Файл: Учебнометодическое пособие Ярославль Яргу 2017 2 удк 342. 9 339. 543(072) ббк х621. 165. 203. 1я73 с рекомендовано.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра трудового и финансового права ДА. Смирнов ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Учебно-методическое пособие Ярославль
ЯрГУ
2017
Учебно-методическое пособие Ярославль
ЯрГУ
2017
2
УДК 342.9:339.543(072)
ББК Х621.165.203.1я73 С Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2017 года Рецензент кафедра трудового и финансового права ЯрГУ С
Смирнов, Дмитрий Александрович. Таможенное право : учебно-методическое пособие
/ ДА. Смирнов ; Яросл. гос. унт им. П. Г. Демидова.
— Ярославль : ЯрГУ, 2017. — 48 с.
В настоящем пособии рассматриваются основные вопросы таможенного права предмет, метод, источники, порядок совершения таможенных операций, таможенный контроль, таможенные платежи. Пособие разработано на основе положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017). Предназначено для студентов, изучающих дисциплину Таможенное право.
УДК 342.9:339.543(072)
ББК Х621.165.203.1я73
© ЯрГУ, 2017
3 Тема 1. Таможенное право в правовой системе Российской Федерации. Предмет и метод таможенного права, таможенные правоотношения Традиционно предмет таможенного права определяется как общественные отношения, складывающиеся в сфере таможенного дела. Таможенное дело, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона О таможенном регулировании в Российской Федерации (далее —
ФЗ О таможенном регулировании) представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно- тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. Таможенное дело по своей природе представляет собой инструментарий таможенного регулирования. Определения таможенного регулирования содержатся в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза далее ТК ЕАЭС) ив ФЗ О таможенном регулировании. Так, согласно п. 1 ст. 1 ТК ЕАЭС единое таможенное регулирование включает в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами. Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ О таможенном регулировании таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
4 Оба определения представляются не вполне. В качестве рабочего мы будем использовать следующее определение таможенное регулирование — это деятельность государства (союза государств, заключающаяся в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров через таможенную границу. Как известно, любая деятельность имеет определённые цели. Не является исключением и таможенное регулирование. Здесь можно выделить две основные цели.
1. Установление определённых правил является средством защиты физических и юридических лиц от произвола государственных органов и их должностных лиц.
2. Осуществляя правотворческую деятельность в сфере таможенных правил, государство (союз государств) стремится воздействовать на сферу внешней торговли. Реализуя вторую цель, государства использует особые инструменты, которые называются основными мерами таможенного регулирования. ТК ЕАЭС выделяет несколько разновидностей таких мер, которые мыс определённой долей условности объединим в две группы.
1. Меры экономического регулирования, которые осуществляются через установление и взимание таможенных платежей В эту группу входят а) меры таможенно-тарифного регулирования Согласно подп. 21 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС это меры, применяемые в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее
— Договор о Союзе) в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот б) налоги В таможенном праве в качестве особой разновидности таможенных платежей выступают налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
2. Меры административного регулирования, которые осуществляются через установление запретов, ограничений и иных мер административного характера В эту группу входят
5 а) запреты и ограничения. Согласно подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК
ЕАЭС это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосани- тарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов. На уровне Союза меры нетарифного регулирования применяются только в отношении товаров, включённых в соответствующий перечень (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) от 21.04.2015 № 30 О мерах нетариф- ного регулирования. Так, к мерам нетарифного регулирования в соответствии с Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Союзе) относят
• запреты и количественные ограничения экспорта и (или) импорта товаров
• исключительное право
• автоматические лицензирование (наблюдение
• разрешительный порядок б) меры защиты внутреннего рынка Согласно подп. 20 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС это специальные защитные, антидемпинго- вые, компенсационные меры и иные меры защиты внутреннего рынка, установленные в соответствии с Договором о Союзе, вводимые в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза. Указанные меры применяются в соответствии с Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам Приложение к Договору о Союзе. При этом
• специальная защитная мера (импортная квота, специальная квота или специальная пошлина) применяется в случае, если импорт товаров на территорию Союза наносит серьёзный ущерб отрасли экономики государств-членов (или угрозы его причинения
6
• антидемпинговая мера (антидемпинговая пошлина либо одобрение добровольных ценовых обязательств) применяется в случае, если ввозимый товар является предметом демпингового импорта те. его экспортная цена ниже его нормальной стоимости
• компенсационная мера (компенсационная пошлина либо одобрение добровольных обязательств) применяется в случае, если в отношении ввозимого товара экспортирующей стороной были применены специфические субсидии. В международной практике применяются и иные меры
• таможенная блокада и таможенное эмбарго (к таможенному эмбарго, в частности, относятся ограничительные меры, введён- ные Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации
• «зелёный» протекционизм
• усложнение процедуры оформления и контроля и др. Всего в мировой практике насчитывается до 800 разновидностей таких мер. Следует обратить внимание, что меры таможенного регулирования могут носить экономический характер и вводиться в иных целях. К ним можно отнести, в частности, запреты на ввоз озоноразрушающих веществ, некоторых видов оружия, литературы экстремистского характера, порнографических материалов, нацистской символики, изделий из гренландского тюленя, ограничения на ввоз пестицидов, наркотических веществ и их пре- курсоров, технических средств, предназначенных для негласного получения информации, шифровальных (криптографических) средств, культурных ценностей и т. п. Естественно, для того чтобы эти меры были фактически реализованы, требуется наличие определённых механизмов и инструментов (методов и средств. Основные методы и средства обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования можно разделить натри блока.
1. Регулятивный блока) таможенные операции (в том числе связанные с пересечением товарами таможенной границы и их помещением под опре- делённую таможенную процедуру
7 б) таможенные процедуры (всего 17 процедур в) таможенный контроль г) информирование и консультирование д) внутренние организационные отношения и служба в таможенных органах.
2. Фискально-статистический блока) таможенные платежи б) таможенная статистика и применение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
3. Охранительный блока) защита таможенными органами в рамках своей компетенции прав граждан (в том числе права интеллектуальной собственности б) порядок обжалования решений, действий, бездействия таможенных органов и их должностных лиц в) преступления в сфере таможенного дела и ответственность за них (например, ст. 194, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ г) административные правонарушения в сфере таможенного дела и ответственность за них (глава 16 КоАП РФ (всего 24 статьи. По мнению многих исследователей, таможенное право является неоднородной, комплексной отраслью права (Б. Н. Габри- чидзе, В. Г. Драганов, А. Ф. Ноздрачёв и др. Некоторые исследователи считают таможенное право подотраслью (Л. Н. Марков, К. К. Сандровский) и даже институтом административного права ДН. Бахрах). Отдельные учёные ограничиваются констатацией существования отдельной отрасли таможенного законодательства АН. Козырин). Нам этот спор не кажется принципиальным, хотя наличие формирующейся самостоятельной комплексной отрасли таможенного права вполне может быть признано. Если исходить из классификации отраслей права, предложенной С. С. Алексеевым, то таможенное право можно признать комплексной отраслью права наравне с предпринимательским, природоохранными др. Очевидно, что это непрофилирующая и не специальная отрасль. Основная группа таможенных отношений регулируется нормами таможенного права. Другая часть таможенных отношений регулируется нормами
8
• международного права (регулирование таможенных отношений в рамках Евразийского экономического союза
• государственного права (отнесение таможенного регулирования к исключительному ведению Российской Федерации
• уголовного права (санкции за совершение преступлений в сфере таможенного дела
• уголовно-процессуального права (расследование таких преступлений финансового права (в части взимания таможенных платежей
• гражданского права (оказание услуг субъектами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
• служебного права (в части регулирования службы в сфере таможенного дела
• трудового права (в части регулирования труда гражданского персонала в системе таможенных органов) и др. Метод таможенного права Существует два подхода к методу отрасли. Согласно первому подходу у отрасли прав может быть либо императивный метод, либо диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Таможенное право относится к отрасли права с императивным методом. Однако ив таможенном праве встречаются элементы диспозитивности (например, на началах диспозитивности строятся отношения между декларантом и субъектами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. Согласно второму подходу у каждой отрасли права есть специфичный метод, который определяется по таким параметрам, как правовое положение сторон, основание возникновения прав и обязанностей и характер защиты нарушенных прав. Метод таможенного права характеризуется следующим
1) правовым положением сторон, для которого характерны а) императивность, определённость их прав и обязанностей б) преобладание обязывающих и запрещающих норм в) отношения власти-подчинения, преобладающее суборди- национное начало. Широко распространены и отношения реор- динации (жёсткой связанности правом поведения обеих сторон годной из сторон, как правило, выступает государство в лице государственных органов (публичность
9
2) основаниями возникновения правоотношений и спецификой установления прав и обязанностей а) таможенные отношения возникают, как правило, по инициативе одной из сторон б) права и обязанности сторон определяются преимущественно в международно-договорном и законодательном порядках. При этом служащим таможенных органов разрешено только то, что прямо предусмотрено законом или международным актом, а иным лицам — то, что не запрещено законом в) основными юридическими фактами являются юридические акты
3) характером защиты нарушенных прав Помимо универсальной судебной защиты важное значение имеет обжалование решений, действий, бездействия таможенных органов и их должностных лиц в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Также ст. 49 ФЗ О таможенном регулировании предусматривает возможность обжалования решений, действий, бездействия должностного лица таможни или таможенного постав связи с ввозом в и (или) вывозом из РФ товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств. В этом случае заинтересованное лицо может устно обратиться к вышестоящему должностному лицу, которое должно незамедлительно рассмотреть жалобу ив течение 3 часов принять по ней решение. По требованию заинтересованного лица в письменной форме составляется акт о рассмотрении жалобы в упрощённом порядке. Таким образом, мы убедились, что неоднородность предмета правового регулирования определяет и неоднородность метода. Можно выделить 4 группы таможенных отношений
1) между таможенными органами и иными лицами
2) отношения, связанные со службой в таможенных органах
3) организационные отношения между таможенными органами
4) отношения между лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и субъектами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. Столь разнородные группы общественных отношений объединяет то, что они возникают в связи и по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
10 В связи с этим необходимо разобрать понятия таможенной границы и таможенной территории. В действующем законодательстве имеется по два определения указанных категорий. Согласно п. 1 ст. 5 ТК ЕАЭС таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией. Несколько иное понятие содержится в п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ О таможенном регулировании, из содержания которого вытекает, что таможенная территория Российской Федерации — это территория РФ и (или) территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии со своим законодательством и нормами международного права. Согласно п. 2 ст. 5 ТК ЕАЭС таможенной границей Союза являются пределы таможенной территории Союза, а также в соответствии с международными договорами в рамках Союза — пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов. Аналогично под таможенной границей РФ можно понимать пределы таможенной территории РФ, а также пределы отдельных территорий в границах РФ. Упомянутые пределы отдельных территорий представляют собой границы свободных (специальных, особых) экономических зон. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге
18.06.2010) свободная (специальная, особая) экономическая зона далее — СЭЗ) — часть территории государства — члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства — члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Указанные зоны создаются в целях содействия социально-эко-
11 номическому развитию государств — членов ЕАЭС, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях. В России общим вопросам функционирования СЭЗ посвящён
ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации. Существует целый ряд СЭЗ, в частности созданные на основе ФЗ от 10.01.2006 № 16-ФЗ Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, ФЗ от 31.05.1999 № 104-ФЗ Об Особой экономической зоне в Магаданской области, ФЗ от 13.07.2015 № 212-ФЗ О свободном порте Владивосток, ФЗ от 29.11.2014 № 377-ФЗ О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
2. Источники таможенного права Источники таможенного права представляют собой централизованную иерархическую систему, построенную на принципах конституционности и законности. Создание Таможенного союза и впоследствии на его базе ЕАЭС повлекло существенную перестройку системы источников таможенного права. А именно, возник значительный блок международных источников, регулирующих таможенные отношения в рамках ЕАЭС. Все источники подразделяются на внутренние и внешние международные. Международные источники
1. Таможенное законодательство ЕАЭС. В соответствии с п. 2 ст. 1 ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с международными договорами включая ТК ЕАЭС) и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Союзе.
1.1. Международные договоры, действующие в рамках
ЕАЭС. В соответствии сч ст. 15 Конституции РФ международные договоры имеют большую юридическую силу, чем отечественные нормативные акты. Сегодня действует более ста международных договоров.
1.2. Акты, составляющие право Союза. А ним относятся акты международных органов ЕАЭС (в частности, акты Высшего Евразийского экономического совета, акты Евразийского межправительственного совета, акты ЕЭК, акты Суда Евразийского экономического союза.
1.3. Договор о Евразийском экономическом союзе представляет собой основополагающий учредительный акт Союза, в котором определяются основные принципы его функционирования, цели, компетенции и право Союза, органы Союза, ряд других фундаментальных вопросов.
2. Международные акты Всемирной торговой организации.
2.1. Марракешское соглашение об утверждении ВТО 1994 г. и его приложения (Генеральное соглашение по тарифами торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами
(ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС.
2.2. Соглашения специального характера, регулирующие отдельные аспекты международной торговли (Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по применению санитарных и фи- тосанитарных мер, Соглашение по техническим барьерам в торговле и т. п.
2.3. Двух- и многосторонние соглашения членов ВТО.
2.4. Решения органов ВТО (например, суда ВТО). Иные международные источники.
3.1. Международные договоры, заключённые под эгидой других международных организаций или в двухстороннем порядке.
• Международные таможенные конвенции, участником которых является РФ (например, Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г, Конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г, Конвенция о контейнерах 1972 гидр Конвенции, содержащие нормы международного таможенного права (например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
• Двусторонние международные договоры.