ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Экономика и организация предприятия
(наименование учебной дисциплины)
на тему: Организация (предприятие): понятие и классификация
ВАРИАНТ №__5____
Автор работы ___________________ _Т.А Еремцова _______
(подпись, дата) (Инициалы, фамилия)
Направление подготовки Биотехнология 19.03.01
(номер, наименование)
Группа __20БТ1бзи______________
Руководитель работы _______________ _Е.В. Козина __________
(подпись, дата) (Инициалы, фамилия)
Работа защищена ____________________ Оценка _________________________
(дата)
Пенза, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введени 3
-
Определение термина «предприятие 4-5 -
Цели предприятия и его место в экономической системе 6 -
Государственные корпорации в России 7 -
Классификация предприятий 8-9 -
Возможность объединения предприятий 10-12
Заключение 14
Список использованных источников 15-16
ВВЕДЕНИЕ
Тема развития предприятий является очень актуальной в условиях модернизации существующей экономики в России и ряде экономически развитых стран. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных торговых центров.
Для функционирования рыночной экономики необходимо такое условие как наличие бизнеса и предпринимательства. Лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, являются индивидуальные предприниматели или предприятия. Предприятия или коммерческие организации занимают ведущую роль в экономике. Они одновременно как производят экономические блага, другими словами - товары, так и являются их потребителями, например, сырья или материалов. Предприятия обеспечивают население рабочими местами, являются объектами инвестирования и мощной общественной силой, которая формирует моду, стандарты и образ жизни людей.
В своем реферате мне хотелось бы разобраться в необходимости существования предприятий, в системе их функционирования и структуре организации. Передо мной стоит задача адаптировать для читателей найденный мною материал по темам, представленным в содержании.
Целью данной работы является рассмотрение понятия предприятия, его места в рыночной экономике и показателей эффективности организации предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть сущность и значение предприятия в условиях рынка
выяснить какие виды предприятий существуют
изучить функции и цели предприятия и дать определение предприятию
1. Определение термина «предприятие»
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, например, услуги и работы. Его целью является удовлетворение потребностей населения и получение прибыли.
Предприятие – чаще всего коммерческая организация.
Различие коммерческих организаций от некоммерческих заключается в том, целью первых всегда является получение прибыли, вторые в свою очередь тоже получают прибыть, но для иных отличных целей. В настоящее время понятия «предприятие» и «организация» являются синонимами.
Классификация коммерческих организаций.
По форме собственности: Государственные, частные
По организационно–правовой форме: Хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия
По отраслевой принадлежности: Промышленные, транспортные, торговые, предприятия связи, сельскохозяйственные
По размеру: Крупные, средние и малые
По специализации: Специализированные, диверсифицированные, комбинированные
По назначению готовой продукции: Предприятия, производящие средства производства, товары народного потребления
По виду деятельности: Производственные, торговые, финансовые организации (банки, страховые налоговые компании) и консалтинговые и аудиторские компании.
Некоммерческие организации
- организации, работающие в области образования, науки и культуры,
- гуманитарные и благотворительные организации,
- профессиональные союзы и ассоциации,
- женские организации,
- молодежные организации,
- правозащитные организации,
- экологические организации,
- организации гражданской дипломатии,
- религиозные организации,
Организация – объединение нескольких лиц, деятельность которых направлена на достижение общей цели.[4]
Синонимами словосочетания «коммерческая организация» могут являться и следующие понятия:
Фирма – юридически зарегистрированная единица предпринимательской деятельности. Чьей целью будет являться реализация собственных интересов с помощью производства и/или продажа товаров. То сеть дочернюю зависимую компанию или филиал называть фирмой было бы неправильно.
Компания - объединение физических и/или юридических лиц направленное на ведение совместной торговой, производственной или иной экономической деятельности, имеющее статус юридического лица. К компаниям относятся и фабрики, и коммерческое товарищество.[3]
Корпорация – объединение физических и/или юридических лиц, коллективная собственность которых отделена от управления, осуществляемого централизованным и относительно независимым субъектом (как правило, советом директоров).
2. Цели предприятия и его место в экономической системе
Роль предприятия или коммерческой организации в экономике двойственна.
С одной стороны – это основной потребитель на рынке ресурсов. Предприятия закупают материалы и сырье, детали, узлы, комплектующие и прочее. С другой стороны – это главный поставщик экономических благ - продукции, услуг и работ на рынок товаров. У любого промышленного предприятия мы могли бы вычленить три основные функциональные подсистемы:
Снабжение – осуществляет закупку ресурсов, необходимых для производства продукции;
Производство – изменяет в рамках технологического (производственного) процесса исходные ресурсы таким образом, что они превращаются в готовую продукцию;
Сбыт – занимается продажей произведенной продукции торговым посредникам и/или конечным потребителям.[7];[9]
Кроме того, важнейшими задачами предприятия могут быть:
-
завоевание и/или удержание большей доли рынка; -
повышение качества товаров и сервиса; -
выход в лидеры в какой-либо научно-технической сфере; -
повышение рентабельности своей деятельности; -
оптимизация затрат и использования ресурсов с применением логистического подхода; -
достижение максимально высокого уровня занятости; -
формирование и улучшение деловой репутации фирмы.
3. Государственные корпорации в России
Государственная корпорация - некоммерческая организация, которая не имеет членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Руководствуется федеральным законом. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.
Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует им.
Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов.[8];[5]
Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году.
В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций - Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии ("Росатом") и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой").
предприятие коммерческий экономический корпорация
4. Классификация предприятий
Предприятия классифицируются по следующим критериям:
По форме собственности:
-
частное - предприятие, основанное частными лицами без участия государственного капитала, которое имеет ограниченное число членов и не вправе объявлять публичную подписку на свои акции;[10] -
государственное - организация любой организационно-правовой формы, основные средства которой находятся в государственной собственности (или же муниципальной), а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами; -
смешанное - предприятие, в котором сочетаются разные формы собственности, каждая из которых представлена своей долей (паем).
По размерам:
-
малые предприятия (например, с численностью работников до 100 человек); -
средние предприятия (от 100 до 1000 работников); -
крупные предприятия (свыше 1000 работников).
По целям деятельности:
-
коммерческие организации - юридические лица, преследующие извлечение (получение) прибыли в качестве основной цели своей деятельности; -
некоммерческие организации- организаций, которые не имеют целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.[2]
По отраслевой принадлежности:
-
предприятия капиталоемких отраслей (машиностроение, добывающая промышленность); -
предприятия трудоемких отраслей (сфера услуг); -
предприятия материалоемких отраслей (пищевая промышленность); -
предприятия наукоемких отраслей (компании сферы IT, микробиологическая промышленность, аэрокосмическое производство).
По межотраслевой структуре:
-
узкоспециализированные- предприятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства; -
многопрофильные- предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве -
комбинированные - суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.[11]
По уровню конкурентоспособности - свойства, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке:
-
неконкурентоспособные предприятия; -
предприятия конкурентоспособные на местных рынках; -
предприятия конкурентоспособные на мировых рынках.
5. Возможность объединения предприятий
Объединение предприятий — это хозяйственная организация, образованная в составе двух и более предприятий с целью координации их производственной, научной и других видов деятельности для решения совместных экономических и социальных проблем.
Объединение предприятий осуществляется предприятиями на добровольных началах или же по решению органов, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право образовывать объединения предприятий. В состав объединения предприятий могут входить как предприятия-резиденты, так и нерезитенты.