Файл: 1 Теоретические основы организации культурноисторического туризма.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Культурно-исторический туризм – наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурно-исторического туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурно-исторический туризм. Знакомство с культурой и обычаями страны обогащает духовный мир человека. Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса. Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами.
Культурно-исторический туризм подразделяется на:
– культурные (особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса);
– исторические (культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив;
– культурно-исторические (основаны на впечатлениях, в результате знакомства или изучения и познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов).
Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др. История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.
Классификация туристической деятельности должна быть многоуровневой. Туристические потребности основного уровня представлены ландшафтным туризмом, включая гуманитарные и природные ландшафты, который удовлетворяет потребности туристов в познании природы и культуры. Туристические потребности второго уровня – повышенного уровня, направлены на удовлетворение туристами потребностей в развлечениях. Специальный уровень туристской потребности включает любование памятниками культуры, курортно-лечебную деятельность, отдых, участие в конференциях, паломничество, научные экспедиции и т.д. Историко-культурный фактор является единственной постоянной аттрактивности во всех трёх уровнях туристических потребностей.
Историко-культурный туризм представляет собой туристическую аттрактивность, которая определяется совокупностью факторов культуры и истории. По общем значению историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов туристической аттрактивности.
В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия. Историко-культурный туризм существует вместе с другими факторами, которые играет очень важную роль в развитии индустрии туризма. Аспекты формирования туристической аттрактивности историко – культурного туризма представлены в (Таблица 2).
Таблица 2 – Аспекты формирования туристской аттрактивности
Вид | Содержание | Уровни туристской деятельности | Тип мотивов |
Туризм искусств и литературы | Известные деятели литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий | Специальный | Мотив экономики мотив души – познавательная потребность, потребность знаний, потребность удовольствий и любования |
Исторический туризм | Памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры; древние города, развалины древних городов; памятники военной культуры | Специальный | Мотив души – познавательная потребность, потребность знаний, потребность удовольствий и любования |
Туризм архитектурной культуры | Архитектурные ансамбли, дворцовые комплексы, культовые сооружения и храмы; малые архитектурные формы (здания, башни, арки, залы, пантеоны, мавзолеи, мемориальные пещеры, камни и обелиски); гидротехнические сооружения; портово-промышленная архитектура; рекреационная архитектура | Специальный | Мотив души – познавательная потребность, потребность знаний, потребность удовольствий и любования. |
Продолжение таблицы 2
Туризм тематических парков культуры | Искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные) | Повышенный Специальный | Мотив души – познавательная потребность, потребность знаний, потребность удовольствий и любования; Мотив экономики – покупательная цель, торговая цель, деловая цель. Мотив тела –лечебная потребность, оздоровительная потребность, спортивная потребность. |
Туризм городской среды и культуры | Городская среда и городская культура; панорамы городов; ландшафтно-планировочная организация и застройка городов | Основной Повышенный | Мотив души – познавательная потребность, потребность знаний, потребность удовольствий и любования; Мотив экономики – покупательная цель, торговая цель,деловая цель. Мотив тела –лечебная потребность, оздоровительная потребность, спортивная потребность. |
Музейный туризм | Музеи, выставки, историко-культурные мероприятия и презентации | Специальный | Мотив души – познавательная потребность, потребность знаний, потребность удовольствий и любования. |
Туризм по знакомству с искусством и литературой. Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов.
Например, роман Н. Островского «Как закалялась сталь» не только был включен в «Список рекомендованных книг для школьников» министерства образования Китая, но и был важной причиной привлечения многих китайских туристов в Украину.
Прекрасные стихотворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию.
Исторический туризм. Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов.
Туризм архитектурной культуры. Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитектуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Далянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае.
Туризм тематических парков культуры. Тематические парки (The parks) являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов.
Туризм городской среды и культуры. Города как места сосредоточения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и формируют туристический рынок первого класса для иностранных туристов. х роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.
За последние 40 лет туристическая индустрия значительно выросла и сегодня считается одной из самых крупнейших экономических отраслей во всем мире. На это повлияло развитие технологий, глобализация, изменения в потребностях потребителей и многие другие факторы.
Каждая вид туризма удовлетворяет определенные потребности разных групп людей. Военный туризм в последнее десятилетие взорвался во многих западных странах и привлек все большее число любопытных, предприимчивых и состоятельных туристов в районы, пострадавшие от жестоких столкновений. Не так-то просто найти цифры для измерения роста индустрии военного туризма, но все же можно сказать, что поездки в районы конфликтов и политической нестабильности, переживают настоящий бум последние годы.
Люди всегда были очарованы войной. Конфликты всегда играли видную роль в формировании и увековечении культур посредством различных форм. Войны, как агенты создания истории, твердо придерживаются коллективной психики и представляют собой глубоко укоренившиеся фундаментальные символы в разных культурах, которые выступают в качестве императивных инструментов для построения социальной идентичности. И это не изменилось сегодня. Но в мире, в котором мы сейчас живем, все, что связано с большой аудиторией, в конечном итоге будет обрезано ценником. Итак, война стала своего рода продуктом. И это хорошо продается через индустрию туризма. Но туризм всегда опирался на потребности потребителей. А туристы в свою очередь искали большую заинтересованность в изучении войн и различных конфликтах. Таким образом сформировалась цель военно – исторического туризма, которая приведена в (рисунок 3):
Цель военно-исторического туризма
Воспитание и поддержание Выработка нравственных устоев и развитие
интереса к прошлому мира и развитие понимания событий,
и нации касающихся трагического прошлого
Рисунок 3 – Цель военно-исторического туризма
Опираясь на цель военно-исторического туризма, можно назвать его функции. Функции приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Функции военно-исторического туризма
Функции | Роль функции |
Познавательно – образовательная | Получение и пополнение знаний, знакомство с природой, историей, культурой как своего региона и страны, так и других стран, и народов. Это функция позволяет лучше понимать этапы развития своего народа и мира в целом. Кроме того, познавательные туры предоставляют возможность изучения военной техники и оборудования, некоторые из них создают имитацию военных действия для того, чтобы лучше понимать события происходящие в прошлом. |
Интегрирующая функция | Военно-исторический туризм способствует развитию международных экономических отношений, возникновению ряда международных межправительственных и неправительственных организаций и союзов. На сегодняшний день некоторые туристские компании предлагают маршруты по местам Второй Мировой Войны. |
Продолжение таблицы 3
Воспитательная функция | Эта функция является основной и выделяющейся среди других видов туризма. Военный туризм способствует формированию моральных, нравственных и эстетических качеств, прививание любви к окружающему миру, включая свой собственный вид. |
Спортивная функция | Специальная подготовка по туристской технике для участия в различных мероприятиях, связанных с военным туризмом способствует укреплению общей физической подготовки, а также развитию разных сторон физического здоровья. |
Эстетическая и эмоционально психологическая функция | Под этой функцией туризма понимается предоставляемая в туристском путешествии возможность наслаждаться красотой и творениями объектами военно-исторического показа. Как возможность снятия напряжения и усталости после напряженного труда, приобретения положительных эмоций от встреч с людьми, впечатлений от интересных туристских объектов или преодоления естественных препятствий в спортивном или активном туристском путешествии. |