Файл: Фгбоу во тувинский государственный университет факультет физической культуры и спорта кафедра физической культуры и спортивных дисциплин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В середине данного этапа часто применяют тренировку в условиях среднегорья, для создания условий кислородной недостаточности. Данные условия способствуют тренировке вегетативной нервной системы, укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Этап основной специальной подготовки (с началом тренировок на снегу - соревновательного периода). В зависимости от климатических условий (времени установления снежного покрова в данной местности) и квалификации лыжников сроки начала зимнего этапа различны. В нашей стране они варьируются в среднем от середины октября до середины ноября. Заканчивается третий этап обычно в конце декабря – начале января с началом главных стартов сезона. Во многом сроки зависят от календаря соревнований, квалификации лыжников и задач на сезон. На этом этапе главная задача - развитие специальных физических качеств. Для лыжника это в первую очередь скоростная и скоростно-силовая выносливость, а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Основная цель третьего этапа подготовительного периода – достижение почти! Наивысшей спортивной формы к концу этапа. Основным средством подготовки на этом этапе является передвижение на лыжах по снегу. В третьем периоде спортсмены выполняют наибольший объем нагрузок. Пик объема приходится на первую половину этапа на сленге лыжников это время называют «вкатка». Это время характерно длительными тренировками по три и более часов начиная с ходьбы (низкая интенсивность), а затем постепенно увеличивая интенсивность.

Направленность этих тренировок – развитие общей выносливости и создание основы для дальнейшего повышения интенсивности и достижения спортивной формы. Одновременно решаются и задачи обучения (подростков, юношей и лыжников-новичков) и совершенствования техники способов передвижения на лыжах (у сильнейших спортсменов). Это нужно для того, чтобы частично утраченные навыки передвижения на лыжах по снегу (несмотря на использование специальных средств и методов подготовки в бесснежный период) вспомнить и вернуть ощущение лыж и снега под ногами. Поэтому в первых длительных тренировках обучению и совершенствованию техники отводится значительная часть времени (в зависимости от возраста и квалификации) [3].


Далее увеличивается нагрузка, направленная на развитие скоростной выносливости, общий объем нагрузки снижается (временной, но не километраж), но остается на достаточно высоком уровне, интенсивность тренировок растет.

Также развитие других качеств, таких как быстрота и сила, не остается без внимания. Для этого проводят ускорения и скоростные тренировки, а также специальные силовые тренировки на лыжах. Стоит помнить про ОФП. Тренировки по общей физической подготовке также проводятся в этом периоде. Основная их задача остается прежней – поддерживать достигнутый уровень общей подготовки. Изменение объема, интенсивности специальной подготовки, а также поддержание уровня ОФП находится в тесной взаимосвязи с возрастом, подготовленностью и индивидуальными особенностями лыжников. Длительные тренировки с высокой интенсивностью не обеспеченные хорошей предварительной подготовкой и

достаточными средствами восстановления, а также не соответствующие возрасту занимающихся, могут привести к перенапряжению лыжников и в дальнейшем – к переутомлению. Тренировки на этом этапе должны быть построены так, чтобы лыжники достигли спортивной формы к окончанию этапа. В конце этого этапа лыжники принимают участие в соревнованиях различного уровня, но все эти соревнования являются проходящими и выполняют функцию тренировки. Поэтому не целесообразно применять специальную подготовку к этим стартам и форсировать достижение спортивной формы, то есть никаких изменений в план тренировки не вносится. Объем, интенсивность и цикличность нагрузки остаются по плану.

На этом этапе наблюдается значительный рост интенсивности, но она недолжна быть предельной к концу периода, так как субмаксимальная и максимальная интенсивности нагрузки характерна только для соревновательного периода [32].

Соревновательный период

Основная направленность периода – поддержание и повышение уровняспортивной формы, создание условий для ее максимальной реализации, показание наивысших результатов. В лыжных гонках обычно это время с середины декабря по март-середину апреля. В это время 90% работы проводится на снежном покрытии. В данном периоде основные нагрузки представлены в виде соревнований, скоростных тренировок и тренировок имитирующих соревновательные условия. Большая часть соревнований используется в качестве подготовки к основным соревнованиям, либо являются отборочными на основные. В подготовке лыжника в соревновательном периоде ставятся следующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие специальных физических и морально-волевых качеств; сохранение ОФП на достигнутом уровне; стабилизация навыков в технике способов передвижения на лыжах; овладение тактикой и приобретение соревновательного опыта. При большой продолжительности соревновательного периода в его структуру вводятся промежуточные мезоциклы: восстановительно – подготовительные и восстановительно – поддерживающие для стимулирования общей тренированности и предсоревновательные мезоциклы для подготовки к соревнованиям в измененных отличающихся условиях.



В соревновательном периоде выделяют два этапа:

Предсоревновательный (декабрь – январь 4 – 6 мезоциклов).

Данный этап позволяет выполнять скоростную работу на базе функциональной и физической подготовки заложенной на подготовительном этапе.

Позволяет разогнать организм спортсмена и подготовить его к состояниям организма в соревновательном режиме. Тренировки становятся короче по времени, увеличивается темп на тренировке, появляются тренировки с рваным темпом, уменьшается количество равномерных тренировок. На конец этапа как правило приходятся главные отборочные старты либо главные контрольные соревнования [20].

Собственно соревновательный (январь – март)

Подготовка к главному (главным) соревнованиям. Происходит восстановление после отборочных соревнований и дальнейшее совершенствование спортивной формы, выведение на пик формы к главному старту. Нагрузка на тренировках ниже средней, темп средний и ниже среднего, но при отсутствии стартов применяют контрольные и другие скоростные тренировки для поддержи организма спортсмена в боеспособном состоянии.

Переходный период

Переходный (восстановительный) период в лыжных гонках протекает обычно в апреле – начале мая. Данный период направлен на обеспечение полноценного отдыха и поддержания определенного уровня тренированности. В данное время снижается объем и интенсивность нагрузки, используются средства активного отдыха и общеподготовительные средства, также часто используют смену вида деятельности и занятия другими видами спорта (для лыжника актуально в это время занятия в бассейне или вело тренировки, а также походы). Постепенно к концу периода объем и интенсивность нагрузки (в данном случае кроссовая подготовка) становятся равны начальным нагрузкам подготовительного периода и начинается следующий макроцикл. Для лыжников также актуальна физическая силовая подготовка – удачное время для набора мышечной массы из-за снижения интенсивности нагрузки [11].

3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

Основные методы подготовки в лыжном спорте. На различных этапах системы многолетней подготовки лыжников-гонщиков применяются различные методы обучения, воспитания и тренировки. При обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах применяются наглядные, словесные и практические методы (метод упражнения) в разнообразных их вариантах и сочетаниях. При воспитании моральных и волевых качеств используется широкий круг методов - убеждения, разъяснения, поощрения, наказания, примеры (наглядные методы) и др. В процессе тренировки в избранном виде лыжного спорта при развитии физических качеств и повышении уровня функциональной подготовленности широко используются различные методы, основой которых является сочетание нагрузки и отдыха. Разнообразные варианты сочетания нагрузки и отдыха во многом определяют характер воздействия данного метода на организм лыжников. Обязательной составной частью любого методатренировки являются интервалы отдыха.


1. Равномерный метод характеризуется длительным и непрерывным выполнением тренировочной нагрузки в циклических упражнениях (в беге, в передвижении на лыжероллерах, лыжах и т.п.) используя равномерный темп на всем протяжении тренировки. Учитывая особенности передвижения на лыжах по пересеченной местности, когда при преодолении подъемов интенсивность работы, как правило, увеличивается, а при спусках падает практически до нуля, термин «равномерный» весьма относителен. В указанных условиях поддержать заданную интенсивность бывает не только трудно, но порой и просто невозможно. В этом случае понятие «равномерный» несколько условно - оно характеризует только общую направленность работы. Лыжники при таком задании стараются передвигаться по возможности с одинаковой интенсивностью. При равномерном методе лыжники могут передвигаться с различной (заранее запланированной), но постоянной интенсивностью - слабой, средней, а порой и сильной (главное - сохранить ее в течение всего передвижения). Это дает возможность использовать равномерный метод для решения различных задач, но чаще всего он применяется для развития общей выносливости. Вместе с тем его используют при передвижении по слабопересеченной местности и равнине (где легче сохранить «равномерность» нагрузки). В переходном и подготовительном периодах его применяют в начале для постепенного повышения работоспособности. С этой целью можно использовать разнообразные средства циклического характера: бег, передвижение на лыжероллерах, плавание, гребля, езда на велосипеде и т.д. На снегу равномерный метод широко применяется при изучении и начальном совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, при

восстановлении двигательных навыков, частично утраченных в бесснежное время года, а также для постепенного «втягивания» в работу в специфических условиях на первом снегу (т.е. для повышения общей работоспособности) [10].

2) Переменный метод заключается в постепенном изменении интенсивности при прохождении заданной дистанции на лыжах в течение какого-либо времени.

Отличительной чертой этого метода является плавное изменение интенсивности - от средней и порой до околопредельной, а также отсутствие жестких ограничений времени изменения интенсивности. Планируя применение переменного метода, тренер дает лыжнику задание, указывая лишь общий километраж (время) тренировки, а также количество ускорений и их длину для прохождения с повышенной (заданной) интенсивностью. Начало каждого ускорения, а также их распределение по ходу дистанции лыжник определяет из собственного самочувствия, а также рельефа местности (как правило, ускорения выполняются вподъемы). С ростом тренированности интенсивность ускорений и всей нагрузки в целом постепенно увеличивается, но практически не бывает предельной. Вместе стем, исходя из задач подготовки, тренер может дать точное задание по количеству отрезков, их интенсивности и распределения по ходу дистанции. Учитывается и определенный рельеф тренировочного круга дистанции.


В зависимости от интенсивности и других компонентов переменный метод может быть направлен на развитие специальной или общей выносливости. В определенной мере при соответствующих изменениях в компонентах он может способствовать и развитию быстроты, но это не главное его назначение (быстрота лучше развивается повторным методом). Переменный метод ввиду его значительной универсальности достаточно широко применяется лыжниками гонщиками любой квалификации и возраста (новичками-юношами и взрослыми спортсменами высших разрядов) [1,9,45].

3) Повторный метод заключается в многократном прохождении заданных отрезков с установленной интенсивностью. Все эти параметры заранее планируются тренером. Однако интервал отдыха между повторениями жестко не регламентируется, иногда его продолжительность определяется самочувствием спортсмена. В любом случае он должен быть достаточен для восстановления с тем, чтобы лыжник мог повторить каждый следующий отрезок с заданной интенсивностью. Интенсивность прохождения планируется из поставленных задач. Повторный метод (на коротких отрезках) применяется в основном для развития быстроты (скорости). В этом случае интенсивность прохождения бывает предельной.

Однако повторный метод можно спланировать так, чтобы он способствовал развитию специальной выносливости, - в этом случае длина отрезков увеличивается, а интенсивность снижается до сильной. Этот метод для развития указанных качеств получил широкое распространение практически на любом этапе тренировки в годичном цикле и в многолетней подготовке [7].

При развитии скорости повторение отрезков обычно продолжается до тех пор, пока спортсмен в состоянии поддерживать максимальную скорость. В том случае, если скорость быстро снижается (после нескольких повторений), что обычно бывает у новичков и лыжников низших разрядов, с целью достижения необходимого (достаточно большого) объема тренировочной нагрузки целесообразно использовать серийное повторение отрезков. В этом варианте после нескольких повторений интервал отдыха заметно удлиняется. Затем вновь выполняется серия прохождений с установленным (обычным) интервалом отдыха.

4. Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.

Применение данного метода связано с высокими требованиями к техникотактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена. При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.