Файл: Содержание Введение Раздел Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.............. ……………………………………………………………...6

Раздел 2. Организация учебного процесса на основе данных о состоянии здоровья обучающихся……………………………………….22

Раздел 3. Наиболее оптимальная здоровьесберегающая организация учебного процесса на основе нормативных документов……………….30

Заключение…………………………………………………………………...36

Список источников и литературы………………………………………...37

Приложения…………………………………………………………………..40

Введение

Актуальность исследования на тему: «Здоровьес берегающие технологии в образовательном процессе в системе СПО» обусловлена тем, что современное российское образование находится в настоящее время в состоянии реформирования.

  1. Проблемы современной системы образования требуют нового трактования понятия “образование”. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное - здоровой личности. Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести студента в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.

Здоровье и умственное развитие обучающихся должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в ее деятельности, в нашем случае, это деятельность студентов в системе СПО. В большинстве случаев, активные позиции, хорошая успеваемость - это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал - главное условие в обеспечении благоприятных условий.

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.


Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

  • реальной разгрузки содержания общего образования;

  • использование эффективных методов обучения;

  • повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

  • организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

  • улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

  • рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья обучающихся фактически определяют направления ликвидации основных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровье сберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.

  1. Цель данной работы – исследование и внедрение здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в среднее профессиональное образование.

Задачи данной работы:

1. Изучение состояния внедрения данного вопроса в систему образовательного процесса. Основные принципы.

2. Выявить сущность здоровье сберегающих образовательных технологий.

3. Изучение литературы и дополнительных источников по данной теме.

4. Изучить и проанализировать особенности здоровье сберегающей технологии по методике В.Ф. Базарного.

5. Мониторинг здоровья обучающихся в учебном учреждении.

6. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, обучающихся и их родителей.

7. Обучение основам здорового образа жизни обучающихся.

8. Организация и проведение пропаганды здорового образа жизни.

9. Создание среды, стимулирующей стремления обучающихся к здоровому образу жизни.


Схема 1. Педагогическая модель формирования здоровья студентов в процессе обучения и физического воспитания.



Предлагаемая модель позволяет в комплексе реализовать образовательную, воспитательную, развивающую и оздоровительную направленности учебно-воспитательного процесса.

Раздел 1. Внедрение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения

1.1 Выявление критериев здоровье сберегающего построения урока

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских студентов вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что их здоровье ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать или лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего и профессионального образования.

По данным всероссийской диспансеризации к 10 годам доля учащихся с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-18 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком - инвалидом.

Здоровье ребенка, его социально - психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет и учится. Для ребенка от 7 до 18 лет и более этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным исследований образовательная среда порождает факторы риска нарушения здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье обучающихся.

Исследования позволяют упорядочить факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:

  • стрессовая педагогическая тактика;

  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся;

  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  • провалы в существующей системе физического воспитания;

  • интенсификация учебного процесса;

  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  • частичное разрушение служб медицинского контроля в учебном учреждении;

  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.


Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система образования имеет здоровье затратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья обучающихся должны заниматься специально подготовленные профессионалы. Однако анализ факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т. е. связано с их профессиональной деятельностью.

Поэтому педагогу необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от педагога. Выявление критериев здоровье сберегающего потенциала урока и построение урока на здоровье сберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровье затратного характера в системе образования.

1.2. Основные принципы здоровье сберегающей деятельности

Эффективность анализа здоровье сберегающей деятельности в системе образования зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:

  • комплексность;

  • системность;

  • целостность;

  • динамичность (повторяемость);

  • репрезентативность;

  • методическое единство.

Комплексность- подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности обучающегося.

Системность- означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также, причем в первую очередь, взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Целостность- необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность (повторяемость)- подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов обучающихся, конкретных учеников.


Репрезентативность (представленность)- обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов обучающихся.

Методическое единство- непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

1.3 Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности).

Педагогическую технологию отличают:

конкретность и четкость цели и задач,

наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;

итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В. А. -канд. пед. наук)

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

  • медико - гигиенические технологии (МГТ);

  • физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);

  • экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

  • здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

  • существуют и другие основания для классификации

  • здоровьесберегающих технологий.

По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

  • защитно-профилактические;

  • компенсаторно-нейтрализующие;

  • стимулирующие;

  • информационно-обучающие.

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических.