом необходимостью. Именно в профессионально-педагогиче- ской деятельности общение рассматривается как основа, необходимость. Через живое и непосредственное общение педагога с воспитанниками осуществляется главное в педагогической работе – обмен информацией, взаимопознание педагога и ребенка, организация совместной деятельности.
В соответствии с новыми Государственными образовательными стандартами формирование коммуникативных компетен- ций в профессиональном педагогическом образовании предполагает готовность педагога осуществлять общение не только с воспитанниками, но и родителями, и коллегами. Для этого необходимы более широкие познания, охватывающие область профессионального педагогического общения. Практикой подтверждено, что новые технологии учебно-воспитательного процесса работают только при продуманном педагогическом общении, что, в свою очередь, приводит к его эффективности.
Проблема взаимодействия педагогов и учащихся – одна из острейших педагогических проблем. Налицо объективная потребность ее изучения и решения, так как отношения между взрослыми и детьми, между учителями и родителями, между учителями и администрацией в силу разных причин стали сегодня значительно напряженнее, о чем свидетельствуют многочисленные факты в средствах массовой информации, публикациях в педагогических источниках.
Автор учебного пособия поставил своей задачей систематизацию и структуризацию в более удобной и приемлемой форме
для усвоения студентами научных знаний о педагогическом общении. Данное учебное пособие предназначено для бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование, поэтому в нем на основе анализа психолого-педагогических теорий выделены основные характеристики, особенности педагогического общения с детьми разного возраста, включая дошкольный возраст во взаимосвязи представлены стили педагогического руководства, педагогического общения и модели поведения педагога в процессе педагогического общения. Представленный анализ психологических теорий о вербальных и невербальных средствах общения позволит сформировать у студентов готовность использовать знания в практике педагогического общения. В пособие также включены задания для самостоятельной работы студентов на основе использования активных методов обучения. Материалы пособия апробированы в процессе изучения курса Педагогическое общение со студентами педагогических специальностей и бакалавров направления «Психолого-педаго- гическое образование. Автор надеется, что данное учебное пособие будет полезно и всем, кто интересуется педагогическим общением

7
1. ОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. Основные характеристики общения
Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регуляции основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.
Потребность в общении относится к числу основных базовых потребностей. Значимость общения определяется тем, что оно диктует поведение человека. В отечественной науке сложилась устойчивая традиция связывать понятие общение с категорией деятельность. При этом, как отмечает А. А. Реан, общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности, как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности
1
В словаре под редакцией А. В. Петровского и МГ. Ярошев- ского дано следующее определение Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга»
2
Данное определение подчеркивает вторичность общения относительно к деятельности и выделяет основное содержание общения, а именно передачу информации (коммуникация, взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).
В подтверждение положения связи общения и деятельности приведем определение понятие общения, данное Л. П. Буевой: Общение – это процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов (личностей, групп, характеризующийся обменом информацией, опытом, деятельностью, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности»
3
Это определение носит общий характер, нацелено на изучение
1
Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, ЯЛ. Коломинский. – СПб. : изд-во Питер, 2000. – С 265.
2
Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского. – МС Буева, Л. П. Человек деятельность и общение / Л. П. Буева. – МС любых взаимосвязей между людьми, социальными группами.
Категория общение рассматривается и сточки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б. Ф. Ломов, В. В. Знаков, А. А. Реан). Процесс общения в этом случае оказывается не только средством, но и целью и выступает в качестве самомотивированного процесса.
В психологическом словаре под редакцией В. Давыдова и В. П. Зинченко общение рассматривается как самостоятельное понятие «… – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно- оценочного характера»
4
В последующих главах нами будет рассмотрено профессиональное педагогическое общение, что предполагает его взаимосвязь с профессиональной педагогической деятельностью. На основании этого, на наш взгляд, целесообразно опираться на основное положение о связи общения и деятельности. Кроме этого, межличностное общение всегда вплетено в ту или иную деятельность, так как вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т. д. Тот вид деятельности, в который включено общение, влияет на содержание, формы самого общения.
Как указывал ДБ. Эльконин, для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности, в зависимости от которого складывается определенный тип общения. В младенчестве общение – это ведущий вид деятельности. В процессе общения взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, посредством речи помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение происходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладение предметами, формируется речь ребенка. В дошкольный период основной вид деятельности – это игровая деятельность, в процессе которой развиваются навыки межличностного общения. Младший школьник преимущественно занят учебной деятельностью, соответственно, и общение включено в данный процесс. Для подростка большую роль играет интимно-личностное общение, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого человека накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения, использование профессиональных терминов.
Деятельность посредством общения не только организу-
4
Психологический словарь / под ред В. В. Давыдова, В. П. Зинчен-
ко. – МС Эльконин, ДБ. Детская психология / ДБ. Эльконин. – МС
9
ется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. Следовательно, понятие общение в профессиональной педагогической деятельности мы должны рассматривать в контексте его единства с деятельностью. Таким образом, общение можно трактовать следующим образом общение – это многоплановый процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга на основе включения в единую деятельность.
Исходя изданного определения, необходимо рассматривать общение как многоплановый, многофункциональный процесс. Традиционно выделяются основные структурные компоненты общения коммуникация (обмен информацией, интеракция взаимодействие в процессе совместной деятельности, перцепция (восприятие другого человека. Функции общения
В психолого-педагогических исследованиях представлены различные подходы к определению функций общения. Рассматривая функции общения как роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия, и опираясь на содержание основных структурных компонентов, функции общения можно классифицировать следующим образом
1. Информационно-коммуникативная заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику осуществляется между индивидами, каждый из которых является активным субъектом, но обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. В прагматической функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей совместной деятельностью. Формирующая функция общения проявляется в процессе формирования и развития человека. Общение ребенка и взрослого это непросто процесс передачи первому суммы умений, навыков, знаний, которые он механически усваивает, а сложный
6
Сидоров, СВ. Педагогическое общение / СВ. Сидоров (сайт педагога исследователя. – Режим доступа : http://sv-sidorov.ucoz.com/
publ/4-1-0-147 (дата обращения : 13.06.2013)
процесс взаимного влияния, обогащения, изменения. Аффектно-коммуникативная – в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, так как общение является детерминантой эмоциональных состояний человека. Подтверждающая функция реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании, в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Функция организации и поддержания межличностных отношений осуществляется на разных уровнях – от интимно-лич- ностных до деловых. Организация и поддержание межличностных отношений для любого человека связаны с оцениванием людей, с установлением определенных эмоциональных отношений либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к другому человеку может быть выражено втер- минах симпатии и антипатии, что накладывает свой отпечаток не только на личностное, но и деловое общение.
К данной классификации целесообразно добавить внутри- личностную функцию, выделенную НС. Ефимовой, которая реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога. Данная функция рассматривается как универсальный способ мышления человека. Л. С. Выготский отмечал, что человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения»
7
Следовательно, ведущее значение общения в жизнедеятельности человека состоит в том, что оно является средством организации совместной деятельности людей и способом удовлетворения потребностей человека в другом человеке, живом контакте. На основании этого необходимо рассматривать общение как сложный многогранный процесс, включающий формирование определенных образцов и моделей поведения взаимодействие людей взаимное влияние людей друг на друга обмен информацией взаимное переживание и понимание людьми друг друга формирование отношений между людьми организацию совместной деятельности
– формирование образа внутреннего Я человека Ефимова, НС. Психология общения : учебное пособие / НС. Ефи-
мова. – М. : ФОРУМ, 2006. – С. 9.

11
1.3. Виды общения Общение как социальный и психолого-педагогический феномен это контакт между людьми, который осуществляется различными средствами. В психолого-педагогической литературе представлены различные классификации видов общения. Разнообразие классификаций общения объясняется различными признаками, лежащими в их основе, к ним можно отнести по контакту, по критерию равноправия партнеров, повремени, по уровню обмена информацией. Систематизировав все признаки, можно представить классификацию видов общения следующим образом Рис. 1. Виды общения Спивакова, В. В. Педагогическое общение в системе преподаватель – студент / В. В. Спивакова // Известия РГПУ им. АИ. Герце-
на. – 2008. – № 76–2. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/
pedagogicheskoe-obschenie-v-sisteme-prepodavatel-student (дата обращения : 14.06.2013)

ОБЩЕНИЕ
По контакту
По равноправию партнеров
По времени контакта
По уровню обмена информацией непосредственное опосредственное массовое личностное ролевое диалогическое монологическое кратковременное длительное невербальное вербальное
По контакту с собеседником непосредственное, опосредованное, межличностное, массовое, ролевое, личностное.
Непосредственное общение (прямое – это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды получают максимальную информацию друг о друге.
Опосредованное (косвенное) – осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Опосредованное общение – это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямыми опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, во всех больших социальных группах толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
В ролевом общении люди воздействуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника с подчиненными.
Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей и взаимоотношений между людьми.
По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяются два типа диалогическое и монологическое. Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.
Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивными манипулятивным. Императивное общение – авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения копре- деленным действиями решениям. Причем цель этане завуалирована. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.
По времени контакта общение может быть кратковременными длительным, в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатии и антипатии.
По уровню обмена информацией общение может быть

вербальными невербальным. Вербальное общение происходит посредством речи. Невербальное – с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы
9
).
Исходя из основных содержательных аспектов, целей и используемой техники общения, Л. Д. Столяренко выделяет следующие виды общения. Контакт масок – формальное общение, при котором отсутствует стремление понять, учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости, то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению врачи пациент, ученики учитель. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникации. Светское общение носит ритуализированный характер. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием ма- нипулятивной техники воздействия на партнера по общению лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, доброты, запугивание) в зависимости от особенностей личности собеседника. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника. Деловое общение направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата
10
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы формальное общение (ролевое) и неформаль-
9
Ефимова, НС. Психология общения : учебное пособие / НС. Ефимова. – М. : ФОРУМ, 2006. – С. 9–13.
10
Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – С. 118–121.

14
ное общение (личностное. Формальное общение, определяемое социальными статусами, и неформальное, определяемое личными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.
Вопросы для самоконтроля. Определите понятие общения, выделив его основные характеристики. Какие функции выполняет общение как полифункциональ- ный процесс. Выделите основные виды общения.
Задания для практической работы:
Задание 1. Определите уровень своей общительности на основе теста В. Ф. Ряховского.
Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов да, нет, иногда. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-ли- бо мероприятии. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента. Вам предлагают выехать в другой город для участия в олимпиаде, конференции. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избежать. Любители выделиться своими переживаниями с окружающими людьми. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом. Верители вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будите тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций. У вас есть собственные критерии оценки художественных

произведений, произведений искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не приемлите, это так. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?
Оценка баллов да – 2 балла, иногда – 1 балл, нет –
0 баллов.
Полученные баллы суммируются и определяется уровень общительности балла Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, вам трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя баллов Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из равновесия. Однако бывает, что при сильной увлеченности вы раскрываетесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть балла Вы в известной степени общительны ив незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма, однако эти недостатки исправимы баллов У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете навстречу с новыми людьми. В тоже время не любите шумных компаний экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в центре внимания. Однако вам недостает усидчивости, терпения и решительности, когда сталкиваетесь с серьезными проблемами. При желании вы можете заставить себя не отступать баллов Вы, должно быть, рубаха-парень. Всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой
опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами балла и менее Ваша общительность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь вдела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых некомпетентны. Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.
Задание 2. Приятный собеседник Работа в группе
(четыре-шесть человек) по парам. Напишите десять качеств приятного собеседника и соотнесите себя по этим качествам по балльной системе.
Например: умение слушать, тактичность, умение интересно рассказывать, чувство юмора, душевность и т. д.
Попросите ваших однокурсников, с кем выработаете в паре вашей группы, оценить вас по выписанным качествам, используя туже систему баллов. Сравните ваши представления о себе с мнением другого человека о вас.
Обсудите полученные результаты совместно всеми членами группы. Если мнение о себе как приятном собеседнике совпадает с мнением других людей, то с вами, действительно, интересно общаться. Если не совпадает, то следует подумать о своей самооценке. Задание 3. Центр общения. Работа в группе по пять-шесть человек.
Участникам предлагается выполнить одну и туже простейшую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим воздействиям, надо постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно это делают все участники по команде ведущего. Команды должны выполнять работать по очереди одна работает, другая наблюдает, затем меняются местами. После выполнения упражнения необходимо обсудить кому из группы удалось завоевать большее внимание аудитории и почему.
Проверочные тесты. Выделите основные компоненты общения:
а) сообщение информации, организация совместной деятельности, познание людьми друг друга;
б) сообщение информации, влияние на объект, познание людьми друг друга;
в) организация совместной деятельности, сообщение информации, установление контактов

17
2. В чем заключается сущность прагматической функции
общения?
а) установление длительного контакта;
б) познание людьми друг друга;
в) взаимодействие людей в процессе совместной деятельности. В чем заключается сущность формирующей функции
общения?
а) формирование диалога;
б) формирование личностного «Я»;
в) формирование и развитие человека в процессе общения. На основании классификации видов общения Л. Д. Сто-
ляренко соотнесите виды общения с характеристикой:
1.«Контакт масок»
А. Общение, при котором регламентированы содержание, средства общения социальными ролями. Формально-ролевое общение
Б. Общение, определяемое формальной вежливостью. Светское общение
В. Общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Манипулятивное общение Г. Общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Деловое общение
Д. Общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседника. Духовное межличностное общение Е. Формальное общение, при котором отсутствует стремление понять, учесть особенности личности собеседника

18
5. Перечислите виды общения по представленным признакам, заполнив таблицу:

Признак
Виды общения. По контакту с собеседником. По критерию равноправия партнеров. Повремени контакта. По уровню обмена информацией

19
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. Сущность педагогического общения
Деловое общение является способом организации любого вида деятельности. В основе профессиональной педагогической деятельности лежит педагогическое общение. Следовательно, педагогическое общение должно рассматриваться как профессиональное общение.
На современном этапе развития образования изменилась и усложнилась роль учителя в школе, так как учитель уже не является основным источником информации, доступность информации способствует развитию самоорганизации учащихся, их мобильности. Но организация учебно-воспитательного процесса требует по-прежнему его умения организовывать взаимодействие с детьми, общаться сними и руководить их деятельностью, а также умения познать каждого ребенка. В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных компетенциях учителя, важных для плодотворной педагогической деятельности. Опыт педагогической деятельности показывает, что для педагога в педагогической деятельности недостаточно знание основ наук, методик обучения и воспитания, эти знания должны быть подкреплены умением педагога организовывать педагогическое общение, следовательно, педагогическое общение должно рассматриваться как профессиональная категория
11
Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Ле- онтьева, Н. В. Кузьмной, В. А. Кан-Калика, ЯЛ. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реан.
Учитывая, что педагогическое общение – это основа педагогической деятельности, необходимо выделить особенности профессионального педагогического общения педагогическое общение всегда обучающее, развивающее, воспитывающее педагогическое общение всегда ориентировано на развитие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотношений Спивакова, В. В. Педагогическое общение в системе преподаватель – студент / В. В. Спивакова // Известия РГПУ им. АИ. Герцена. – 2008. – № 76–2. – Режим доступа :
http://cyberleninka.ru/
article/n/pedagogicheskoe-obschenie-v-sisteme-prepodavatel-student
(дата обращения : 14.06.2013)

20
– педагогическое общение – это динамичный процесс, так как, учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и детей в общении, но и методы и средства общения педагогическое общение – это важное средство решения учебно-воспитательных задач в процессе педагогического общения происходит процесс взаимного познания педагога и учащихся педагогическое общение регулирует совместную деятельность не только педагога и учащихся, но и педагога и родителей, а также совместную деятельность педагогов.
А. А. Леонтьев обосновал понятие оптимальное педагогическое общение как общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя
12
Проблема оптимального педагогического общения была поставлена как одна из важнейших проблем обучения и воспитания в работах классиков советской педагогики. У нас требуют от учителей известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, – писала Н. К. Крупская
13
Особенно много внимания умению учителя влиять на ребят уделял АС. Макаренко. Как бы ни относились к системе воспитания АС. Макаренко, весьма современно звучит следующая его мысль. Он подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается ив постановке голоса воспитателя, ив управлении своим лицом. Педагог
12
Лентьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Лентьев. – МС Крупская, Н. К. Воспитание коллективизма, организованности и дисциплины. Избр. пед. произв. / Н. К. Крупская. – М. : Просвещение,
1965. – Сне может не играть. Не может быть педагога, который неумел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить иди сюда с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса»
14
Много внимания уделял этому вопросу и выдающийся советский педагог СТ. Шацкий. Ему принадлежит, в частности, мысль, что учитель должен заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме, и тоне их предъявления.
Неоднократно высказывался поэтому вопросу такой замечательный педагог-воспитатель, как В. А. Сухомлинский. Остановимся только на некоторых его положениях, цитируемых сравнительно редко. В частности, он резко критиковал бытующее порой в школе пустословие. Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесными это особенно важно обращенным к совести живого, конкретного человека, с которым мы имеем дело. чтобы не было обесценивания слови наоборот – чтобы цена слова постоянно возрастала. Слово учителя, помысли В. А. Сухомлинского, прежде всего орудие человечности, чуткости, терпимости. Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания распечь, пробрать. Слово педагога должно прежде всего успокаивать»
16
В. А. Сухомлинский, как и АС. Макаренко, призывал педагогов управлять тоном своего обращения к школьникам. В частности, он советовал обращаться к ним не специальным лекционным тоном, который, кстати сказать, быстро вызывает у ребят усталость, а тоном обычного разговора.
Интереснейшие рекомендации высказывал В. А. Сухомлин- ский относительно способов общения на уроке. Он резко выступал против излишнего возбуждения психики школьников повы-
14
Макаренко, АС. О воспитании / АС. Макаренко. – М. : Политиз-
дат, 1988. – 256 с Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч. : в
3 т. / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 216.
16
Там же. – С. 221.

22
шенным тоном, напряжением, против перегрузки речи учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов. Педагогическое косноязычие – бич школы. Оно ограничивается случайными – такими, которые пришли на память воспитатели словами. Ученик не слышит слов воспитателя, его душа остается глухой к словам»
17
Практикой подтверждено, что новые технологии учебно-вос- питательного процесса работают только при продуманном педагогическом общении, что, в свою очередь, приводит к его эффективности.
Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалев:
• должно осуществляться в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, школе, во внешкольных учреждениях сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности обеспечивается усвоение необходимых психолого-педаго- гических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения сними Эффективность педагогического общения зависит также от степени готовности педагога к профессионально-педагогиче- скому общению, это предполагает) знание основ педагогического общения) умения организовать общение и управлять ими собственным психическим состоянием) умение педагога устанавливать положительные взаимоотношения с учащимися) сформированность определенных нравственно-личност- ных качеств педагога) речевое развитие и интуицию педагога) самопознание и самооценку педагогическую рефлексию.
Оптимальное педагогическое общение преподавателя суча- щимися в процессе обучения и воспитания создает наилучшие условия для развития их мотивации и творческого характера учения, для правильного формирования личности обучаемого, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управления социально-психологическими процессами в коллективах, что позволяет максимально реализовать личностные особенности преподавателя в учебном процессе Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч. : в
3 т. / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 222–225.
18
Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – МС На основании вышесказанного необходимо обратиться к определению педагогического общения как психолого-педагоги- ческой категории.
В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров под профессионально-пе- дагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия»
19
А. А. Леонтьев рассматривает педагогическое общение как профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися. Л. Д. Столяренко дает следующее определение педагогического общения Педагогическое общение – это специфическая форма общения, имеющая свои особенности ив тоже время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты»
20
Учитывая выделенные особенности профессионального педагогического общения, предлагаем следующую дефиницию данной категории

«Профессионально-педагогическое общение – это система взаимодействия педагога и воспитанников, содержание, методы и средства которого способствуют обмену информацией, взаимному познанию личностей, оказанию воспитательного воздействия».
Исходя изданного определения, выделяются основные компоненты профессионально-педагогического общения коммуникативный, интерактивный, перцептивный. На основе данных компонентов выделяются функции педагогического общения. Функции и средства общения

Традиционно в педагогическом общении выделяют три взаимосвязанных функции коммуникативная (обмен информацией, перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга, инте-
19
Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – МС Столяренко, Л. Д. Педагогическое общение / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – С. 238–247.

24
рактивная (организация и регуляция совместной деятельности).
Коммуникативная функция. Педагогическое общение – это, прежде всего, коммуникация (передача информации, обмен информацией между участниками общения. Информирование сопровождает всю деятельность педагога. Обмен информацией это самый трудный аспект педагогической деятельности, особенно для начинающих педагогов. Эффективность передачи информации зависит от следующих условий. Обеспечение положительной мотивации при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Для этого необходимо привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.
Обмен информацией в большей степени осуществляется в процессе обучения, и поэтому на уроках учителя с этой целью часто используют занимательные факты, проблемные ситуации, исторические факты, фрагменты видеофильмов, презентации.
Урок физики, й класс Объяснение темы Измерение агрегатного состояния вещества. Учитель начинает с задачи-пара- докса. В 1860 г. в Индии упал метеорит. Прочертив на небе огненный след, раскаленное добела тело упало в болото. Каково же было удивление подбежавших людей, когда на месте падения метеорита они обнаружили глыбу льда. Небесный огонь принес лед в знойную Индию.
Урок литературы, й класс. Учитель начинает с проблемной ситуации Почему АС. Пушкин назвал свою повесть Капитанская дочка, хотя главные ее герои – Гринев и Пугачев?»
Урок географии, й класс Тема Антарктида. Учитель использует такой факт Мореплаватели не раз замечали, что айсберги плывут против ветра. Льды, гонимые ветром, плывут в одну сторону, а айсберги – в совершенно другую, против ветра. Как выдумаете, почему это происходит 2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников в процессе обмена информацией. Предлагаемая информация должна быть не только доступна для понимания учащимися, но и учитывать привуалирующие интересы. Создание эмоционально благоприятной обстановки общения. При этом педагогу необходимо учитывать временные рамки общения, окружающую обстановку. Владение педагогом технологией передачи информации правильность речи, эмоциональность, образность.
Перцептивная функция. Эффективность общения в профес-
21
Роботова, АС. Введение в педагогическую деятельность / АС. Роботова. – М. : Академия, 2004. – С. 86.

25
сиональной педагогической деятельности во многом зависит и оттого, как педагог воспринимает и насколько хорошо знает своих воспитанников. Перцептивная функция общения важна и непроста в реализации.
В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его интересы и желания. Сложность данного процесса объясняется тем, что ученик, объект познания – это развивающая личность. Понять психические особенности учеников, почувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе педагогу помогут психолого-педагогические знания, использование разнообразных методов изучения личности. В. Леви педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, называл гениями общения. У таких педагогов прекрасное личностное видение ученика изнутри, умение читать другого человека, умение моделировать общение с учетом индивидуальных особенностей личности
23
Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанников является педагогическая эмпатия. Традиционно эмпатия определяется как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Данное определение позволяет утверждать, что педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Это возможно при условии, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, то есть если у педагога развита рефлексия.
Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать общение, корректировать учеб- но-воспитательные взаимоотношения, управлять ими.
Так как процесс общения – это двусторонний процесс, то познание, понимание, оценка в общении происходят как со стороны педагога, таки со стороны воспитанника. Педагог познает своих воспитанников, они, в свою очередь, познают педагога. Понимание педагога и принятие его личности воспитанниками взаимосвязаны.
Если педагоги воспитанники адекватно отражают друг дру-
22
Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч. : в
3 т. / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 223.
23
Леви, В. Исповедь гипнотизера / В. Леви. – МС га, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроение, предупреждать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения
24
Интерактивная функция. Важной функцией общения является интерактивная функция, то есть управление деятельностью воспитанников. Спланированное и моделированное педагогическое общение определяет эффективное использование разнообразных видов деятельности на уроке. Взаимодействие – это совместные действия педагогов и воспитанников по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, согласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно, если общение сопровождает каждый компонент совместной деятельности
25
В. А. Кан-Калик выделяет факторы, которые влияют на эффективность реализации данной функции общение должно выступать как предпосылка, настрой к любому виду деятельности, формирует положительную установку. При этом педагог совместно с учащимися должен определять цель совместной деятельности формы, методы, средства совместной деятельности должны определяться педагогом и учащимися в процессе творческого поиска, общими усилиями взаимодействие педагогов и учащихся и при завершении деятельности, при подведении итогов. При этом важно сочетание оценки и самооценки совместных действий учет индивидуальных особенностей общающихся сторон, уровня их развития и меры актуализации личностных потенциалов педагогов
26
В процессе взаимодействия возникают взаимопонимание, взаимопознание и формируются взаимоотношения. Сложившиеся, в свою очередь, отношения – благополучные или неблагополучные сказываются на личностных образованиях воспитанников, их самостоятельности, творческой активности,
24
Педагогическое общение воспитателя. – Режим доступа : http://
detzdrav.com/11106.html
25
Роботова, АС. Введение в педагогическую деятельность / АС. Роботова. – М. : Академия, 2004. – С. 92.
26
Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. – М. :
«Роспедагенство», 1995. – С. 18.
нравственных ориентациях, эмоциональном восприятии дей- ствительности.
Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции профессионально-педагогического общения в реальной педагогической деятельности взаимосвязаны. Педагог познает воспитанников ив процессе обмена информацией, ив совместной деятельности. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.
Реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими установками педагога. Этапы профессионально-педагогического общения
Для организации эффективного педагогического общения необходимо знать структурные компоненты организации общения, то есть этапы. Этапы профессионально-педагогического общения разработаны В. А. Кан-Каликом.
Первый этап. Моделирования. Моделирование общения осуществляется на основе планирования коммуникативной структуры прогнозирование результатов общения определение педагогических целей и задач общения анализ общей педагогической и нравственно-психологиче- ской ситуации в классе или аудитории учет творческой индивидуальности самого педагога учет индивидуальных особенностей учащихся
– определение предлагаемой системы методов и приемов общения.
Все это вместе взятое представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Правильно прогнозированная методическая и содержательная структура общения должна способствовать эффективному результату. Второй этап. Организационный Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с учащимися, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психоло- гического аспектов педагогической деятельности.
Важнейшими элементами этого этапа являются
• конкретизация спланированной модели общения
• уточнение условий и структуры предстоящего общения
• осуществление изначальной стадии непосредственного общения
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения, оттого, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Третий этап. Управление развивающимся процессом общения Методы обучения, воспитания и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.
Четвертый этап. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
Вопросы для самоконтроля. Выделите особенности педагогического общения как пси- холого-педагогической категории. Назовите факторы, характеризующие профессиональную готовность педагога к общению. Функции педагогического общения и их основные характеристики. Раскройте сущность этапов педагогического общения.
Задания для практической работы:
Работа в группах по пять-шесть человек. На основе анализа представленных кейсов определите роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе.
Вариант Яне отношусь к тем людям, которые схватывают все налету. Для того, чтобы все понять и запомнить, мне необходимо какое- то время. И к тому же я очень ранима. Из-за этого я часто страдала в школе. На меня часто повышали голос преподаватели, так как я не могла дать вразумительного ответа по новой теме, которая была только что объяснена. Затона следующем уроке я поражала всех, включая учителя, глубиной знаний поданной теме. Преподаватели любили меня за это, но, объяснив новый
материал, забывали о моей особенности, и все начиналось снова. Я с этим свыклась.
Но когда перешла в четвертый класс, я попала к Галине Ивановне, она преподавала у нас английский язык. Вовремя первого урока она задала какой-то вопрос и обратилась ко мне. Мне очень понравился английский, и я прекрасно поняла с первого раза Но, встав с места, я не смогла дать вразумительного ответа на первый поставленный вопрос. Сработал старый комплекс. Я просто стояла и смотрела на нее. Слезы начали наворачиваться на глаза. Я ждала, что она накричит на меня или просто поставит «2». Но она просто улыбнулась и сказала Не бойся, соберись с мыслями. Я уверена, что ты все поняла. И я, действительно, успокоившись, ответила на поставленный вопрос.
Вариант В классе, куда был переведен Сергей, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умными сообразительным учеником, нос учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. Сергей стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к выполнению заданий поэтому предмету.
Новая учительница через несколько уроков предложила Сергею заниматься дополнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Яне буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный Откуда тебе это известно Все так говорят И ты веришь в это Верю Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение кто хочет – тот добьется И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.
Занимались они усердно целую четверть. И вот Сергей получил первую заслуженную четверку по русскому языку. Мальчик хорошо ответил на уроке и грамотно выполнил письменное задание.
На следующий день пришла к учительнице мама Сергея Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку Правда. Он стал лучше заниматься Екатерина Алексеевна, вы не представляете, что у нас было вчера дома. Прибегает Сергей из школы и кричит Четверка Четверка

30
– Яне сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю какая четверка Учительница мне поставила четверку по русскому языку.
Успех окрылил подростка. С тех пор Сергей стал усерднее учиться и не только по русскому языку.
Вариант Наше знакомство состоялось задолго до того момента, как она впервые вошла в наш класс. Это учительница – директор нашей школы, преподаватель русского языка и литературы – Инна Александровна. Этот человек отлично знал свой предмет и умел преподать его так, что было интересно всем без исключения. Я считала, что в школе учитель – прежде всего носитель материала, а его человеческие качества должны быть на втором месте. Так вот, каждый раз, когда Инна Александровна входила в класс, нас всех охватывала дрожь. Мы никогда не знали, что ожидать от каждого ее урока. К сожалению, она проводила у нас уроки литературы только два последних года. Это была учительница, которую я называла зверь. Она прекрасно знала литературу, отлично ее преподавала и, соответственно, требовала такой же отдачи. Мы читали все произведения, которые только можно было достать в библиотеках, забросили все предметы. Она научила нас думать, размышлять. Можно сказать, что она разбудила наши мозги. Нов то время она казалась мне извергом, который ничего не понимает, ничего не видит, кроме своей литературы. Яне спала ночами, читала, конспектировала, цитировала, учила. Я просто ее ненавидела. Но к концу обучения, увидев, какой огромный скачок в знаниях я получила, была ей просто благодарна. Чуть позже я узнала ее как человека. Она оказалась честной, правдивой.
Вариант Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно он произносил две-три первые фразы и умолкал. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце учительницы и ученика. От ребят Мария Александровна узнала, что Миша очень самолюбив Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, – рассказывала потом своим коллегам Мария Александровна, – после очередного вызова к доске она поставила тройку в дневник Мише, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешность в интонации.
Мальчик просияли гордо пошел к своей парте Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале ив дневнике появилась первая пятерка по литературе. Это была
победа. Вскоре Миша стал успешно учиться по литературе.
Проверочный тест. Выберите правильный вариант из представленных дефиниций профессионального педагогического общения:
а) это взаимодействие педагогов и воспитанников с целью передачи информации, установления контактов;
б) это система взаимодействия педагога и воспитанников, содержание, методы и средства которого способствуют обмену информацией, взаимному познанию личностей, оказанию воспитательного воздействия;
в) это взаимодействие педагога с целью решения учебно- воспитательных задач. Выберите положения, которые характеризуют готовность педагога к профессионально-педагогическому общению:
а) знание основ педагогического общения;
б) умения организовать общение и управлять ими собственным психическим состоянием;
в) возрастные особенности педагога;
г) сформированность определенных нравственно-личност- ных качеств педагога. Соотнесите функции педагогического общения с основными характеристиками) перцептивная а) передача информации) информационная б) организация и регуляция
3) интерактивная совместной деятельности в) восприятие и познание людьми друг друга. Выделите признаки интерактивной функции:
а) установление границ поведения для учащихся;
б) познание людьми друг друга;
в) учет возрастных особенностей в процессе передачи информации. Выделите принципы реализации информационной
функции:
а) обмен научно обоснованной информацией;
б) научная информация должна соответствовать современному уровню развития науки;
в) учет интересов ребенка;
г) предоставление воспитаннику полной свободы в общении

32
3. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ. Стили педагогического общения
Эффективность профессионально-педагогического общения во многом зависит от стиля общения и стиля педагогического руководства.
В толковом словаре стиль определяется как совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению А. А. Бодалева: Стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования. Стиль педагогического общения – это категория социально, нравственно и эмоционально насыщенная. В. А. Кан-Калик дает следующее определение «Индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников»
27
Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят) от индивидуальности педагога от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности) от индивидуальных особенностей воспитанников от их возрастных особенностей, половой принадлежности, уровня обученности и воспитанности, от особенностей ученического кол- лектива.
Традиционно обозначенные в психолого-педагогической литературе стили общения представим в следующей классификации перспективные – общение на основе увлеченности совместной деятельностью, общение на основе дружеского расположения нейтральные – общение-дистанция; неперспективные общение-устрашение, общение-заигрывание, обще- ние-превосходство. Характеристика представленных стилей общения дана В. А. Кан-Каликом.
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью Данный стиль общения предполагает содружество, совместную деятельность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-
Калик. – МС Общение на основе дружеского расположения проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу в целом, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Данный стиль общения взаимосвязан с предыдущим стилем общения, так как он стимулирует увлеченность совместной деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками. С другой стороны, увлеченность совместной деятельностью способствует созданию дружеского расположения. Но приданном стиле общения важна мера, целесообразность дружественности».
В выделенных стилях общения взаимодействие учитель – ученик рассматривается как двусторонне субъект-субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности
28
Общение-дистанция. Данный стиль в системе взаимоотношений педагогов и учащихся распространен. Дистанция в общении должна существовать, она необходима, так как педагоги воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для учащихся ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством установить дистанцию. На важность этого момента указывал АС. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении. Но дистанция в общении нив коей мере не должна настолько четко подчеркивать социальные позиции педагогов и учеников, так как это будет способствовать возникновению отчужденности, закрытости. Данный стиль общения часто используют молодые педагоги для самоутверждения в коллективе учеников.
К неперспективным стилям общения относится общение-
устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, что делать нельзя при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, дружеского расположения и сотворчества.
Общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет, который будет ложным, дешевым. Молодые педагоги избирают данный стиль в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта комму Меджидов, Г. И. Культура педагогического общения / Г. И. Меджи-

дов. – Режим доступа : http://www.jurnal.org/articles/2009/psih9.html

34
никативной культуры и желания как можно быстрее наладить контакт с детьми.
Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над детьми, он поглощен собой или своими знаниями, не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями сними, отстранен от детей.
Неперспективные стили общения ориентированы на субъ- ект-объектные отношения, то есть в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства. Стили педагогического руководства
Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения. На основании этого при рассмотрении стилей руководства в профессиональном педагогическом общении целесообразнее опираться на классификацию стилей руководства, разработанную А. А. Бодалевым, которая включает автократический, авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский, непоследовательный стили.
Автократический стиль руководства (самовластный) проявляется в том, что преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяет им высказывать свои взгляды и критические замечания. Педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением, при этом свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнению, инициативе учащихся, у него отсутствуют сопереживание, сочувствие. При авторитарном стиле руководства педагог также берет все на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, нов отличие от автократического стиля допускает возможность участвовать учащимся в обсуждении вопросов,
29
Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-
Калик. – МС проблемно решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками.
При данных стилях управления воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия. В общении преобладает официальный, приказной, начальственный тон. Основная форма обращения – указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Эти два стиля можно выразить словами Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
Как следствие такие стили управления тормозят развитие личности учащихся, подавляют активность, сковывают инициативу, порождают неадекватную самооценку.
При демократическом стиле руководства общение идея- тельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанников на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоци- ональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и одновременно уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения – совет, рекомендация, просьба.
Данный стиль можно выразить словами Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».
Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений. Кроме этого, данный стиль свидетельствует о высоком профессионализме учителя, его позитивных нравственных качествах и любви к детям. АН. Лутошкин называет этот стиль возвращающийся бумеранг»
30
Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей.
Попустительский (конформный) стиль проявляется в случае, когда педагог устраняется от руководства коллективом учащихся и идет на поводу их желаний, не вмешивается в
30
http://organizator16.ucoz.ru/load/metodichka/stili_rukovodstva/4-1-0-43
жизнь коллектива, вопросы просматривает формально. Этот стиль ведет к формированию панибратских отношений или к отчуждению.
Непоследовательный стиль управления характеризуется тем, что преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что приводит к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя с учащимися, к появлению конфликтных ситуаций.
При игнорирующем, попустительском и непоследовательном стилях руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения – увещевания, уговоры. Данные стили не способствуют развитию активности, не побуждают к инициативе, самостоятельности воспитанников, следовательно, отсутствует целенаправленное взаимодействие учитель – ученик».
Эти стили можно выразить словами Как все идет, так пусть и идет»
31
А. Н. Лутошкин, характеризуя данные стили, сравнивает их с плывущим плотом (соглашающий, уступающий).
В чистом виде тот или иной стиль руководства встречается очень редко.
Наиболее предпочтителен для организации эффективного профессионально-педагогического общения – демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, для организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда допустима и необходима позиция невмешательства, представляющая воспитаннику проявление большей самостоятельности.
Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, оттого, с кем он имеет дело – с младшими школьниками или со старшеклассниками, а может, со студентами, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – МС. Модели поведения педагога в профессиональном
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11