Файл: Учебнометодическое пособие Ярославль Яргу 2017 2 удк 342. 9 339. 543(072) ббк х621. 165. 203. 1я73 с рекомендовано.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 3.2. Международные правовые обычаи (например, публикуемые в сборниках Обычаи портов.
3.3. Обязательные решения специализированных международных организаций (например, решения ООН. Внутренние источники В связи с созданием таможенного союза и расширением сферы действия актов ЕАЭС роль внутренних актов существенно снизилась. Они применяются в части, не урегулированной международными актами, а также в случаях, когда международные акты прямо отсылают к национальному законодательству.
1. Законодательные акты
1.1. Конституция РФ 1993 г.
1.2. ФЗ О таможенном регулировании и иные акты специального таможенного законодательства (например, Закон РФ от 21.05.1993
№ 5003-1 О таможенном тарифе,
ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ О службе в таможенных органах Российской Федерации.
1.3. Законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (например, ФЗ от 08.12.2003
№ 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, ФЗ от 08.12.2003 № 165-ФЗ О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.
1.4. Иные законодательные акты, содержащие нормы таможенного права (например, ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ Об оружии, ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления распития) алкогольной продукции, ФЗ 08.01.1998 № 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах.
1.5. Комплексный характер таможенного права предполагает использование норм других отраслей права гражданского, уголовного, налогового, валютного, административного и др.
2. Подзаконные акты
2.1. Указы президента РФ (например, указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 О применении отдельных специальных

14 экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.
2.2. Постановления Правительства РФ.
2.3. Нормативные акты Федеральной таможенной службы. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 О Федеральной таможенной службе может издавать нормативные акты только по вопросами в случаях, установленных действующим законодательством, актами президента, правительства, международными договорами, актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
2.4. Подзаконные акты, принимаемые иными федеральными органами исполнительной власти. Это чаще всего Банк России, Министерство Финансов, Министерство экономического развития и др.
3. Локальное нормотворчество может осуществляться на уровне отдельных таможенных органов (например, приказ начальника таможенного органа, определяющий режим его работы и др.
Определённое значение имеет текущая практика, а также судебная практика и опыт административной юстиции

3. Субъекты таможенного права, таможенные органы Общее руководство таможенным делом осуществляет правительство РФ. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в соответствии сост ФЗ О таможенном регулировании обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. В настоящее время это
ФТС РФ. Одним из субъектов таможенных отношений, как правило, являются таможенные органы, которые составляют единую федеральную централизованную иерархичную систему (глава 2 ФЗ О таможенном регулировании
1. ФТС РФ правовой основой деятельности которой является постановление правительства от 16.09.2013 № 809 О Федеральной таможенной службе. Она осуществляет непосредственное руководство таможенным делом.
2. Региональные таможенные управления (РТУ Правовой основой их деятельности является общее положение о РТУ

15 утверждено приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1700). Выделяются общие и специализированные РТУ. Общих РТУ 8, по числу федеральных округов, они осуществляют контроль и руководство деятельностью таможенных органов на территории соответствующего федерального округа. Специализированных РТУ 4 (Региональное оперативно-поисковое управление, Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, Центральное ин- формационно-техническое таможенное управление, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление, они курируют отдельные аспекты деятельности таможенных органов.
3. Таможни Правовой основой их деятельности является общее положение о таможне (утверждено приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1700). Общее число таможен составляет около
85. Существуют внешние и внутренние таможни таможни общие, специальные и специализированные, а также таможни, подчиняющиеся РТУ, и таможни непосредственного подчинения, подотчётные ФТС. Ярославская таможня является внутренней общей таможней, подчинённой Центральному РТУ. В регион деятельности Ярославской таможни входят Ярославская и Костромская области.
4. Таможенные посты Правовой основой их деятельности является общее положение о таможенном посте (утверждено приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1701). Таможенные посты осуществляют таможенные операции и некоторые виды таможенного контроля. На настоящий момент таможенных постов около 550. Существуют внешние и внутренние таможенные посты посты общие, специальные и специализированные, а также посты, подчиняющиеся таможне или РТУ. Ярославской таможне подчиняются
6 таможенных постов. Из них 4 (Ярославский таможенный пост, Ярославский таможенный пост (Центр электронного декларирования, Ново-Ярославский таможенный пост, Рыбинский таможенный пост) находятся в Ярославской области, а 2 (Костромской таможенный пост, Шарьинский таможенный пост) — в Костромской области. Все они являются общими внутренними постами, за исключением центра электронного декларирования, который является специализированным таможенным органом.

16 Все указанные органы являются военизированными правоохранительными органами. В структуру ФТС также входят учебные заведения (Российская таможенная академия и её филиалы, медицинские и оздоровительные учреждения, представительства таможенной службы за рубежом и ФГУП «РОСТЭК». Другой стороной таможенных отношений является декла-
рант, лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, иное заинтересованное лицо. Также таможенные операции могут совершать лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и уполномоченные экономические операторы. Действующее законодательство предъявляет к таким лицам ряд требований. ФТС РФ ведёт реестры лиц, которым предоставлено право на осуществление соответствующей деятельности. К числу указанных лиц относятся
1. Таможенный представитель (ст. 401–405 ТК ЕАЭС, ст. 60–65 ФЗ О таможенном регулировании) — совершает от имении по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
2. Таможенный перевозчик (ст. 406-409 ТК ЕАЭС, ст. 66–68
ФЗ О таможенном регулировании) — осуществляет перевозку транспортировку) по таможенной территории Союза товаров, находящихся под таможенным контролем.
3. Владелец склада временного хранения (ст. 410–414 ТК
ЕАЭС, ст. 69–74 ФЗ О таможенном регулировании) — осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.
4. Владелец таможенного склада (ст. 415–419 ТК ЕАЭС, ст. 75–80 ФЗ О таможенном регулировании) — осуществляет хранение на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, либо иных товаров в случаях и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.
5. Владелец свободного склада (ст. 420–424 ТК ЕАЭС) — осуществляет размещение и использование на свободном складе

17 товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, в соответствии с ТК ЕАЭС.
6. Владелец магазина беспошлинной торговли (ст. 425–429
ТК ЕАЭС, ст. 81–84 ФЗ О таможенном регулировании) — осуществляет хранение и реализацию в магазине беспошлинной торговли товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, лицам, указанным в п. 2 ст. 243 ТК ЕАЭС как правило, это физические лица, убывающие с территории Союза. В качестве особой разновидности декларанта, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, ТК ЕАЭС выделяет уполномоченного экономического оператора (ст. 430–443 ТК ЕАЭС, ст. 85–96 ФЗ О таможенном регулировании. В зависимости от льгот и упрощений, которыми может пользоваться оператор, выделяются 3 типа уполномоченных экономических операторов. Например, оператор первого типа может пользоваться такими упрощениями, как совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, убытием товаров, таможенным декларированием и выпуском товаров впер- воочередном порядке выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии с ТК ЕАЭС, проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке и др. Вопросы для обсуждения

1. Соотношение понятий таможенное дело и таможенное регулирование.
2. Таможенное регулирование в системе обеспечения безопасности РФ.
3. Проблемы создания единого экономического пространства. Тема 2. Правовое регулирование перемещения товаров через таможенную границу Перемещение товаров через таможенную границу представляет собой совокупность таможенных операций. Под таможенными операциями согласно подп. 37 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами

18 в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством госу- дарств-членов о таможенном регулировании. Цель указанных действий со стороны декларанта или иных заинтересованных лиц
— получить право на пользование и распоряжение товарами в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с особенностями порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу. Цель указанных действий со стороны таможенных органов — обеспечить соблюдение мер таможенного регулирования. Порядок и технологии совершения таможенных операций определяются в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, особенностей таможенного декларирования и выпуска товаров, а также таможенных процедур, под которые помещаются товары. При этом таможенные операции совершаются одинаково, независимо от происхождения товаров, страны отправления и страны назначения товаров. Таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами. Отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов безучастия должностных лиц таможенных органов те. автоматизированные операции, в которых человек вообще не участвует.
ТК ЕАЭС выделяет следующие крупные блоки таможенных операций
1. Прибытие товаров на таможенную территорию Союза и таможенные операции, с ним связанные.
2. Убытие товаров с таможенной территории Союза и таможенные операции, с ним связанные.
3. Временное хранение товаров и таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение.
4. Таможенное декларирование и таможенные операции, связанные с подачей, регистрацией и отзывом таможенной декларации, изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации.
5. Выпуск товаров и таможенные операции, связанные с выпуском товаров. Рассмотрим каждый из них по порядку. Прибытие товаров на таможенную территорию Союза и таможенные операции, с ним связанные Первым юридическим фактом, который запускает механизм таможенных операций при ввозе товаров, является пересечение товаром таможенной границы. Следует отличать пересечение товарами таможенной границы и перемещение товаров через таможенную границу. Действующее законодательство не даёт определения пересечения товарами таможенной границы, однако посредством толкования можно определить его как пересечение пределов таможенной территории. Ст. 1 закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I О государственной границе определяет государственную границу как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы государственной территории суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, те. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Аналогично можно определить и таможенную границу как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы таможенной территории. Пересечение товаром таможенной границы (те. условной вертикальной поверхности, обозначающей пределы таможенной территории) является юридическим фактом, влекущим целый ряд правовых последствий
1. Товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом, перемещающим товары для личного пользования, вместо прибытия или иные места, определённые национальным законодательством. При этом согласно п. 2 ст. 10 ТК ЕАЭС местами прибытия являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов. Согласно ч. 3 ст. 9 закона РФ О государственной границе подпунктом пропуска

20 через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов, а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. При этом не допускаются нарушение упаковки товаров, изменение, удаление, уничтожение, повреждение или замена наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
2. С момента пересечения таможенной границы товары приобретают статус находящихся под таможенным контролем Это означает, что товарами нельзя свободно пользоваться и распоряжаться (только с разрешения таможенных органов, кроме того, в отношении указанных товаров могут быть применены формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
3. У перевозчика возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении перевозимого товара. Однако исполнению эта обязанность подлежит только в случае недоставки товаров вместо прибытия. Под ввозом товаров согласно подп. 3 п. 1 ст. 2 ТК понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза ив результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза (любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях (далее
— МПО), использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. Аналогичное определение содержится ив п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ О таможенном регулировании. Соответственно, о ввозе товаров допустимо говорить только при исполнении перевозчиком своей обязанности доставить товар вместо прибытия. Доставка товара вместо прибытия, в свою очередь, является юридическим фактом, влекущим такие последствия

21
1. Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления уведомления в виде документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации (установлено обязательное предварительное информирование для товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожными воздушным транспортом, либо путём представления документов и сведений, предусмотренных ст. 89 ТК ЕАЭС. Уведомление представляет собой пакет документов и сведений, установленных в зависимости от вида транспорта (автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный. В составе уведомления обязательно должны быть также документы и сведения, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений. Сроки уведомления устанавливаются в зависимости от транспорта, которым товар доставлен на таможенную территорию. При этом для товаров, перевозимых автотранспортом, срок составляет 1 час после прибытия товаров либо 1 час с момента начала работы таможенного органа (если товары прибыли не вовремя его работы. Для товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом — в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции либо иного срока, установленного национальным законодательством.
2. Перевозчик вместе прибытия обязан предъявить товары таможенному органу (п. 2 ч. 1 ст. 194 ФЗ О таможенном регулировании. Вместе прибытия возможна также разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами, замена транспортных средств международной перевозки. Эти операции могут быть осуществлены только после уведомления таможенного органа в письменной или электронной форме (в противном случае лицо может быть привлечено к административной ответственности пост КоАП РФ. В течение трёх рабочих часов с момента подачи уведомления перевозчик (иное заинтересованное лицо) обязан совершить одну из таможенных операций, связанных
1) с помещением товаров на временное хранение

22 2) перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом национальным законодательством
3) таможенным декларированием товаров
4) помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логисти- ческой СЭЗ;
5) вывозом товаров с таможенной территории Союза. Убытие товаров с таможенной территории Союза и таможенные операции, с ним связанные. Для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 89 ТК ЕАЭС (включая документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении товара, а также таможенную декларацию либо иной документ, подтверждающий прав на вывоз товара. Убытие товаров с таможенной территории Союза допускается с разрешения таможенного органа, которое оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и (или) путём проставления соответствующих отметок на таможенной декларации либо ином документе, допускающем вывоз товаров, а также на транспортных (перевозочных) документах. По общему правилу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории Союза и прекращается с момента фактического пересечения таможенной границы. С момента подачи документов и до фактического пересечения товаром таможенной границы он считается находящимся под таможенным контролем. Временное хранение товаров и таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение. Согласно п. 1 ст. 98 ТК ЕАЭС под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения по общему правилу до их выпуска таможенным органом (исключение составляют случаи получения разрешения таможенного органа на убытие иностранных товаров с таможенной

23 территории Союза, если они хранятся в местах перемещения через таможенную границу, а также изъятия или ареста товаров. Местами временного хранения по общему правилу являются
СВХ. В тоже время согласно п. 2 ст. 99 ТК ЕАЭС временное хранение может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных ТК ЕАЭС или национальным законодательством. В РФ указанные места определены ч. 1 ст. 198 ФЗ О таможенном регулировании (в частности, это отдельные помещения в местах международного почтового обмена, место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира, железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств. Для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное заинтересованное лицо представляет таможенному органу транспортные (перевозочные, коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа. Таможенный орган регистрирует указанные документы в срок не позднее 1 часа с момента подачи и выдает лицу подтверждение о регистрации документов. Подача документов таможенному органу может быть осуществлена в электронном виде. Товары приобретают статус находящихся на временном хранении после регистрации документов. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении, не вправе пользоваться такими товарами, в том числе вывозить с территории места временного хранения, до момента их выпуска. Однако допускается изменять место временного хранения товаров (в случаях, устанавливаемых национальным законодательством. Перевозка транспортировка) иностранных товаров из одного места временного хранения в другое место по общему правилу осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении, вправе совершать с такими товарами операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения. Иные операции, в том числе отбор проб и (или) образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки для определения количества и (или) характеристик товаров, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей перевозке (транспортировке, совершаются с разрешения таможенного органа. По общему правилу срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего заднем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца. Исключение составляют МПО, хранящихся в местах международного почтового обмена, а также не полученный или невостребованный пассажиром багаж, перемещаемый через таможенную границу воздушным транспортом срок временного хранения этих товаров составляет месяцев. Завершается временное хранение товаров по общему правилу выпуском товаров в соответствии с определённой таможенной процедурой. В случае если сроки хранения товара истекли, аде- кларант не совершил операций по декларированию, эти товары задерживаются в порядке, определённом главой 51 ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование и таможенные операции, связанные с подачей, регистрацией и отзывом таможенной декларации, изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации. В данном пособии мы рассмотрим только операции, связанные с подачей и регистрацией таможенной декларации. Остальные операции студенты могут изучить самостоятельно. В соответствии с подп. 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование — это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной

25 таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. При этом согласно подп. 32 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенная декларация — документ, содержащий сведения ото- варах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров. Не всякие товары подлежат таможенному декларированию. Так, не подлежат декларированию товары при помещении их таможенную процедуру свободной таможенной зоны (в случае их ввоза на территорию портовой или логистической СЭЗ), аэро- граммы, письма, почтовые карточки и отправления для слепых достаточно разрешения таможенного органа, некоторые товары в МПО, порожняя почтовая тара. По общему правилу таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. В тоже время возможно декларирование в письменной форме в случаях, определённых п. 1 ст. 104
ТК ЕАЭС и национальным законодательством (в частности, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в отношении товаров для личного пользования, вот- ношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении транспортных средств международной перевозки. Постановлением правительства РФ от 13.12.2013
№ 1154 определены случаи, когда таможенная декларация пода-
ётся в письменной форме. Таможенное декларирование в письменной форме может быть осуществлено, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить декларирование в электронной форме в связи с неисправностью информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи, ив иных подобных случаях. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, необходимыми для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

26 К декларации прилагаются документы, подтверждающие сведения, в ней указанные. Примерный перечень таких сведений содержится в п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС, при необходимости эти сведения могут быть подтверждены и другими документами.
ТК ЕАЭС содержит указание наследующие виды таможенных деклараций.
1. Декларация на товары — используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (а в некоторых случаях и при таможенном декларировании припасов. Форма декларации утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257. В случаях, предусмотренных ЕЭК, заполняется декларация таможенной стоимости, в которой заявляются сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об условиях и обстоятельствах сделки с товарами, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров. Согласно ст. 204 ФЗ О таможенном регулировании в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные перевозочные, коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, если общая таможенная стоимость товаров не превышает суммы, эквивалентной 1 000 евро (за исключением ряда товаров, в частности подакцизных товаров, товаров, подлежащих лицензированию и (или) квотированию, валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней.
2. Транзитная декларация — используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. По общему правилу в качестве декларации допускается использование транспортных (перевозочных, коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной однако данные документы должны содержать сведения, перечисленные в п. 1 ст. 107 ТК ЕАЭС).
3. Пассажирская таможенная декларация — используется при таможенном декларировании товаров для личного пользования.

27 Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется на основе следующих критериев
1) заявления физического лица
2) характера и количества товаров
3) частоты перемещения товаров через таможенную границу. Независимо от этих критериев не относятся к товарам для личного пользования товары, помещаемые под таможенные процедуры (за исключением процедуры транзита) и товары, определяемые ЕЭК. При этом таможенному декларированию подлежат не все товары, а товары, входящие в закрытый перечень, указанный в ч. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС (товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже, товары, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, транспортные средства для личного пользования, наличные денежные средства и дорожные чеки на сумму
10 тыс. долларов США и выше, товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях и др) Физическое лицо вправе по своему желанию осуществить таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию (в частности, для целей учета стоимостных, весовых и (или) количественных норм, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.
4. Декларация на транспортное средство — используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки (а в некоторых случаях и при таможенном декларировании припасов) при ввозе на таможенную территорию временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе таких транспортных средства также при временном вывозе с таможенной территории транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе таких транспортных средств. В качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта.

28 Если в представленных стандартных документах не содержатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путём представления декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство. Таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством госу- дарств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации. Согласно ст. 205 ФЗ О таможенном регулировании это может быть любой уполномоченный орган. При этом ФТС может создавать специализированные таможенные органы для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров
1) исходя из необходимости наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы и др
2) необходимости создания условий для ускоренного выпуска товаров (экспресс-грузы, выставочные образцы, товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны и др. Дата и время подачи декларации фиксируются таможенным органом. Подача декларации на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу ее электронного вида, если иное не установлено ТК ЕАЭС, ЕЭК или национальным законодательством (например, не требуется электронная копия транзитной декларации, если в качестве небыли поданы коммерческие, транспортные, иные документы, а также таможенным органам была предоставлена предварительная информация о товарах. Таможенная декларация в отношении ввозимых товаров подается до истечения срока временного хранения товаров либо виной срок, установленный ТК ЕАЭС. Таможенная декларация в отношении вывозимых товаров подается до их убытия с таможенной территории Союза, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

29 При декларировании товаров в электронной форме фиксирование даты и времени подачи декларации на товары и направление декларанту электронного сообщения, содержащего сведения об указанных дате и времени, осуществляются автоматически. По требованию декларанта или таможенного представителя таможенный орган обязан выдать подтверждение в письменной форме о дате и времени подачи декларации на товары (за исключением случаев её подачи в электронном виде. После подачи декларации таможенный орган проводите проверку для решения вопроса о её регистрации либо отказе в регистрации. По общему правилу указанное решение принимается таможенным органом не позднее 1 рабочего часа с момента подачи декларации. Таможенный орган отказывает в регистрации декларации по перечню оснований, перечисленных в п. 5 ст. 111
ТК ЕАЭС (в частности, таможенная декларация подана таможенному органу, неправомочному её регистрировать таможенная декларация подана неуполномоченным лицом и (или) не подписана либо не удостоверена надлежащим образом не соблюдена форма таможенного декларирования в таможенной декларации не указаны необходимые сведения и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком её заполнения таможенная декларация на бумажном носителе составлена не по установленной форме и (или) структура и формат электронной таможенной декларации или электронного вида таможенной декларации на бумажном носителе не соответствуют установленным структурами форматам таких документов. При оформлении отказав регистрации таможенной декларации таможенный орган указывает все причины, послужившие основанием для отказа, а также, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, — рекомендации по их устранению. Выпуск товаров и таможенные операции, связанные с выпуском товаров. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС выпуск товаров
— это действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры. По общему правилу выпуск товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе. Выпуск товаров производится при соблюдении следующих условий в совокупности.
1. Лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры (исключение составляет условный выпуск, те. случаи, когда соблюдение запретов и ограничений может быть подтверждено после выпуска товаров.
2. Лицом уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с национальным законодательством и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации. По общему правилу выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации декларации, а если декларация зарегистрирована в течение второй половины рабочего дня — в течение первых 4 часов работы таможенного органа в следующий рабочий день. Выпуск должен быть завершён в течение 1 рабочего дня, следующего за днём регистрации декларации, в случаях, указанных в п. 3 ст. 119 ТК ЕАЭС (в частности, если таможенным органом запрошены дополнительные документы или принято решение о проведении дополнительных мероприятий таможенного контроля, уточнения декларантом сведений, заявленных в декларации и т. п. В этих случаях выпуск может быть продлён на более длительный срок, например необходимый для завершения начатого таможенного контроля (предельный срок в данном случае составляет 10 рабочих дней и 5 рабочих дней при помещении товаров под процедуру транзита. Закрытый перечень оснований для отказав выпуске товара содержится в п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС. Как правило, они связаны

31 с нарушениями условий выпуска товаров. Таможенный орган также может приостановить выпуск товаров в том случае, если таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, срок выпуска таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней (ст. 124 ТК ЕАЭС). Вопросы для обсуждения
1. Таможенное оформление проблемы определения понятия.
2. Таможенное декларирование в системе таможенного оформления.
3. Товары для личного пользования проблемы правопри- менения.
4. Проблемы классификации таможенных процедур. Тема 3. Таможенный контроль. Общая характеристика Согласно подп. 41 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенный контроль — это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. Следует обратить внимание, что данное определение является достаточно широким, включающим в себя практически всю деятельность таможенных органов как особой разновидности правоохранительных органов.
ТК ЕАЭС выделил два вида действий, совершаемых таможенными органами в сфере таможенного контроля, однако не дал их определения. Формы таможенного контроля — это отдельные разновидности проверочных мероприятий. Закрытый перечень форм таможенного контроля зафиксирован в ст. 322 ТК ЕАЭС (в том числе получение объяснений, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, — применяются, как правило, для наиболее эффективной

32 реализации избранной формы (или форм) таможенного контроля, хотя могут применятся и самостоятельно. Перечень мер, обеспечивающих производство таможенного контроля, зафиксирован в ст. 338 ТК ЕАЭС и является открытым (в том числе проведение таможенной экспертизы, привлечение специалиста, использование технических средств таможенного контроля, требование совершения грузовых и иных операций в отношении товаров, таможенное наблюдение и т. п. Общие положения о таможенном контроле
1. Объектами таможенного контроля являются
1) товары
2) таможенные и иные документы
3) деятельность лиц, в том числе уполномоченных экономических операторов, связанная с перемещением товаров через таможенную границу Союза, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур
4) сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытых площадок, на которых совершаются таможенные операции.
2. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, а также форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (принцип экономии. При реализации принципа выборочности используется система управления рисками. Согласно ст. 376 ТК ЕАЭС управление рисками — систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления. Основными целями использования таможенными органами системы управления рисками являются
1) обеспечение эффективности таможенного контроля
2) сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов

33 3) создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков.
3. По общему правилу таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем Однако в ряде случаев возможно проведение проверочных мероприятий ив течение 3- и летнего срока после совершения таможенных операций. Так, согласно ч. 3 ст. 166 ФЗ О таможенном регулировании документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться декларантами и иными заинтересованными лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Уполномоченные экономические операторы и некоторые субъекты, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить указанные документы в течение пяти календарных лет.
4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с декла-
рантами, перевозчиками и иными лицами (в частности, с уполномоченными экономическими операторами, субъектами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их профессиональными объединениями, ассоциациями.
5. Таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых могут находиться товары, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах. Зоны таможенного контроля создаются вдоль государственной границы РФ (до 30 км вглубь территории РФ, в пунктах пропуска через государственную границу, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. Они могут быть постоянными или временными. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы

34 зон таможенного контроля ив их пределах по общему правилу допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.
6. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют и иные виды контроля, в частности валютный, транспортный, санитарно-карантинный, карантинно-фитосани- тарный, ветеринарный.
7. При проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение.
1   2   3

Вопросы для обсуждения
1. Спорные вопросы определения таможенного контроля.
2. Выборочность в таможенном контроле за и против.
3. Соотношение форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Тема 4. Правовые основы

таможенно-тарифного регулирования К таможенным платежам относятся
1) ввозная таможенная пошлина
2) вывозная таможенная пошлина
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза
4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза
5) таможенные сборы. Таможенные пошлины Согласно подп. 33 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенная пошлина
— это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза. Общая характеристика таможенных пошлин
1. Это единый для всех публично-правовой платёж, что исключает возможность договориться о его размере.
2. Уплата пошлины является по общему правилу неотъемлемым условием выпуска товара.

35 3. Ставки таможенных пошлин определяются ЕЭК или национальным законодательством. Виды ставок таможенных пошлин
1. Адвалорные — устанавливаются в зависимости от таможенной стоимости товара.
2. Специфические — устанавливаются в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объёма, иных характеристик.
3. Комбинированные — сочетают в себе свойства двух предыдущих. В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. При этом тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров Согласно п. 3 Приложения № 6 к Договору о Союзе тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ряда товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из третьих стран (в частности, товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, товаров, ввозимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, продукции морского промысла судов государств-членов, а также судов, арендованных зафрахтованных) юридическими и (или) физическими лицами государств-членов, валюты государств-членов и иных стран, ценных бумаг в соответствии с законодательством госу- дарств-членов, гуманитарной помощи. Преференции — это разновидность тарифных льгот, устанавливаемых в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран. Они устанавливаются в отношении товаров, перечень которых утверждён решением
ЕЭК отв частности, сырьевые продукты, табачное сырь, руды, шлак, деревянные изделия, шёлк, шерсть, каучук натуральный и т. п. Здесь различаются две категории стран


36
1. Развивающиеся страны На товары, происходящие из развивающихся стран, ставка ввозных таможенных пошлин составляет от базовой.
2. Наименее развитые страны В отношении товаров, происходящих из таких стран, применяется нулевая ставка ввозных таможенных пошлин. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС или национальным законодательством. Размеры таможенных сборов не могут превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлены таможенные сборы. Вопросы для обсуждения
1. Таможенно-тарифное регулирование в системе таможенного регулирования.
2. Таможенная пошлина проблемы разграничения компетенции ЕАЭС и Российской Федерации.
3. Налоги проблемы соотношения норм ЕАЭС и национального законодательства.

37 Задачи по курсу Таможенное право
1. На основе анализа ТК ТС и подзаконных актов разграничьте полномочия ФТС, РТУ, таможен и таможенных постов. Дайте свою классификацию полномочий каждого из этих органов. Имеющий видна жительство в РФ Сидорчук обратился в таможенный орган с просьбой разъяснить, что ему нужно сделать, чтобы стать таможенным брокером. Сформулируйте ответ таможенного органа.
3. Сидоров, работающий водителем-«дальнобойщиком», захотел стать таможенным перевозчиком и обратился за консультацией к сотруднику Ярославской таможни. Сформулируйте ответ должностного лица таможенного органа.
4. Гончаров владеет земельным участком площадью 10 га. Он захотел организовать на нём склад временного хранения и обратился в таможню за консультацией. Сформулируйте ответ должностных лиц таможни. Изменится ли решение задачи, если Гончаров захочет организовать таможенный склад
5. Семёнов арендовал на полтора года участок земли площадью га вместе с производственной постройкой на нём с целью учредить на этой территории свободный склад. За разъяснениями он обратился в РТУ. Дайте ответ от имени РТУ.
6. При подаче Герасимовым уведомления о прибытии товаров на таможенную территорию (партия газировки) таможенный орган отказал в выдаче разрешения на допуск товаров на территорию, мотивируя это неправильным оформлением документов, а также несоответствием представленных товаров ГОСТам. Герасимов обратился к руководителю органа за защитой своих прав. Сформулируйте ответ руководителя таможенного органа.
7. В процессе осуществления первичных таможенных операций на границе с Украиной Сидоров подал заявление о том, что хочет поместить товары под процедуру таможенного транзита. Сотрудник


38 таможенного органа отказал ему в этом, указав, что раз Сидоров проживает в Брянской области и перемещает товары для собственных нужд, то и продекларировать товары он должен здесь же. Дайте правовую оценку ситуации.
8. ИП Корчагин перемещает через таможенную границу партию автомобилей для дальнейшей продажи в России. Таможенный орган отказал Корчагину в выдаче разрешения на декларирование автомобилей во внутренней таможне, ссылаясь на то, что транспортные средства могут декларироваться только в приграничном таможенном органе. Дайте правовую оценку ситуации.
9. Таможенный орган отказал в регистрации заявления на помещение товаров на СВХ. Басманов посчитал отказ незаконными обратился к начальнику таможенного органа. Сформулируйте ответ начальника таможенного органа.
10. Качалов поместил на СВХ партию молочных продуктов. Однако ещё до подачи таможенной декларации товары испортились. Таможенный орган взыскал суммы таможенных пошлин и привлёк Качалова к административной ответственности. Оцените ситуацию. Изменится ли решение задачи, если товары оказались утрачены в результате нарушения условий хранения владельцем СВХ?
11. Забродин обратился на склад временного хранения, принадлежащий таможенным органам, с просьбой поместить товары на временное хранение. Учитывая, что мест для хранения на СВХ не было, таможенные органы дали разрешение на хранение партии товаров на складе, арендованном Забродиным. Дайте правовую оценку ситуации.
12. Полуянов обратился в таможенный орган с письменной просьбой дать разрешение на временное хранение принадлежащих ему товаров в двух товарных вагонах на путях станции Луговая. Таможенный орган дал на это разрешение. Ночью в стоящие на путях вагоны проникли неизвестные и украли товары. На основании этого таможенный орган в бесспорном порядке взыскал с Полуянова суммы таможенных пошлин, налогов, сбора

39 за хранение, а также привлёк к административной ответственности за несоблюдение режима зоны таможенного контроля. Дайте правовую оценку ситуации.
13. ООО «Край-тэк» подало электронную декларацию на товары в отношении партии текстильных товаров. Таможенный орган отказал в регистрации декларации, потому что, во-первых, электронная декларация скреплена неквалифицированной электронной подписью во-вторых, таможенному органу должны быть предоставлены подлинники документов, подтверждающих сведения, указанные в декларации. Оцените ситуацию.
14. Киров подал пассажирскую таможенную декларацию в отношении партии ножей, состоящей из пятнадцати экземпляров. Таможенный орган отказал в выпуске товаров и потребовал подачи декларации на товары. Оцените ситуацию.
15. Григорьев перемещает через таможенную границу автомобиль для личных нужд. Таможенный орган потребовал подачи декларации на транспортное средство. Оцените ситуацию.
16. Брянцев перемещает через таможенную границу партию бутылок марочного коньяка. Таможенный орган отказал в выпуске товара, ссылаясь на то, что декларация должна быть подана в акцизную таможню. Оцените ситуацию.
17. ОАО «Ворон-М» перемещало через таможенную границу партию сумочек «Версаче». Таможенный орган вынес постановление о приостановлении выпуска товаров. ОАО обратилось в таможенный орган с доказательствами легальности указанных товаров. Оцените ситуацию.
18. В процессе осуществления таможенного транзита грузовик, перевозивший груз (зарегистрирован на ООО Грузовичок, попал в аварию, в результате которой часть товарной партии оказалась повреждена.