Файл: К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Патриархальная теория возникновения, также известная как патриархат, связана с предположением, что человеческие общества изначально были организованы по принципу господства мужчин над женщинами.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля,
Филмера, Михайловского и др. Одним из основных постулатов теории является тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к коммуникации, приводящей к возникновению семьи. По мнению сторонников патриархальной теории, увеличением количества семей и межличностных связей объясняется образование государства.
Патриархальная теория впервые была сформулирована в VI-V вв. до н.э. китайским философом Конфуцием. Он говорил о государстве, как о большой семье, где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции, преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу-наставнику.
Аристотель развивает эту концепцию. Он пишет, что в государстве все формы общения достигают своего завершения и благой жизни. И ради этого блага люди подсознательно стремятся к образованию единой большой семьи.
В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения. И это свойственно не только Аристотелю с его гуманным отношением к человеку и обществу, но и другим идеологам патриархальной теории.
В XVII веке английским политическим теоретиком Робертом Филмером был внесен значительный вклад в развитие патриархальной концепции. Власть, по мнению Р.Филмера, есть проявление божественной воли. Она исходит от Адама, который получил ее от Бога, и от прародителя человечества даруется людским правителям. Как Адам был отцом человеческого рода, так и монархи являются опекунами человечества. Их власть неограниченна, ибо только им ведомо, что есть благо, а что зло и заблужденье.
В России данную теорию пропагандировали: социолог, теоретик народничества, Н.К. Михайловский и известный историк XX века М.Н.Покровский .
Патриархальная теория дает основу патернализму – слепой глубокой вере в «царя-батюшку». На этом явлении, таким образом, строится более прочное легитимная господство. Это, помимо идеи Р. Филмера «власть от Адама», уже второе основание для нерушимой власти правителя. Легитимация, благодаря этим основаниям, происходит на двух уровнях. Если в современных концепциях легитимность – это признание правителя подданными, то есть один уровень взаимодействия, то патриархальная теория предлагает второй уровень – признание правителя Богом. Тень теологической парадигмы здесь весьма значительна, поскольку именно Бог фигурирует как дарующий жизнь и власть обществу, первооснове государства. Но в целом патриархальная теория является отражением натуралистической парадигмы. Государство возникает вследствие разрастания семьи – естественной совокупности биологических единиц.
в XIX веке, когда антропологи, такие как Льюис Морган и Джон МакЛеннан, изучали общественную организацию древних культур. Они предполагали, что ранние общества были организованы вокруг семейных групп, где мужчина играл главную роль в принятии решений и контролировал женщину и детей.
Патриархальная теория была также продвинута философами и социологами, такими как Фридрих Энгельс, который связывал патриархат с возникновением частной собственности и разделением труда между мужчинами и женщинами.
Сегодня большинство исследователей считают, что патриархат не является универсальным явлением в истории человечества, а скорее представляет собой результат конкретных исторических условий, включая политические, экономические и культурные факторы.
Патриархальная теория происхождения (также известная как теория патриархата) утверждает, что человеческое общество в своих ранних стадиях развития было организовано вокруг мужских линий наследования и правления. Согласно этой теории, мужчины были главными охотниками и защитниками, обладали большей физической силой и возглавляли семейные кланы и племена. Женщины же занимались домашним хозяйством и воспитанием детей.
Такая организация общества, согласно теории, привела к тому, что мужчины стали более доминирующими и получили больше власти и влияния, чем женщины. Это, в свою очередь, стало причиной возникновения патриархальных структур в обществе, где мужчины были главными держателями.
Эта теория имеет давнюю историю, которая простирается на тысячелетия.
В древности, когда люди жили в племенах и кланах, патриархальная организация была необходимой для выживания. Мужчины были ответственны за защиту и обеспечение семьи, а женщины - за деторождение и воспитание детей. Эта модель была также присутствует в многих религиях и культурах, включая древнегреческую, римскую, иудейскую, христианскую и мусульманскую.
С развитием цивилизации патриархальная теория стала более укорененной. В средневековой Европе женщины не имели права голоса и не могли занимать государственные должности. В азиатских странах, таких как Китай, Япония и Индия, патриархальная организация также имела глубокие корни.
Приверженцы патриархальной теории возникновения государств считают, что она лучше других теорий, таких как теория социального договора, анархизма и др., по следующим причинам:
Естественный порядок: Патриархальная теория утверждает, что государство возникает естественным образом из семьи или клана, где старший член семьи или клана (патриарх) становится правителем. Это соответствует естественному порядку в обществе и основывается на биологических или природных принципах, таких как гендерные роли или старшинство.
Авторитет и порядок: Патриархальная теория предполагает, что государство возникает как форма организации общества, где патриарх обладает авторитетом и властью, чтобы поддерживать порядок и стабильность. Подобный авторитет считается необходимым для регулирования поведения и управления в обществе.
Единство и солидарность: Приверженцы патриархальной теории утверждают, что она способствует единству и солидарности общества, так как все члены общества подчиняются авторитету патриарха. Это может способствовать укреплению общественных связей и уменьшению конфликтов, так как все члены общества следуют одному авторитету.
Естественная роль правителя: Патриархальная теория утверждает, что право на правление основано на естественных качествах и способностях, таких как старшинство, мудрость и опыт, а не на формальных правовых или социальных договорах, как в других теориях. Поэтому патриарх считается наиболее подходящим правителем.
Одним из преимуществ патриархальной теории является ее простота и логичность. Также она позволяет учитывать факторы, которые могли влиять на возникновение государства, такие как культура, традиции и экономические условия. Кроме того, эта теория позволяет лучше понимать роль лидерства и иерархии в процессе формирования государства.
Патриархальная теория возникновения государств имеет несколько преимуществ перед другими теориями возникновения государств:
Простота: Как я уже упоминал, патриархальная теория очень проста и легко усваиваема, что делает ее более доступной и понятной для широкой аудитории.
Культурная специфика: Теория учитывает культурную специфику и исторические особенности разных обществ, что делает ее более адаптированной к конкретным контекстам.
Основание на исторических доказательствах: Патриархальная теория имеет некоторые исторические доказательства, которые подтверждают ее правдоподобность, в том числе существование родовых групп в Древнем Риме и племенных союзов у индейцев Северной Америки.
Объяснение происхождения государств: Теория патриархального происхождения государств пытается объяснить, как и почему возникают государства, в то время как другие теории, например, теория договорного общества, склонны сосредоточиться на том, что является основой общественного договора, который лежит в основе создания государства, но не объясняют, как именно государство возникает.
Связь с политической философией: Патриархальная теория имеет связь с политической философией, что помогает лучше понимать сущность государства и его роль в обществе. Она предполагает, что государство возникает из естественных потребностей людей к организации и управлению своей жизнью, что может помочь лучше понимать, почему люди в определенных исторических условиях стремятся создавать государство.
Аргументы
Хотя договорная теория возникновения государств имеет свои преимущества и может быть полезной для объяснения происхождения государства, она также имеет некоторые недостатки и ограничения. Вот некоторые из них:
Отсутствие исторического доказательства: Договорная теория возникновения государств основывается на предположении, что в прошлом люди действительно заключали социальный договор, чтобы создать государство. Однако нет достаточных исторических доказательств, чтобы подтвердить, что такой договор действительно происходил.
Ограничения на свободу: Договорная теория предполагает, что люди отказываются от своей естественной свободы, чтобы получить защиту от государства. Однако это также означает, что государство может ограничить свободу и права граждан, что может привести к нарушению прав человека.
Основание на фиктивном понятии: Договорная теория основывается на понятии социального договора, которое само по себе является фиктивным. Такой договор не может быть установлен или доказан и может рассматриваться как абстрактное предположение.
Неприменимость на некоторые общества: Договорная теория может быть не применима на некоторые общества, где социальные нормы и ценности отличаются от тех, что принятые в Западной Европе, где эта теория была разработана.
Не учитывает существующие социальные отношения: Договорная теория предполагает, что государство возникает как результат свободной воли и договоренности между людьми, но не учитывает существующие социальные отношения, такие как классовые противоречия и экономические интересы, которые могут быть более важными факторами в создании государства.