Файл: Государственный строй Пруссии и Австрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра математики, физики и информационных технологий

Дисциплина: «Правоведение»

Реферат

Тема: «Государственный строй Пруссии и Австрии»




Выполнил: студент Группы НТ-111

Белянчиков Максим Алексеевич




Фамилия И.О.




Проверил: Петренко Н.Н.

Фамилия И.О.

г. Чебоксары

2023 г.

Содержание





Глава I: Зарождение абсолютизма в Германии 4

Глава II: Абсолютная монархия в Германии 7

Глава III: Государственный строй Пруссии и Австрии 9

Глава IV: Характеристика Германского уголовно-судебного уложения 1532 г. («Каролина») 14

Заключение 18

Список литературы 19

Введение
Тема моей работы «Государственный строй Пруссии иАвстрии» выбрана мною не случайно. Дело в том, что период абсолютизма в Германии занимает одно из важнейших мест в истории этого государства, в том числе и в самой дисциплине история государства и права зарубежных стран. Помимо этого я считаю свою тему достаточно актуальной. Эта актуальность состоит в том, что только в Германии абсолютизм принимает свою специфическую форму, которая во многом отличается от других абсолютных монархий стран Западной Европы.

Целью моей работы является рассмотрение периода абсолютизма в Германии. Для того чтобы поставленная цель была достигнута, я рассмотрю историческое развитие абсолютизма в Германии, выявлю его специфические особенности, исследую государственный строй двух наиболее крупных государственных образований в Германии (Пруссии и Австрии) и всесторонне изучу главный германский источник права («Каролину»).


Глава I: Зарождение абсолютизма в Германии
В XV-XVI в странах Западной Европы начинают складываться так называемые «абсолютные монархии». Под абсолютной монархией понимают разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. Государства начинают достигать наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Предпосылки абсолютизма коренятся социально-экономических переменах, в постепенном усилении княжеской власти.

В конце XV – первой половине XVI века в Германии наблюдается период экономического расцвета. Германия сохраняла выгодное положение на мировых торговых путях, и многие ее города (Аугсбург, Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Лейпциг и др.) являлись крупнейшими центрами производства и европейской торговли. Страна занимала первое место в мире по добыче серебра — главного средства внутреннего и международного обмена. Германия попала в интенсивное развитие горнорудного производства (настоящая «горная лихорадка», охватившая Германию на рубеже XV—XVI вв.), которое базировалось на богатых запасах полезных ископаемых. Росло производство тканей, стекла, предметов роскоши. Новым производственно-организационным моментом являлась деятельность крупных семейных торгово-ростовщических, банковских и промышленных фирм. Экономика продолжала базироваться на сельском хозяйстве и мелком ремесленном производстве, — в этих сферах было занято до 90 % населения, а рента с крестьянских хозяйств составляла главный источник благосостояния господствующих сословий — дворянства и духовенства. Германская деревня не оставалась в стороне от обрисованных выше экономических тенденций: расцвет городского хозяйства стимулировал развитие сельскохозяйственного производства, углубление его специализации, рост его доходности. Так, в северо-восточных землях Германии в XVI в. хлеба производилось в 20 раз больше, чем это требовалось для внутреннего потребления; излишки вывозились в Шотландию, Голландию, Швецию, Норвегию и другие страны.

Однако развитие экономики происходило несколько по-иному, чем в Англии и во Франции. Ни один город в Германии не превратился в такой хозяйственный центр страны, каким был, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англии и во Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности. Имперские князья, уже обладавшие к тому времени всей полнотой власти внутри своих территориально-государственных образований, использовали благоприятные условия экономического развития для окончательного правового оформления своего политического суверенитета.



Ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавилось еще одно - вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части.

Реформация в первой половине XVI в. Привела не только к религиозному расколу Германии, но и к социальным движения, в том числе и к Крестьянской войне 1524 – 1526 гг. В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства; княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий, и попали в полную зависимость от князей. Пострадавшие были вынуждены искать опоры у княжеской власти, тем самым еще больше укрепили ее. К тому же князья еще подчинили себе новое протестантское духовенство. Тридцатилетняя война (1618-1648), которая велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решила политические задачи: северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. К тому времени сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных – пришли в упадок.

В XVII в. в германских княжествах установилась абсолютная монархия, имеющая свои исключительные признаки.

Глава II: Абсолютная монархия в Германии
Вторая половина XVII в. была временем окончательного становления германского абсолютизма в его специфической форме. Абсолютистское государство развивалось, преодолевая несколько основных узлов противоречий. Во-первых: основным выразителем классового отрицания феодализма на почве присущего ему способа производства оставалось. Во-вторых: налоговая политика абсолютизма приводила к недовольству горожан, буржуазии, которые хотели оказывать влияние на политический режим, соответственно своему вкладу в его финансирование - «Нет налогов, без представительства. В третьих − в ряде случаев возрастали сепаратистские устремления аристократии. Опорой княжеского абсолютизма являлось среднее и мелкое дворянство, а также торгово-промышленные элементы городского населения (бюргерства). Таким образом, социальная база германского абсолютизма не имела принципиальных качественных отклонений от других европейских аналогов.

Но абсолютизм в Германии отличался от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами. Во-первых, как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинении слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии.


Утверждение абсолютной власти князей имело крайне отрицательные последствия для Германской империи. Она так и не стала централизованным государством, оставаясь, как и в предшествующие столетия, территориально, экономически и политически раздробленной. Императорская власть превратилась в почетное звание. Князья полностью освободились от каких-либо обязанностей перед императором. Рейхстаг, имперский суд и ландтаги утратили практическое значение. Руководство армией, полицией и судом превратилось в суверенное право князей. Правящие сословия дворянства и духовенства, сохранив свои феодальные привилегии, находились в полной зависимости от князей.

В XVII в. в границах Германской империи насчитывалось свыше 350 отдельных государственных образований, наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия, в которых уже тогда зародилось соперничество за политическое верховенство в империи.

Глава III: Государственный строй Пруссии и Австрии


  1. Государственный строй Пруссии


Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель, географически даже не соприкасавшихся друг с другом. Она образовалась в 1701 году на основе маркграфства Бранденбургского и его предшественника Тевтонского ордена, колонизаторская идеология и практическая деятельность которого заложили основы великого-прусского милитаризма в Германии. В конце XVIII в. Пруссия стала абсолютной монархией.

Управление Пруссией было достаточно централизованным. Прусский король входил в имперскую коллегию курфюрстов, являлся авторитетным монархом с широкими полномочиями. Высший орган управления – тайный совет – должен был объединить управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления. Департаменту внутренних дел, который носил название «Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов», в отдельных провинциях подчинялись и домениальные палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства. Департамент внутренних дел превратился фактически в высший орган государственного управления. Его дополняла главная администрация королевских доходов. На местах существовали провинциальные палаты по руководству военным делом и сбором налогов.


Наряду с ними действовали ландраты – земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями. Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т.е. были сословными учреждениями. В то же время на ландратов были возложены общегосударственные функции, т.е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов, заведованием полицией, рекрутским набором.

Члены городских советов (магистратов), управлявших делами города, назначались департаментом внутренних дел. Деятельность магистратов находилась под контролем правительственных податных советников.

Земледельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, они также осуществляли патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управляли старосты, избиравшиеся сельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно.

Вся система управления в Пруссии строилась на принципе строжайшей подчиненности низших звеньев высшим. Должностная субординация и контроль за выполнением решений «сверху» лежала в основе деятельности всего государственного аппарата. Бюрократизм и мелочная регламентация – другая характерная черта аппарата управления. Замещение должностей только дворянами еще одна особенность госаппарата. Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским.

Постоянная армия Пруссии берет свое начало с середины XVII в. Общее руководство армией осуществлял король, а специальный департамент внутренних дел ведал ее организацией, комплектованием и вооружением. Организационно-правовую основу армейской службы составлял Воинский устав 1726 г., инструкция по вербовке солдат 1708 г. И регламент 1733 г. Армия состояла из сухопутных войск и военно-морского флота.

Офицерский состав вооруженных сил состоял из дворян, проходивших подготовку в кадетских корпусах. Солдаты по найму, вчерашние крестьяне и беднота обязывались служить королю в течение 20 лет.

Прусская армия была одной из самых многочисленных в Европе. Она славилась муштрой и жестокой палочной дисциплиной. Уставные требования в равной степени применялись к солдатам и офицерам.