Файл: Фгбоу во тувинский государственный университет факультет физической культуры и спорта кафедра физической культуры и спортивных дисциплин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН

Развитие юношеского лыжного спорта

Контрольная работа

Студента 1 курса ФФКиС_312 ЗФО

Направление подготовки 44.03.05

ПО, профили «ФК» и ТОФК

Мижит Темира Мергеновича

________________________

(подпись)

Проверил:

Кыргыс Эдуар Ким-оолович

к.п.н., доцент кафедры физической

Культуры и спортивных дисциплин

_______________________

(подпись)

Работа защищена «____»____________2023г.

С оценкой _____________________________

Кызыл-2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические аспекты исследуемой проблемы……………………………...5

2.Периодизация подготовки лыжников……………………………………….....7

3.Основные методы и средства, применяемые в лыжных гонках…………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

……………………………………………………………………………………19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20

ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране лыжные гонки входят в десятку самых популярных видовспорта и является доступным для многих групп населения. На мировой спортивной арене российские лыжники как правило входят в группу лидеров, демонстрируют стабильные и высокие результаты на протяжении многих лет. Внутри страны очень серьезная конкуренция, причиной которой является не только огромное количество занимающихся, но и очень высокий уровень подготовки тренерского состава. Но все понимают, что в данном виде спорта требуется комплексное развитие всех физических качеств человека. После того, как физическая подготовка проведена на отлично многие тренеры сталкиваются с проблемой прекращения роста результатов у перспективного спортсмена и данная проблема приводит многих в тупик.

Для решения такой проблемы нужно заглянуть немного назад, в тот возраст,

где спортсмен становится более ответственным и объективным к себе. Старшая школа – 15-17лет, это и есть время, в которое комплекс подготовки спортсмена наполнен различными средствами и методами, которые запомнятся лыжником и принесут эффективный результат.

В возрасте 15-17 лет темпы роста организма спортсмена падают. Разница

между детьми с ранним и поздним развитием нивелируется, организм спортсмена превращается в почти взрослый, нагрузки становятся почти как у взрослых спортсменов, помимо этого увеличивается психо-эмоциональная нагрузка как со стороны родителей и учителей (старший школьный возраст) так и со стороны сверстников (товарищи-конкуренты и внимание противоположного пола). В это сверхнагруженное время (с 15 до 17 лет) у тренера стоит задача подготовить высококвалифицированного спортсмена-универсала для всех дистанций и стилей.


Для того чтобы подготовить спортсмена высокого уровня становится недостаточно развития одних физических качеств и улучшения инвентаря, чего хватало раньше. Придется успевать за мировым прогрессом в науке, технологии, педагогике и физическом воспитании. Необходимо подходить к тренировке и соревнованиям с различных сторон, применяя новые методики и технологии, постоянно используя новое во всем: тренировке, восстановлении, отдыхе.

Конечно, большой спорт и фармакология на сегодняшний день неразрывно

связаны из-за огромных нагрузок на организм человека, но мы считаем, что до 18 лет дети не использовали серьезные препараты для повышения результатов, даже по разрешению/указанию врача. Такой метод конечно проще для тренера, но ведь он не интересен для спортсмена.

В нашей работе мы предложим свое видение подготовки школьников

старшего школьного возраста, опираясь на базовую классическую физическую подготовку лыжника с применением психологической подготовки, а также используя современные физкультурно-оздоровительные технологии, современные технические средства, традиционные и нетрадиционные виды деятельности.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков.

Предмет исследования – методика подготовки лыжников-гонщиков 15-17

лет.

Цель работы: разработать комплексную методику подготовки лыжников гонщиков 15-17 лет, с использованием инновационных методик и технологий,

направленных на улучшение результата.

Основные задачи:

1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме

исследования.

2. Выявить физиологические и возрастные особенности развития лыжников гонщиков 15-17 лет;

3. Проанализировать современные физкультурные методики и технологии и

особенности их применение в лыжных гонках.

4. Разработать и экспериментально проверить комплексную методику

подготовки лыжников-гонщиков 15-17 лет, с использованием инновационных

методик и технологий, направленных на улучшение результата.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

Возраст 15-17 лет принято называть старшим школьным возрастом, так как он приходится на обучение в старших классах школы. По аналогии в лыжных гонках этот возраст называют «старшие юноши» и «старшие девушки». Данная группа является последней ступенью, на которой существуют соревнования по своему возрасту. После этого времени лыжники участвуют в соревнованиях совместно со взрослыми, соревнуются на тех же дистанциях и соответственно переносят те же нагрузки.



Гендерные различия в возрасте 15-17 лет усиливаются. Развитие девушек

завершаются, в то время как у юношей развитие в активной стадии.

Особенности развития юношей и девушек в 15-17 лет.
Рост

Юноши: К 16-17 годам юношами, как правило, уже пройден резкий скачок роста. Рост не останавливается, но темпы роста значительно уменьшаются. Рост мальчика этого возраста уже почти становится ростом взрослого мужчины.

Девушки: В 16-17 лет девушки перестают расти. Формы тела принимают

отчетливо заметные черты взрослой женщины. Происходит окончательное

окостенение скелета.
Нервная система

Нервная система у юношей и девушек школьного возраста приобретает черты нервной системы взрослого человека. Интенсивная нервно-психическая деятельность теперь дается с меньшими усилиями, затем исключением, что нервная система пока еще не способна к нагрузкам длительное время, как у

взрослых [15].
Сердечно сосудистая система

В возрасте 15-17 лет идет рост сердечной мышцы, укрепляются и становятся более эластичными сосуды. Вследствие этого падают показатели ЧСС, до практически показателей взрослого (60-70). Увеличивается показатель артериального давления (до 120/70).

Дыхательная система

У старших школьников наблюдается активный рост грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких, заканчивается формирование верхних дыхательных путей. Из-за чего сокращается частота дыхания, увеличивается проходимость дыхательных путей.

Пищеварительная система

Пищеварительная система в 15-17 лет развита до уровня взрослого человека, активно функционирует. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от питания взрослого человека. Кишечник опорожняется не реже одного раза в сутки.

Мочевыделительная система

Почки в 15-17 лет сформированы и ничем не отличаются от почек взрослого. Состав и цветность мочи еще допускают небольшие отклонения от показателей взрослого.

Эндокринная система

У девушек к 16 годам четко выделяются вторичные половые признаки, менструации приобретают регулярный характер.

У юношей в 15-17 лет увеличивается волосяной покров на лице, созревают

сперматозоиды.
Иммунная система.

Иммунная система хорошо развита. При соблюдении режима дня и правильного питания в купе с физическими нагрузками способствует отличному противостоянию организма вирусам и другим заболеваниям.

В период 15-17 лет идет развитие жизненно необходимых систем организма. Одновременное биологическое развитие организма и физическая нагрузка, направленная на их развитие, несут огромную пользу для спортсмена и облегчают работу тренера. Результат тренировок будет быстрее заметен и ярче выражен.


Укрепление костно-мышечного аппарата и развитие нервной системы расширяет возможности для тренера, позволяет добавлять тренировки, которые ранее были недопустимы.

Но все же нужно понимать, что увеличение всех характеристик тренировокпо сравнению с предыдущим периодом (обьем, интенсивность), добавление новых средств тренировки, да еще и биологическое развитие организма - все это ведет к увеличению нагрузки до предельной. На организм оказываются стрессы как снаружи, так и изнутри.

Для того, чтобы помочь организму «переваривать» такую нагрузку и не выжать из него все соки до того, как он попадет во взрослый спорт, важно знать что ему нужно, в какой момент, как грамотно распределить нагрузку [17,41].

2. ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ

Лыжные гонки - цикличный вид спорта, лишь 10-30% времени тренировочного процесса занимает соревновательный период, почти нет переходного восстановительного периода, а 70-80% годичного цикла занимает подготовительный период.

Из-за того, что подготовительный период является самым долгим, его считают основным периодом подготовки лыжника.

В подготовительном периоде все время уделяется постоянной тренировкевсех качеств необходимых лыжнику-гонщику: повышение функциональной и физической подготовленности (все виды выносливости, сила, ловкость, гибкость, скорость реакции, развитие координационных способностей), оттачивание техники лыжных ходов, тактико-технические приемы ведения борьбы. Также, достаточно времени уделяют воспитанию волевых качеств и изучению теории и истории лыжного спорта. Все это нужно для создания основы, от которой будет зависеть результат в соревновательном периоде.

Подготовительный период в годичном макроцикле тренировки лыжника гонщика бывает построен по-разному, в зависимости от уровня подготовленности спортсмена.

Так, у спортсменов лыжников высокого класса тренировочный процесс строится по принципу сдвоенного макроцикла (используя по 2 подготовительных и 2 соревновательных периода). Такая подготовка необходима для демонстрации своей формы дважды в год: в летне-осенний период и период главных стартов зимой.

У спортсменов до 18-20 лет макроцикл тренировки строится, как правило, на одном большом подготовительном периоде(май-январь/февраль) и соревновательном периоде главных стартов. Это делается по причине того, что соревнования в летне-осенний период носят тренировочный характер. Для тренера эти соревнования могут быть лишь показателем общей физической подготовки спортсмена [11].


Подготовительный период такого макроцикла принято делить на 3 этапа:

1) Обще-подготовительный

2) Предварительной специальной подготовки

3) Основной специальной подготовки

1) Обще-подготовительный этап подготовительного периода (май-июль). Основная задача подготовки этого этапа – постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Большая часть времени отводится на развитие физических качеств, повышение уровня общей работоспособности, работа на овладение/совершенствование техники и технических приемов.

2) Этап предварительной специальной подготовки (август-октябрь/ноябрь (начало тренировок на снегу)). Основная задача подготовки на этом этапе - создание специальной базы для дальнейшего развития специальных качеств на снежном покрытии (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств и методов подготовки в бесснежное время: различная имитационная работа, работа на специальных тренажерах и лыже-роллерах. Постепенно растет объем тренировочных нагрузок и интенсивность выполнения циклической работы.

Но, увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее, чем рост объемных характеристик нагрузки. При такой схеме нагрузок в зависимости от поставленных тренером задач спортсмену могут даваться микроциклы «объемные» (увеличивающие объем нагрузки), затем микроциклы, поднимающие интенсивность, оставляя при этом объем. Такое увеличение характеристик объема и интенсивности может иногда достигать около предельных нагрузок на организм спортсмена, что можно позволить только на базе высокой общей физической подготовки. Объем средств ОФП на данном этапе постепенно уменьшается, но сохранение уровня основных физических качеств является причиной для постоянного использования средств ОФП, так как снижение достигнутого уровня не допустимо. Значительно растет объем средств специальной физической подготовки [19].

На первом и втором этапах подготовительного периода лыжники принимают участие в соревнованиях и тестированиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по СФП. Проверкой уровня ОФП являются базовые нормативы: прыжок в длину с места, бег 100 метров, 400 метров, 1 километр, подтягивания на перекладине (или отжимания у дев.), складка за 30 секунд(пресс). Для проверки уровня СФП тренеры используют различные методы, самыми распространенными являются: повторные (несколько ускорений по одной и той же дистанции с равными интервалами отдыха), темповые (постепенное увеличение темпа в течение всей тренировки начиная с 60-70% от МАХ и заканчивая на МАХ темпе), интервальные (прохождение каких-либо этапов тренировки на повышенном темпе через равные промежутки времени), контрольные тренировки (имитация соревнований). Все методы для проверки СФП могут быть использованы на лыже-роллерах, в кроссе по пересеченной местности, в смешанном передвижении (бег + имитация с палками в гору) и даже на велосипеде - все это проводится на различных стандартных дистанциях.