Файл: Организация (предприятие) понятие и классификация.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Экономика и организация предприятия

(наименование учебной дисциплины)

на тему: Организация (предприятие): понятие и классификация

ВАРИАНТ №__5____

Автор работы ___________________ _Т.А Еремцова _______

(подпись, дата) (Инициалы, фамилия)

Направление подготовки Биотехнология 19.03.01

(номер, наименование)
Группа __20БТ1бзи______________
Руководитель работы _______________ _Е.В. Козина __________

(подпись, дата) (Инициалы, фамилия)
Работа защищена ____________________ Оценка _________________________

(дата)

Пенза, 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ
Введени 3

  1. Определение термина «предприятие 4-5

  2. Цели предприятия и его место в экономической системе 6

  3. Государственные корпорации в России 7

  4. Классификация предприятий 8-9

  5. Возможность объединения предприятий 10-12

Заключение 14

Список использованных источников 15-16


ВВЕДЕНИЕ
Тема развития предприятий является очень актуальной в условиях модернизации существующей экономики в России и ряде экономически развитых стран. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных торговых центров.

Для функционирования рыночной экономики необходимо такое условие как наличие бизнеса и предпринимательства. Лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, являются индивидуальные предприниматели или предприятия. Предприятия или коммерческие организации занимают ведущую роль в экономике. Они одновременно как производят экономические блага, другими словами - товары, так и являются их потребителями, например, сырья или материалов. Предприятия обеспечивают население рабочими местами, являются объектами инвестирования и мощной общественной силой, которая формирует моду, стандарты и образ жизни людей.

В своем реферате мне хотелось бы разобраться в необходимости существования предприятий, в системе их функционирования и структуре организации. Передо мной стоит задача адаптировать для читателей найденный мною материал по темам, представленным в содержании.


Целью данной работы является рассмотрение понятия предприятия, его места в рыночной экономике и показателей эффективности организации предприятия.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

рассмотреть сущность и значение предприятия в условиях рынка

выяснить какие виды предприятий существуют

изучить функции и цели предприятия и дать определение предприятию

1. Определение термина «предприятие»
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, например, услуги и работы. Его целью является удовлетворение потребностей населения и получение прибыли.

Предприятие – чаще всего коммерческая организация.

Различие коммерческих организаций от некоммерческих заключается в том, целью первых всегда является получение прибыли, вторые в свою очередь тоже получают прибыть, но для иных отличных целей. В настоящее время понятия «предприятие» и «организация» являются синонимами.

Классификация коммерческих организаций.

По форме собственности: Государственные, частные

По организационно–правовой форме: Хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия

По отраслевой принадлежности: Промышленные, транспортные, торговые, предприятия связи, сельскохозяйственные

По размеру: Крупные, средние и малые

По специализации: Специализированные, диверсифицированные, комбинированные

По назначению готовой продукции: Предприятия, производящие средства производства, товары народного потребления

По виду деятельности: Производственные, торговые, финансовые организации (банки, страховые налоговые компании) и консалтинговые и аудиторские компании.­

Некоммерческие организации

- организации, работающие в области образования, науки и культуры,

- гуманитарные и благотворительные организации,

- профессиональные союзы и ассоциации,

- женские организации,

- молодежные организации,

- правозащитные организации,

- экологические организации,

- организации гражданской дипломатии,

- религиозные организации,



Организация – объединение нескольких лиц, деятельность которых направлена на достижение общей цели.[4]

Синонимами словосочетания «коммерческая организация» могут являться и следующие понятия:

Фирма – юридически зарегистрированная единица предпринимательской деятельности. Чьей целью будет являться реализация собственных интересов с помощью производства и/или продажа товаров. То сеть дочернюю зависимую компанию или филиал называть фирмой было бы неправильно.

Компания - объединение физических и/или юридических лиц направленное на ведение совместной торговой, производственной или иной экономической деятельности, имеющее статус юридического лица. К компаниям относятся и фабрики, и коммерческое товарищество.[3]

Корпорация – объединение физических и/или юридических лиц, коллективная собственность которых отделена от управления, осуществляемого централизованным и относительно независимым субъектом (как правило, советом директоров).
2. Цели предприятия и его место в экономической системе
Роль предприятия или коммерческой организации в экономике двойственна.

С одной стороны – это основной потребитель на рынке ресурсов. Предприятия закупают материалы и сырье, детали, узлы, комплектующие и прочее. С другой стороны – это главный поставщик экономических благ - продукции, услуг и работ на рынок товаров. У любого промышленного предприятия мы могли бы вычленить три основные функциональные подсистемы:

Снабжение – осуществляет закупку ресурсов, необходимых для производства продукции;

Производство – изменяет в рамках технологического (производственного) процесса исходные ресурсы таким образом, что они превращаются в готовую продукцию;

Сбыт – занимается продажей произведенной продукции торговым посредникам и/или конечным потребителям.[7];[9]

Кроме того, важнейшими задачами предприятия могут быть:

  • завоевание и/или удержание большей доли рынка;

  • повышение качества товаров и сервиса;

  • выход в лидеры в какой-либо научно-технической сфере;

  • повышение рентабельности своей деятельности;

  • оптимизация затрат и использования ресурсов с применением логистического подхода;

  • достижение максимально высокого уровня занятости;

  • формирование и улучшение деловой репутации фирмы.


3. Государственные корпорации в России

Государственная корпорация - некоммерческая организация, которая не имеет членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Руководствуется федеральным законом. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.

Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует им.

Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов.[8];[5]

Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году.

В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций - Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии ("Росатом") и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой").

предприятие коммерческий экономический корпорация

4. Классификация предприятий
Предприятия классифицируются по следующим критериям:

По форме собственности:

  • частное - предприятие, основанное частными лицами без участия государственного капитала, которое имеет ограниченное число членов и не вправе объявлять публичную подписку на свои акции;[10]

  • государственное - организация любой организационно-правовой формы, основные средства которой находятся в государственной собственности (или же муниципальной), а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами;

  • смешанное - предприятие, в котором сочетаются разные формы собственности, каждая из которых представлена своей долей (паем).


По размерам:

  • малые предприятия (например, с численностью работников до 100 человек);

  • средние предприятия (от 100 до 1000 работников);

  • крупные предприятия (свыше 1000 работников).

По целям деятельности:

  • коммерческие организации - юридические лица, преследующие извлечение (получение) прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

  • некоммерческие организации- организаций, которые не имеют целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.[2]

По отраслевой принадлежности:

  • предприятия капиталоемких отраслей (машиностроение, добывающая промышленность);

  • предприятия трудоемких отраслей (сфера услуг);

  • предприятия материалоемких отраслей (пищевая промышленность);

  • предприятия наукоемких отраслей (компании сферы IT, микробиологическая промышленность, аэрокосмическое производство).

По межотраслевой структуре:

  • узкоспециализированные- предприятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства;

  • многопрофильные- предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве

  • комбинированные - суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.[11]

По уровню конкурентоспособности - свойства, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке:

  • неконкурентоспособные предприятия;

  • предприятия конкурентоспособные на местных рынках;

  • предприятия конкурентоспособные на мировых рынках.

5. Возможность объединения предприятий
Объединение предприятий — это хозяйственная организация, образованная в составе двух и более предприятий с целью координации их производственной, научной и других видов деятельности для решения совместных экономических и социальных проблем.

Объединение предприятий осуществляется предприятиями на добровольных началах или же по решению органов, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право образовывать объединения предприятий. В состав объединения предприятий могут входить как предприятия-резиденты, так и нерезитенты.