Файл: Русс яз Практика 5 Для проверки усвоения раздела Понятие об орфографии выполните следующие задания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русс яз Практика 5
Для проверки усвоения раздела «Понятие об орфографии» выполните следующие задания:
1.Подчеркните в тексте все орфограммы. Обозначьте цифрами типы орфограмм (1- передача буквами фонемного состава слов; 2 – слитные, раздельные и дефисные написания, 3 – употребление прописных и строчных букв; перенос части слова на следующую строку; 5 – графические сокращения). Помните, что орфограмма только там, где есть выбор написания при одном и том же произношении.
(1) С созданием (1)первых (2)летописных (1)сводов были (1)связаны (3)София в Киеве и София в Новгороде; к (1)созданию владимирско-суздальских(2) соборов были приурочены некоторые из летописных сводов (2)северо-восточной (3) Руси;(2) с (1)построением (1)каменной соборной церкви в(3) Твери было ( 1)соединено начало (1)тверского летописания и т.д.(3) Так было и в Москве. (3)Постройками Московского Кремля при (3, 5)Дмитрии Донском и Иване 111 были ознаменованы крупнейшие изменения в политическом положении (3) Москвы. Строительство (3)Успенского собора в 1471 и 1478 было связано с новгородскими походами (3, 5) Ивана 111 и отмечено составлением летописных сводов.
(Д.Лихачев)
-
Приведите примеры орфографических, графических и языковых ошибок.
Орфографические ошибки : 6 обьезд, сонце, облока.
Графические: теплая лето
Языковая: бежать бегом
Для проверки усвоения раздела «Слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей» выполните следующие задания:
1.Найдите в словах и сочетаниях орфограммы, связанные со слитным, раздельным или дефисным написанием. Определите, какой принцип орфографии лежит в основе правил написания.
Плащ-палатка, газово-нефтяной,
пригласить на встречу, в течение месяца, не просохшая за ночь одежда, обращать внимание на чистоту, скалолазание, стоять насмерть, под мышкой, выучить назубок, свешиваться с плеча, продать с молотка, тяжело раненный в руку, школа-интернат, в миг опасности, решить с бухты-барахты.
Лексико-синтаксический: пригласить на встречу, в течение месяца, не просохшая за ночь одежда, обращать внимание на чистоту, стоять насмерть, под мышкой, выучить назубок, свешиваться с плеча, продать с молотка, тяжело раненный в руку, в миг опасности.
Словообразовательно-грамматический: плащ-палатка, газово-нефтяной, скалолазание, школа-интернат, решить с бухты-барахты.
2.Приведите примеры слов, в написании которых действует
А) лексико-синтаксический принцип - смотреть в красивую даль
Б) словообразовательно-грамматический принцип - плодово-ягодный
В) традиционный принцип - колос
Для проверки усвоения раздела «Употребление строчных и прописных букв» выполните следующие задания:
1.Найдите все орфограммы, связанные с употреблением прописной или строчной буквы. Объясните, по какому принципу они пишутся.
Не случайно Достоевский (собст.) мечтал превратить самые злачные места Петербурга (геогр. назв.) в сад: соединить Юсуповский сад на Садовой улице с Михйловским у Михайловского замка, (собст. наименования0где он учился, засадить Марсово поле и соединить его с Летним садом…(геогр. объекты) Для Достоевского (собст)было два полюса на земле – Петербург у Сенной(геогр. объекты) и Природа (в значении собст. имени)в духе пейзажей художника ХVII века Клода Лоррена(собст)…
(Д.Лихачев)
2.Объясните роль прописных букв. Назовите принцип их написания.
1. В избе в одном углу жил сапожник, переселившийся из Каменки
, в другом углу жила сама Федосеевна с двумя своими дочерьми. 2.К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался…
Собственные имена, названия географических объектов -1
В значении имени собственного -2
Географическое название -3
Прямая речь, как новое предложение -4
3. «Австралия целиком лежит в Южном полушарии», - показала на глобусе мама. 4. От здания к зданию протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»
Для проверки усвоения раздела «Перенос части слова на другую строку» выполните следующее задание:
1.Разделите слова на части согласно правилам переноса. Укажите все варианты переноса. Определите, по какому принципу производится перенос.
Ас-тра, аст-ра; ги-гант-ский, граб-ли, бу-льон,буль-он; де-вя-нос-то-ле-тие, девя-нос-толе-тие; на-двор-ный,на-двор-ный; под-став-ка, съем-ка, ше-стью, ярость, не-объят-ный, сверх-уроч-ный, под-ыто-жить, звез-да, предъ-юби-лейн-ый, трех-мет-ро-вая.
Морфематический принцип: гигант-ский, девяносто-летие, на-двор-ный,под-ставка,не-объяный,сверх-уроч-ный,под-ытож-ить,предъ-юбилей-ный.деление на слоги совпадает с границей морфем.
Фонетический, где варианты переноса совпадают с границами слога.аст-ра, ги-гант-ский, граб-ли, буль-он.звез-да.
Выполните следующее задание для проверки усвоения раздела «Графические сокращения»:,
1.Укажите графические и неграфические сокращения. Расшифруйте их. Укажите типы графических сокращений.
1. БОРИСОВО, местность на Ю.-В. Москвы. Соседствует на В. С Братеевом и Зябликовом, на С.-З. - с Сабуровом, на З. – с Царицыном, на Ю. – с МКАД. Назв. – от быв. села, известного с 16 в. как вотчина Бориса Годунова. Близ Б. – самый большой в М. Борисовский пруд. С 1960 – в черте М., часть р-на массового стр-ва Орехово-Борисово. Назв. Сохранилось в наименовании ул. Борисовские пруды.
Графические:-Ю_В( юго-восток), С-З (северо-запад), З-запад, Ю-юг,В-восток, МКАД-Московская кольцевая автомобильная дорога
Неграфические: Назв.-название, М-Москве, р-на-района, стр-ва строительства, ул. –улице.