Файл: Школа Н. А. Добромыслова и реформа образования Предметом постоянного внимания В. А. Добромыслова на протяжении всей его жизни были различные аспекты развития речи детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Школа Н. А. Добромыслова и реформа образования
Предметом постоянного внимания В. А. Добромыслова на протяжении всей его жизни были различные аспекты развития речи детей. Этому посвящены очень важные статьи (многие из них опубликованы в журнале «Русский язык в школе»), книги «Изложения и сочинения в семилетней школе» (1946), «Развитие речи учащихся У-УИ классов в связи с изучением грамматики: Морфология» (1954), «О развитии логического мышления учащихся на занятиях по русскому языку» и многие другие, в том числе подготовленные под руководством и редакцией В. А. Добромыслова коллективные работы его учеников и коллег.
Одно из направлений в исследованиях по обогащению словарного запаса школьников, которое возглавлял Д., характеризуется особым вниманием к тематическим группам слов как основе, которая позволяет обеспечить планомерное накопление лексических единиц, уточнение их значений и правил использования параллельно с изучением грамматики и правописания. Несомненный лидер этого направления — В.А. Добромыслов — начинал с детального обследования реального уровня речевых умений подростков. Уже в первой своей крупной работе ученый отмечает бедность словаря учащихся, распространенность употребления слов в несвойственных им значениях, неумеренное использование штампованных оборотов, ошибки в использовании образных средств и слов, находящихся за пределами литературной нормы [Добромыслов В.А. К вопросу о языке рабочего подростка / Под ред. А.М. Пешковского. М.: Изд-во ВСНХ СССР, 1932].
Причину многочисленных ошибок в словоупотреблении исследователь видел в том, что «словарная работа во многих школах сводится к определению состава тех или других слов и подысканию слов, родственных данному (особенно в связи с ошибками на безударные гласные), а также к объяснению непонятных учащимся слов, производимому от случая к случаю, чаще всего в связи с литературным чтением» [Добромыслов В.А. Словарная работа в Ѵ-ѴІІ классах // Русский язык в школе. 1940. № 5. С. 28]. Таким образом, В.А. Добромыслов считает, что ни работа над гнездами слов, ни изучение лексики на основе анализа художественных текстов не способны принести необходимые результаты для обогащения словарного запаса школьников.
Главным резервом повышения речевой культуры учащихся методист считает систематичность в работе над лексическими значениями слов, постоянную ее взаимосвязь не только с изучением художественных текстов, но и с упражнениями по грамматике и правописанию, развитием у школьников интереса к слову — его семантике, системным связям, морфемному составу, внутренней форме, лексической сочетаемости и т.п. Учитель должен так организовать свои уроки, чтобы постепенно накапливался материал по тематическим группам слов. Опираясь на многообразный педагогический опыт, достижения психологии и лингвистики, ученый формулирует важнейшие принципы организации обогащения лексикона школьников, сохраняющие свое значение до настоящего времени. При обобщении своих взглядов В.А.Добромыслов писал: «Система словарной работы предполагает последовательность, которая мыслится прежде всего как тематическая ... Слово станет прочным
достоянием учащегося лишь в том случае, когда понятие или представление, им выраженное, вступит в тесную связь с целым рядом других понятий или представлений, войдет в определенный тематический круг. Если преподаватель хочет, чтобы слово попало в активный словарь учащегося, он должен организовать самостоятельное высказывание учащегося на определенную тему, с которой данное слово может быть связано. Отсюда очевидна необходимость накопления учащимися слов по определенным темам» [Добромыслов В.А. Словарная работа в V-VI1 классах // Русский язык в школе. 1940. № 5. С. 29].
Отбор и накопление слов по смысловым темам, по мнению В.А. Добромыслова, должны дополняться постоянными словарно-семантическими упражнениями, призванными уточнить значения слов, познакомить с их функциональными свойствами. Сюда относится подбор синонимов и антонимов, составление словариков по темам, упражнения, связанные с использованием лексических единиц в словосочетании, предложении и в связном тексте. Автор специально останавливается на вопросе о том, где отыскать на уроке время для обогащения лексикона школьников. Он видит выход в усилении внутрипредметных связей, в подборе словарно-грамматических упражнений, в которых работа над значениями слова идет параллельно с выполнением заданий по морфологии, синтаксису, правописанию.
В.А. Добромыслов писал: «В школах иногда все приносится в жертву орфографии, но забывается при этом, что речевое бескультурье подрывает и работу по орфографии, и работу по пунктуации». Таким образом, ставилась задача пересмотреть в программе соотношение основных разделов школьного курса русского языка, усилить внимание к развитию речи школьников.
Кардинальные изменения в отношении учителей и руководителей органов народного образования к школьным сочинениям и изложениям связаны с требованиями реформы школы 1931-1933 годов. Отмена комплексных программ и системы проектов как метода организации учебно-воспитательного процесса позволила значительно увеличить количество часов для изучения русского языка. В новых программах предусматривалось проведение многообразной работы по развитию речи учащихся.
В методических публикациях 30-х годов постоянно подчеркивалась особая значимость изложений на основе художественных и газетных текстов для идейного воспитания школьников, развития их коммуникативных умений и логического мышления.
В.А. Добромыслов, Е.И. Досычева, H.H. Каноныкин, М.А. Рыбникова и др. продолжали пропагандировать сочинения и изложения как важнейшие формы активизации коммуникативных навыков, имеющие важное воспитательное значение и способствующие развитию наблюдательности, образности и логичности мышления, любви к русскому языку и литературе. Предлагались новые темы, отражавшие актуальную действительность, совершенствовались приемы подготовки, проведения и анализа творческих работ, уточнялись требования к их содержанию и оформлению.
В.А. Добромыслова ярко продемонстрировал, что соблюдение учащимися норм орфографии и пунктуации вовсе не обязательное свидетельство безупречности их письменной речи. Помимо нарушений норм правописания, в творческих работах школьников отмечается множество речевых ошибок и недочетов, которые очень существенно влияют на качество сочинений: «речевое бескультурье», — свидетельствует ученый, — «подрывает и работу по орфографии, и работу по пунктуации».
В.А. Добромыслов особо останавливается на орфографической и лексической подготовке к изложениям — усвоении правописания и семантики новых слов, уточнении значений недостаточно знакомых слов, подборе синонимов, анализе образных средств и т.п.
Детальный анализ тысяч школьных сочинений позволил В.А. Добромыслову определить, что «целый ряд ошибок, которые обычно включаются в число орфографических, на самом деле являются речевыми» и, следовательно, требуют совершенно иных приемов предупреждения. Классификация ошибок была нужна ученому не сама по себе, а как основа для создания стройной системы подготовки к сочинениям и изложениям, в которой особое внимание обращалось на предупреждение стилистических ошибок (ученый понимает этот термин значительно шире, чем это сейчас принято). С этой целью была организована работа над обогащением словаря учащихся путем анализа лексических значений, ознакомления с нормами сочетаемости и стилистическими свойствами слов
, подбора синонимов и антонимов, сопоставления паронимов и значений многозначных слов. В результате подобного рода исследований становилось все более очевидным, что множество ошибок в сочинениях школьников (а именно это часто отпугивало учителей и методистов) — это лишь следствие недостаточного внимания к развитию речи учащихся, что правильный выбор темы, тщательная подготовка способны обеспечить достаточно высокий уровень ученических работ и, самое главное, стать основой для совершенствования коммуникативных умений учащихся.