Файл: Практическая работа 1 Анализ предметной области различными методами контентанализ, вебометрический анализ, анализ ситуаций, моделирование и др..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 761
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
45
Практическая работа № 10 «Реинжиниринг бизнес-
процессов методом горизонтального и/или
вертикального сжатия»
Цель: научиться использовать метод горизонтального и/или вертикального сжатия для реинжиниринга бизнес-процессов; осуществлять постановку задач по обработке информации; проводить анализ предметной области; осуществлять выбор модели и средства построения информационной системы и программных средств.
Теоретические вопросы
Вертикальное «сжатие» бизнес-процесса — сокращение уровней функциональной иерархии, задействованных в выполнении процедур процесса и принятии решений.
Задание №1
Выполнить «сжатие» бизнес-процесса на основе представленных примеров.
Ход выполения
Пример вертикального «сжатия» процесса приводится на следующих рисунках.
Рисунок 1 – Модель процесса «как есть»
46
Представленная модель бизнес-процесса включает несколько итерационных согласований, в которых принимают участие Экономист,
Начальник Отдела и Начальник Управления. Таким образом, для выполнения процесса необходимо участие сотрудников трех уровней функциональной иерархии. На практике, число уровней иерархии может достигать 8-10 (для крупных промышленных предприятий). При таком числе уровней длительность выполнения бизнес-процесса значительно возрастает, а эффективность снижается.
На рисунке 2 представлена модель, в которой устранены итерационные согласования, например за счет делегирования полномочий по принятию решений Экономисту Отдела. Начальник Отдела лишь просматривает и визирует документацию в конце процесса (процедура 9), после чего информации передается Начальнику Управления. Горизонтальное «сжатие» бизнес- процесса — устранение неэффективных процедур процесса, итерационных согласований на одном уровне иерархии, сокращение времени выполнения процедур процесса, времени простоя и т.д.
47
Рисунок 2 - Модель процесса «как должно быть»
Сокращение времени выполнения функций. «Сжатия» бизнес-процесса можно добиться, используя как конкретные технические приемы реорганизации, так и радикально переосмысливая процесс в целом.
Последний подход рассмотрен, например, в работах «классиков» реинжиниринга
—
Хаммера и Чампи. Первый подразумевает рутинную, кропотливую работу по детальному анализу бизнес-процессов и разработке мер по их реорганизации. Выбор методов зависит от целей проекта и возможностей привлечения соответствующих ресурсов (например, возможности провести имитационное моделирование бизнес-процессов).
48
Рисунок 3 - Модель процесса «как должно быть»
49
В отчете к практической работе необходимо представить следующее:
−
схема «как есть»
−
схема «как должно быть»
−
описание к схемам.
50
Практическая работа №11 «Проектирование спецификации
информационной системы индивидуальному
заданию»
Цель: получение навыков проектирования спецификации информационной системы.
Теоретические вопросы
−
Требования к информационной системе.
−
Методы анализа и спецификации требований.
−
Концептуальные требования.
−
Функциональные требования.
−
Технические требования.
−
Технологии и методологии управления требованиями.
Задание № 1
Сформулировать Цель и задачи создания информационной системы
(см. практическая работа №1). Охарактеризовать вид информационной системы, еѐ назначение, используемые в работе системы данные.
Сформулировать концептуальные требования к информационной системе.
Задание № 2
Дать характеристику типового объекта автоматизации (организации, предприятия) для которого создаѐтся и на котором будет внедрена информационная система. Описать автоматизируемые бизнес-процессы.
Задание № 3
Сформулировать требования к системе в целом. Описать структуру информационной системы. Перечислить функциональные подсистемы.
Задание № 4
Сформулировать функциональные требования. Описать требования к функциям и задачам, выполняемым системой. Описать назначение и состав функций каждой из подсистем.
Задание № 5
Описать предметную область. Разработать концептуальную модель
51 данных предметной области.
Сформулировать требования к информационному обеспечению системы.
Задание № 6
Сформулировать требования к программному обеспечению системы.
Описать требования к пользовательскому интерфейсу. Сформулировать технические требования к реализации и режимам работы информационной системы.
Задание № 7
Используя полученные результаты, подготовить документ
«Техническое задание на создание информационной системы», включающий в себя полное описание концептуальных, функциональных и технических требований к создаваемой системе.
52
Практическая работа №12 «Разработка общего
функционального описания программного средства
по индивидуальному заданию»
Цель: получение навыков разработки общего функционального описания программного средства.
Теоретические вопросы
−
Виды информационных систем, их назначение и состав.
−
Технологии разработки информационных систем.
−
Методологии разработки программного обеспечения.
−
Процесс разработки программного обеспечения.
−
Управление разработкой программного обеспечения.
−
Проектирование информационных систем.
−
Этапы проектирования.
−
Задачи и результаты проектирования.
Задание № 1
Подготовить исходные данные для разработки информационной системы (см. практическая работа
№ 1). Исходными данными для планирования являются:
−
общее описание некоторой информационной системы
(назначение, область применения, решаемые задачи, технологические особенности реализации и внедрения);
−
ограничения и условия разработки (требования заказчика, возможности команды разработчиков, сроки разработки, бюджет проекта и т.д.).
Задание № 2
Составить эскизный план разработки информационной системы.
Задание № 3
Составить документ «Технический проект» с описанием проектных решений (архитектура системы, логическая структура базы данных, решения
53 по реализации пользовательского интерфейса и т.д.).
Задание № 4
Составить документ «План тестирования» с описанием методики тестирования и контрольных тестов.
Задание № 5
Составить документ «План ввода информационной системы в эксплуатацию».
54
Практическая работа №13 «Разработка руководства по
инсталляции программного средства по
индивидуальному заданию»
Цель: получение навыков разработки руководства по инсталляции программного средства.
Теоретические вопросы
Понятие дистрибутива. Виды дистрибутивов. Типы инсталляции программного обеспечения. Руководство по инсталляции программного средства.
Предназначено для системных администраторов. Он должен детально предписывать, как устанавливать системы в конкретной среде. Он должен содержать описание машинно- считываемого носителя, на котором поставляется программное средство, файлы, представляющие программное средство, и требования к минимальной конфигурации аппаратуры.
Задание № 1
Разработать руководство по инсталляции программного средства для заданной информационной системы (см. практическая работа № 1).
Составьте руководство по инсталляции программного средства по индивидуальному варианту, которое в частности, включает в себя:
−
ход установки программного обеспечения;
55
Практическая работа №14 «Разработка руководства
пользователя программного средства по
индивидуальному заданию»
Цель: получение навыков разработки руководства пользователя программного средства
Теоретические вопросы
−
Перечень и комплектность документов на информационные системы согласно ЕСПД и ЕСКД.
−
Задачи документирования.
−
Проектная документация. Техническая документация. Отчетная документация.
−
Пользовательская документация. Маркетинговая документация.
Задание № 1
Разработать руководство пользователя программного средства (см. практическая работа № 1).
56
Лабораторная работа №1 «Изучение средств
автоматизированного
документирования»
Цель: научиться анализировать средства автоматизированного документирования; познакомиться с основными элементами управления
(виджетами); приобрести умения проектирования графического интерфейса пользователя для последующего документирования; осуществлять постановку задач по обработке информации; проводить анализ предметной области; осуществлять выбор модели и средства построения информационной системы и программных средств; проектировать
интерфейс приложения с использованием программных средств
Задание №1
1.
Создайте карту навигации для выбранной системы. На карте в зависимости от специфики системы выделите разделы, доступные различным пользователям в зависимости от роли, опишите условия перехода из различных разделов (при необходимости).
2.
Используя графический редактор на выбор, создайте макеты графического интерфейса пользователя (от каждого члена бригады – не менее 3 макетов). Предлагаемые системы:
−
Microsoft Visio 2010;
−
Axure;
−
Adobe Photoshop;
−
Balsamiq;
−
Cacoo.
3.
Для разработанных макетов подготовьте их текстовое описание в виде таблицы 1.
Таблица. Текстовое описание
Назван_ие_поля_Тип_Условия_видимос_Условия_доступно_Описание__57_ти_сти'>Назван
ие поля
Тип Условия
видимос
Условия
доступно
Описание
57
ти
сти
Формат,
допустим ые значения, макс. И мин. длина, поведение
4.
Оформить отчет к лабораторной работе.
−
Титульный лист.
−
Цель работы.
−
Навигационная схема (карта навигации).
−
Макеты графического интерфейса пользователя.
−
Описание элементов управления по таблице.
−
Выводы.
Пример отчѐта
Сперва составляем навигационную схему выбранного сайта. Для примера взята карта навигации интернет-банкинга ОАО «АСБ Беларусбанк»
(ibank.asb.by). Информация на карте навигации аналогична разделу
«Содержание» обычной книги. В карте представлен полный перечень разделов и/или всех страниц, имеющихся на сайте. Нередко, заголовки страниц в списке служат ссылками на эти страницы.
Рисунок 1. Интерфейс
58
Карту навигации можно составить в виде дерева.
Рисунок 2. Карта навигации
Далее необходимо составить Макеты графического интерфейса пользователя (не менее 3 макетов): чтобы создать макет можно использовать программу Microsoft Visio.
Рисунок 3. Начальная страница (ibank.asb.by)
Теперь нужно описать элементы управления для каждого составленного макета. В столбце Название поля нужно перечислить все элементы, размещѐнные на макете. В столбце Тип – указать тип, т.е. чем является элемент (ссылка, текст, поле для ввода, кнопка, чекбокс и т.п.). В столбцах Условия видимости и Условия доступности нужно указать кому виден и доступен каждый элемент интерфейса. В столбце Описание нужно немного подробнее описать для чего этот элемент, какие он действия совершает.
Таблица 1. Описание элементов управления
59
Назван
ие поля
Тип
Условия
видим
ос ти
Условия
доступ
но сти
Описание
Логотип
Ссылка
Виде н всем
Досту пе н всем
Ссылка на сайт belarusbank.by
Вход в систе му
Начальн ая страниц а
Начальная страница
Инструкция пользователя
Ссылка
Ссылка на другую страницу сайта
Online- регистрация
Ссылка
Ссылка на другую страницу сайта
Часто задаваем ые вопросы
Ссылка
Ссылка на другую страницу сайта
Логин
Текстов ое поле
Текстовое поле для ввода логина указанного при регистрации на сайте
Пароль
Текстовое поле
Текстовое поле для ввода пароля (типа
60 password)
Войти
Кнопка
При правильно введѐнном логине и пароле пользователь может зайти на сайт
Разблокироват ь по СМС
Ссылка
Ссылка на другую страницу сайта
Контактные данные банка
Ссылка
Ссылка на сайт belarusbank.by
Задание №2
Изучить и описать технологии штрихового кодирования (Bar Code
Technologies) сбора информации.
Задание №3
Изучить и описать технологии радиочастотной идентификации (RFID –
Radio Frequency
Identification Technologies) сбора информации.
Задание №4
Изучить и описать карточные технологии (Card Technologies) сбора информации.
Задание №5
Изучить и описать технологии сбора данных (Data Communications
Technologies).
Задание №6
Изучить и описать технологии распознавания голоса, оптического и магнитного распознавания текста, биометрические технологии и некоторые другие.
Задание №7