ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 613

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эмоциональное состояние отряда на протяжении смены.

Отряд за смену пережил несколько смен стадий эмоций:

  • «Весна» (2 дня) - приятные ожидания, надежда на новое, по Макаренко «ожидание завтрашней радости», небольшая, но приятная тревога, приподнятое настроение и беспричинная эйфория.

  • «Лето» (7 дней) - настроение спокойное и благодушное, ребенок уже все знает, он усвоил правила, пока не устал, понял свою социальную роль в коллективе, ему комфортно и безопасно.

  • «Осень» (5 дней) – самое конфликтное время. Ребенку тесно в рамках своей роли. Его раздражает спокойная налаженная лагерная жизнь, в которой он уже все знает. В этот момент вдруг «вылезают» конфликты между ребятами, которые дружили всю смену. Начинаются нарушения правил лагерной жизни самыми активными и послушными. Самые спокойные и тихие дети, проиграв в каком-то конкурсе, поднимают бучу и кричат: «Нас засудили! Мы вообще больше ни в чем участвовать не будем!». Дети агрессивны и срываются по пустякам. Вожатому надо быть готовым к этим «осенним» конфликтам, знать, как действовать, и понимать, что за осенью придёт зима.

  • «Зима» (2 дня) – затишье, успокоение. Дети не ждут ничего нового. Им хочется в «зимнюю спячку» и ждать весны, конца смены…

  • «Ранняя весна» (2 дня) - В нашем отряде весна наступила до окончания смены. Всех пробудило от спячки совместное театрализованное дело: «Мисс и Мистер лагеря».

  • «Возвращение зимы» (0,5 дня) – печаль от того, что смена закончилась и надо расставаться.

НА КАЖДОМ ЭТАПЕ «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ», «ЗИМА» – ВОЖАТЫЙ ДОЛЖЕН ДВИГАТЬСЯ ЧУТЬ ВПЕРЕДИ. МЕСТО ВОЖАТОГО – НА СЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПЕ.
Характер совместной деятельности и групповой активности:

  • В отряде несколько малых контактных групп по 2-4 человека. К концу смены эти группы легко объединялись для общих дел.

  • Деловые отношения, основаны на взаимопонимании, взаимопомощи и ответственности.

  • Личностные отношения основаны на симпатии, поддержке положительных эмоций и снятии напряженности.

  • Групповая активность основана на сплочённости, достижении поставленной цели



Сопереживание по поводу успехов и неудач своего и других отрядов:


В начале смены были случаи насмешек над неудачами других и обид из-за своих неудач. К середине смены почти у всех выработалась коллективная установка, что главное не победа, а то, что мы вместе занимаемся интересным делом. Успехи других отрядов воспринимались доброжелательно.

Проявление критики и самокритики, чувства гордости за свой отряд:

В начале смены дети замечали только чужие ошибки, в своих ошибках чаще винили других: «Он первый начал, он мне помешал». Постепенно дети уже могли адекватно оценить свой поступок. Чувство гордости за отряд на начальной стадии могло проявляться агрессией к победителю, обидой на судей, насмешками над побеждёнными. Постепенно гордость за отряд стала проявляться эмоционально положительно, даже с сочувствием к побеждённым.
Факторы, сплотившие или разобщившие детей:

Были случаи агрессии по отношению к более слабому, тому, кто подвёл отряд на спортивных соревнованиях или в каких-то общих делах. Но общая победа всех объединяла.
4.Конфликтные ситуации
Конфликтные ситуации между детьми, их мотивация и пути разрешения.

В период адаптации рождались скрытые и открытые конфликты симпатий и антипатий. В ходе делового сотрудничества шла «притирка характеров» и конфликты из-за неудовлетворённости своей роли в отряде. Конфликты между лидерами, с воспитателями по режимным моментам, между собой в ходе соревнований и конкурсов, между различными группами.

Позиция вожатого в любом конфликте - «миротворец».

Задачи вожатого в конфликтной ситуации:

  • анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений;

  • добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам;

  • определить ближайшую возможную коллективную творческую деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;

  • найти возможность для индивидуального общения с каждым ребенком.


Условия для успешного выхода из конфликта:

• умение вожатого вести демократический разговор и уводить разговор от мелочей и придирок, особенно по вопросам быта.

Каждый «виноватый» ребенок должен понимать причину и степень своей вины.

А самое главное — ребенок сам должен осознать негативную сторону своего поступка и понять, что приветствуется «хорошее» в нем, а «плохое» осуждается.

5.Заинтересованность детей
Степень заинтересованности и активности детей в совместной деятельности, проведении отрядных мероприятий, в участии отряда в обще лагерных мероприятиях сохранялась на довольно высоком уровне.

Самая высокая активность и заинтересованность проявляется при проведении спортивных соревнований или других мероприятиях, в которых участвует весь отряд:

Задание 9. Проведите анализ деятельности в конце смены

1.Педагогическая практика стала очень увлекательным и интересным опытом.
2.Для меня стало открытием нахождение подхода к индивидуальным особенностям детей.

3.Моя самостоятельность проявилась во всей работе с отрядом на протяжении смены – это составление плана и проведение мероприятий внутри отряда и проведение инструктажей внутри отряда.
4. Самым интересным было наблюдать на изменение отношением детей друг к другу в течении всей смены.
5. Я для себя поняла, что у каждого ребенка свои особенности, и к каждому нужен индивидуальный подход, что у меня и получилось.
6. Практика научила меня идти через препятствия и преодолевать трудности, несмотря на сторонние обстоятельства.
7. Было трудно в первую неделю заинтересовать детей, получить авторитет.
8. Чтобы в данном лагере было еще приятнее отдыхать детям и работать вожатым, необходимо развиваться в том же направлении.
9: В лагере особо ценно дружный коллектив и взаимоуважение.
10. Отношения между вожатыми и детьми в лагере будут лучше, если вожатые будут располагать к себе с первых часов знакомства с детьми.
11. При подготовке студентов к практике необходимо пройти курсы вожатого, получить медицинскую книжку и морально подготовиться к тому, что в процессе могут возникнуть непредвиденные трудности.
Ответь на вопросы:
1. Были ли выполнены цели и задачи, поставленные на смену?

Цели и задачи, поставленные на смену, я считаю выполненными, так как за смену нам удалость образовать сплоченный и дружный коллектив, привить детям любовь к творчеству.

2. Какие изменения произошли в детях за период пребывания в лагере?

Школьники стали не только слушать, но и слышать вожатых и преподавателей, они стали более открытыми, добрыми и ласковыми по отношению к окружающим.

3. Как изменились отношения между вожатым и детьми, между детьми?

В первые дни работы с детьми получилось расположить их к себе, между собой коллектив стал дружным в течение 1-ой недели.
4. Какие методы, приемы, формы работы были наиболее эффективны, какие оказались малоэффективны?

Наиболее эффективным оказалось выявление общих интересов, поощрение самостоятельной деятельности. Наименее эффективными были приказы, контроль.
5. Является ли содержание деятельности интересным, привлекательным, полезным для детей; соответствует ли оно их возрастным и индивидуальным особенностям?

Содержание деятельности интересно и полезно для детей, а также соответствует возрастным и индивидуальным особенностям, так как все мероприятия подбирались специально под эти особенности.
6. Какие выводы можно сделать по работе в целом, какие изменения в целях, методах, содержании работы необходимо внести в будущем?

В целом, работа вожатого и воспитателя достаточно тяжелый труд, для которого необходимо знать множество нюансов, касающихся психологических и педагогических особенностей.
По моему мнению цели, методы и содержание работы будут меняться с течением изменений интересов современных детей. Но везде есть прогресс, сейчас дети очень легки на подъем, активны, творчески.