Файл: Фгбоу во тувинский государственный университет факультет физической культуры и спорта кафедра физической культуры и спортивных дисциплин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными. В качестве примеров усложнения условий соревнований можно произвести следующие:

- соревнования в условиях среднегорья, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер, "тяжелая" лыжня.);

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности; применением "гандикапа", при котором более слабому участнику предоставляется определенное

преимущество - он стартует несколько раньше. По особенностям регулирования нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Соревнование довольно жестко регламентируется определенными правилами (официальными и неофициальными), но эта регламентация затрагивает лишь некоторые стороны и условия состязания (предмет состязания, порядок выступления, условия оборудования и др.). Это же касается конкретного характера деятельности и определяется в решающей мере логикой соревновательной борьбы

5. Метод строго регламентированного упражнения. Основная черта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов [39].

В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся прежде всего две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостноконструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта [24].

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.


При применении этого метода освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Основные средства подготовки лыжников-гонщиков. В процессе многолетней подготовки лыжника для развития волевых и физических качеств, обучения технике и тактике, повышения уровня функциональной подготовки применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на организм лыжника-гонщика многообразное воздействие, но вместе с тем решение тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений. Точный выбор упражнений при обучении и тренировке во многом определяет эффективность многолетней подготовки на всех ее этапах. Во всех случаях подбора упражнений следует исходить из взаимодействия навыков при обучении и физических качеств при тренировке, используя их положительный перенос с одного упражнения на другое.

В лыжных гонках при подборе упражнений необходимо учитывать больший или меньший перенос навыков и качеств с различных применяемых упражнений на способы передвижения на лыжах.

Все физические упражнения, применяемые в подготовке лыжников, принято делить на следующие основные группы:

1)Упражнения основного вида лыжного спорта - лыжных гонок, избранных как предмет специализации. В эту группу входят все способы передвижения па лыжах (лыжные ходы, спуски, подъемы, повороты и т.д.). Все эти упражнения выполняются в различных вариантах и разнообразными методами.

2) Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою" очередь, на две подгруппы:

а) общеразвивающие подготовительные;

б) упражнения из других видов спорта

В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметови с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко общеразвивающие упражнения применяются в тренировке юных лыжников, а также новичков и лыжников низших разрядов. Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, (легкой атлетики, гребли, спортивных игр, плавания и др.). Эти упражнения применяются в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств с применяемого вида спорта на основной вид - лыжные гонки. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол) и т.д. [4].



3. Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы:

а) специально подготовительные;

б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах.

В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении).

Имитационные упражнения могут применяться как для совершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких элементов (в связке). Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений.

Общеразвивающие упражнения особенно важно подбирать в соответствии с особенностями избранного вида - лыжных гонок. В подготовке лыжников сложился широкий круг упражнений, которые классифицируются по преимущественному воздействию на развитие отдельных физических качеств. Это разделение несколько в различных направлениях (вверх, вперед, вверх по склону или по лестнице, впрыгивание на препятствие, через невысокие барьеры, в глубину с тумбы или обрыва и т.п.). Все прыжковые упражнения можно выполнять с отягощением. Очень важно при выполнении прыжков добиваться максимально высокой скорости отталкивания. Для развития скоростно-силовых качеств целесообразно некоторые прыжковые упражнения выполнять с максимальной скоростью на время, например прыжки на двух ногах на отрезке 10 или 20 м, то же, но с преодолением 5-ти барьеров высотой 80 см и т.п. Для развития скоростно силовых качеств мышц рук и плечевого пояса применяются разнообразные упражнения с внешними отягощениями (набивными мячами, ядрами, гантелями), а также с отягощением собственным весом. Величина отягощений в различных упражнениях и для различных групп мышц меняется от малых (25 и более повторений) до средних (13-15 повторений), но никогда не бывает большой и предельной. Все упражнения выполняются в динамическом характере - с высокой (доступной для величины отягощения) скоростью. Возможно применение различных амортизаторов и эспандеров, приближающих упражнение к характеру движений в лыжных ходах. Но величина усилий и скорость движений при развитии и скоростно-силовых качеств в этих упражнениях должна превышать привычную для передвижения на лыжах.


Скоростно-силовым упражнением можно считать и имитацию в подъем с палками и без палок, но выполняемую в высоком темпе. Кроме этого, возможно выполнение имитационных упражнений с отягощениями. В этом случае повторные упражнения должны чередоваться с имитацией обычной, без отягощений [27].

Из перечисленных групп и примерных упражнений составляются комплексы. При этом необходимо учитывать, что условия выполнения упражнении могут изменить его направленность и конечный эффект от применения. Так, бег с высокой скоростью по ровному участку (по дорожке) развивает скорость, а бег в гору способствует развитию силы мышц.

Заключение

Возраст старших школьников является переходным этапом от ребенкашкольника к взрослому человеку. В это время организм формируется до своих конечных форм, полностью формируется характер и темперамент. Задача учителя – подготовить ребенка к взрослой жизни, дать ему все необходимые знания, сделать базу. В спорте происходит аналогичная картина: Тренер подготавливает молодого спортсмена к большому взрослому спорту, создает ему базу умений и навыков, на которые в будущем спортсмен сможет опереться в своей тренировочной и соревновательной деятельности. В возрасте 15-17 лет в лыжных гонках происходят серьезные отборы на дальнейшие этапы спортивного совершенствования: сборные регионов, округов, России. Поэтому так важно подготовить спортсмена разносторонне, а не только физически. Стоит понимать что на данном этапе нагрузки растут воспринимать их все труднее. Для этого необходимо усиливать восстанавливающие факторы. В нашей работе описаны методики и технологии, использование упражнений из которых поможет преодолеть тяжелые нагрузки и подготовить спортсмена к еще более серьезным испытаниям, а также поможет развить физические качества. Методика использования также представлена в работе на примере 5 месяцев подготовки. Преимущества данной методики в ее непричастности к основной базовой программе любого тренера, она лишь вносит коррективы. В работе проведено исследование, результаты которого описывают полезность данной методики и качественные результаты. Исследование проводилось на юношах в спортивной школе по зимним видам спорта, все испытуемые имели один спортивный разряд и приблизительно равные результаты в течение предыдущего сезона. Данная методика может быть использована в качестве средства, повышающего возможности адаптации организма молодых спортсменов к нагрузке, а соответственно и средства, повышающего тренировочное воздействие. 71 Использование упражнений современных физкультурно-оздоровительных технологий считаю оправданным в лыжных гонках. В заключение хотелось бы сказать, что проблематика исследования характерна не только для лыжных гонок, но и для других цикличных видов спорта, где необходимо испытывать большое количество нагрузок на развитие выносливости для обеспечения высокого спортивного результата и спортивного совершенствования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) : руководство для врача : в 2 томах / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина. – М. : ГЕОТАР-Медиа, 2006. – Т. 2. – 464 с.

2. Баранова, Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой

системы у спортсменов, тренирующихся в циклических видах спорта / Е.А.

Баранова, Л.В. Капилевич // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 383. – С. 176-179.

"Физическая культура"). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010.

3. Зеновский Е.В. Моделирование скоростно-силовой подготовки

лыжников- гонщиков высокой квалификации в подготовительном периоде

тренировки. Автореферат диссертации канд. пед. наук. - М., 1987. - 20 с.
4. Косякова, М. П. Особенности реакции сердечно-сосудистой системы на

физическую нагрузку / М. П. Косякова, Ю. С. Нохрина, А. Ф. Терешкин //

конференции, 29 ноября 2011 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. -

Екатеринбург : РГППУ, 2011. - С. 48-50.
5. Павлов, С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка / С.Е.

Павлов. // Теория и практика физической культуры. 1999, №1, с. 12-17.

30. Павлов, С.Е. Теория адаптации и теория спортивной тренировки / С.Е.

Павлов. // В сб.: XVI Всероссийской научно-практической конференции

«Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного

резерва». Москва, 5-7 октября, 1999, с. 65-67.

6. Павлов, С.Е., Полнев, Б.А., Кузнецова, Т.Н. Принципы проведения восстановительных мероприятий в училище олимпийского резерва / С.Е. Павлов, Б.А. Полнев, Т.Н. Кузнецова. // В сб. XVI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва». Москва, 5-7 октября. 1999, с. 194-195.

7. Розенблат, В.В. Проблемы утомления / В.В. Розенблат. – М.: Медгиз,1961, с.198.

8. Суслова, Ф.П., Сыча, В.Л., Шустина, Б.Н. Современная системаспортивной подготовки /Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995, с.324.

9. Фомин, С.К. Лыжный спорт: методическое пособие для учителе физической культуры и тренеров. / С.К. Фомин. – К.: Рад.шк.,1988. – 176.