Файл: Содержание Введение Раздел Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.............. ……………………………………………………………...6
Раздел 2. Организация учебного процесса на основе данных о состоянии здоровья обучающихся……………………………………….22
Раздел 3. Наиболее оптимальная здоровьесберегающая организация учебного процесса на основе нормативных документов……………….30
Заключение…………………………………………………………………...36
Список источников и литературы………………………………………...37
Приложения…………………………………………………………………..40
Введение
Актуальность исследования на тему: «Здоровьес берегающие технологии в образовательном процессе в системе СПО» обусловлена тем, что современное российское образование находится в настоящее время в состоянии реформирования.
-
Проблемы современной системы образования требуют нового трактования понятия “образование”. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное - здоровой личности. Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести студента в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.
Здоровье и умственное развитие обучающихся должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в ее деятельности, в нашем случае, это деятельность студентов в системе СПО. В большинстве случаев, активные позиции, хорошая успеваемость - это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал - главное условие в обеспечении благоприятных условий.
На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.
Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
-
реальной разгрузки содержания общего образования; -
использование эффективных методов обучения; -
повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; -
организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; -
улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; -
рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья обучающихся фактически определяют направления ликвидации основных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровье сберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.
-
Цель данной работы – исследование и внедрение здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в среднее профессиональное образование.
Задачи данной работы:
1. Изучение состояния внедрения данного вопроса в систему образовательного процесса. Основные принципы.
2. Выявить сущность здоровье сберегающих образовательных технологий.
3. Изучение литературы и дополнительных источников по данной теме.
4. Изучить и проанализировать особенности здоровье сберегающей технологии по методике В.Ф. Базарного.
5. Мониторинг здоровья обучающихся в учебном учреждении.
6. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, обучающихся и их родителей.
7. Обучение основам здорового образа жизни обучающихся.
8. Организация и проведение пропаганды здорового образа жизни.
9. Создание среды, стимулирующей стремления обучающихся к здоровому образу жизни.
Схема 1. Педагогическая модель формирования здоровья студентов в процессе обучения и физического воспитания.
Предлагаемая модель позволяет в комплексе реализовать образовательную, воспитательную, развивающую и оздоровительную направленности учебно-воспитательного процесса.
Раздел 1. Внедрение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения
1.1 Выявление критериев здоровье сберегающего построения урока
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских студентов вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что их здоровье ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать или лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего и профессионального образования.
По данным всероссийской диспансеризации к 10 годам доля учащихся с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-18 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком - инвалидом.
Здоровье ребенка, его социально - психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет и учится. Для ребенка от 7 до 18 лет и более этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным исследований образовательная среда порождает факторы риска нарушения здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье обучающихся.
Исследования позволяют упорядочить факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:
-
стрессовая педагогическая тактика; -
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся; -
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; -
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; -
провалы в существующей системе физического воспитания; -
интенсификация учебного процесса; -
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; -
частичное разрушение служб медицинского контроля в учебном учреждении; -
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система образования имеет здоровье затратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья обучающихся должны заниматься специально подготовленные профессионалы. Однако анализ факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т. е. связано с их профессиональной деятельностью.
Поэтому педагогу необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от педагога. Выявление критериев здоровье сберегающего потенциала урока и построение урока на здоровье сберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровье затратного характера в системе образования.
1.2. Основные принципы здоровье сберегающей деятельности
Эффективность анализа здоровье сберегающей деятельности в системе образования зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:
-
комплексность; -
системность; -
целостность; -
динамичность (повторяемость); -
репрезентативность; -
методическое единство.
Комплексность- подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности обучающегося.
Системность- означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также, причем в первую очередь, взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Целостность- необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.
Динамичность (повторяемость)- подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов обучающихся, конкретных учеников.
Репрезентативность (представленность)- обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов обучающихся.
Методическое единство- непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.
1.3 Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий
Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности).
Педагогическую технологию отличают:
конкретность и четкость цели и задач,
наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В. А. -канд. пед. наук)
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:
-
медико - гигиенические технологии (МГТ); -
физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ); -
экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ); -
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ); -
здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ); -
существуют и другие основания для классификации -
здоровьесберегающих технологий.
По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
-
защитно-профилактические; -
компенсаторно-нейтрализующие; -
стимулирующие; -
информационно-обучающие.
Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических.